Впереди - Удмуртия, позади - Чечня: Татарстану определили место в рейтинге школьного образования

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Впереди - Удмуртия, позади - Чечня: Татарстану определили место в рейтинге школьного образования

Рособрнадзор поставил Татарстан на 22-е место по качеству школьного образования среди 85 регионов. Выбиться в отличники республика не смогла из-за невысоких показателей по такому критерию, как «управление системой образования», в частности, наши школы упрекнули в необъективности выставляемых детям оценок и неважной организации ЕГЭ-2020.

Рособрнадзор и Федеральный институт оценки качества образования впервые представили рейтинг регионов по качеству общего образования. Субъекты РФ оценивали по 12 критериям, разделенным на три группы: результаты обучения школьников; практикоориентированность школьного образования (использование лабораторного оборудования, компьютеров, число поступивших в учреждения среднего профобразования и вузы в своем регионе); управление системой школьного образования.

Самое качественное образование, как выяснилось, получают дети в Санкт-Петербурге, Москве и Ленинградской области. Самое худшее - в Ингушетии, Чечне и Дагестане.

Татарстан в рейтинге занял 22-е место, набрав 60,9 балла из 100 возможных и уступив соседней Удмуртии (7-е место), Пермскому краю (9), Республике Коми (13), а также Челябинской, Пензенской, Нижегородской, Кировской областям.

Самым западающим направлением у Татарстана оказалось «управление школьным образованием» (46,1 балла). В частности, составители рейтинга сравнили результаты ОГЭ, всероссийских и региональных проверочных работ за 2019 год по модели PISA и пришли к выводу, что татарстанские педагоги зачастую выставляют детям необъективные, то есть завышенные оценки (по этому показателю у республики 40,6 балла). Видимо, подразумевается, что они это делают не по собственной инициативе, а по указанию сверху.

- Не могу согласиться с составителями рейтинга. Какой смысл учителям завышать оценки детям, если потом на ОГЭ и ЕГЭ высветятся их реальные знания? Ни одна серьезная школа такими вещами заниматься не будет, - прокомментировала «Вечерней Казани» заключение экспертов бывший директор татарской гимназии № 2 им. Марджани, член Общественного совета при Минобрнауки РТ Камария Хамидуллина.

Всего 45 баллов в рейтинге Рособрнадзора татарстанская система школьного образования набрала и по такому критерию, как «организационно-техническое обеспечение проведения ЕГЭ-2020».

- В прошлом году из-за пандемии коронавируса вся страна и весь мир оказались в чрезвычайной ситуации. Школам пришлось с ходу, без какой-либо подготовки перейти на дистанционное обучение, а затем в условиях строгих санитарных ограничений проводить ЕГЭ. Они с этой задачей справились, но оценивать организацию ЕГЭ в «ковидном» году, на мой взгляд, некорректно, - прокомментировала Хамидуллина этот показатель.

В свою очередь активист «Родительского сообщества Татарстана» Рая Демидова считает, что республика заняла нерадостное 22-е место вполне закономерно.

- С одной стороны, у Татарстана сильные позиции (3-е место) по такому критерию, как доля учеников, которые получили высокие баллы по результатам ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в 2019 году, что свидетельствует о высоком уровне подготовки учеников. С другой стороны, по критерию «минимальный уровень подготовки» у нас почти 20% учащихся написали ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, не преодолев или едва преодолев минимальный порог (49-е место в рейтинге). Кроме того, республика на 42-м месте по критерию «образовательное равенство». Это говорит о том, что качество образования в лучших и худших школах Татарстана сильно отличается, - отмечает Демидова. - Хочешь, чтобы ребенка учили хорошо, - вылези вон из кожи, но определи его в хорошую школу. А если у родителей нет таких ресурсов? Ни для кого не секрет, как происходит зачисление в школу не по прописке: тут и подготовительные курсы, и существенный взнос в фонд школы при зачислении... Еще меня заинтересовал показатель «Поступление в образовательные организации СПО своего региона», который показывает, какой процент школьников, которые покинули школу после 9-го класса, был принят в техникумы и колледжи. По данным Рособрнадзора, в Татарстане таких 62,7% (29-е место среди регионов). Выходит, 37% выпускников 9-х классов оказываются за бортом - их не берут ни в 10-й класс, ни в колледж. Крутитесь сами, как можете. А потом удивляемся, откуда у нас подростковая преступность и экстремистская идеология среди молодежи.

В Минобрнауки РТ, комментируя «ВК» итоги рейтинга, подчеркнули, что из 12 показателей Татарстан лишь по двум показал результаты ниже среднего: объективность оценочных процедур и эффективность организационно-технологического обеспечения ЕГЭ-2020.  

«ЕГЭ в 2020 году прошел в период пандемии. Действительно, наблюдались нарушения по причине сбоя техники и удаления с экзаменов. В настоящее время ведется работа по обучению специалистов - работников ППЭ и участников ГИА», - сообщили в министерстве.

Тем временем в родительских пабликах обсуждают не очень почетное место Татарстана в рейтинге.

«При таких огромных финансовых вливаниях такой плачевный результат. Вот ВПР и пригодились, по нарисованным цифрам все стало понятно»;

«Самая «продвинутая» республика, IT-парки, Иннополис, суперсовременные школы, билингвальность, а в остатке - фигульки».

В свою очередь глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что цель рейтинга - мотивировать чиновников от образования работать над ошибками и «организовать открытость для граждан России, чтобы они понимали, на каком уровне по качеству образования субъект находится». К концу 2021 года ведомство планирует опубликовать аналогичный рейтинг по муниципалитетам, чтобы каждый гражданин мог узнать, «какой уровень образования у него в районе».