Вслед за музеем самогона в Татарстане откроют к мундиалю музеи пива и вина

Татьяна ЯНЬКОВА
Вслед за музеем самогона в Татарстане откроют к мундиалю музеи пива и вина

Не продавать чак-чак с истекающим сроком годности и запастись вялеными гусями рекомендовали в Госалкогольинспекции РТ казанским торговцам сувенирами в преддверии мундиаля. А еще напомнили, что категорически запрещено торговать алкоголем без лицензии, даже если он разлит в сувенирные бутылки.

И это, конечно, очень огорчительно для малого бизнеса сразу по двум причинам. Во-первых, именно алкоголь, как выяснилось после проведенного специалистами Госалкогольинспекции РТ мониторинга интернет-отзывов побывавших в Казани туристов, находится на втором месте после чак-чака по популярности среди предлагаемых сувениров. А во-вторых, Татспиртпром специально к ЧМ-2018 разработал тематические емкости для розлива своей «огненной воды» - штофы в форме стадиона «Казань-арена» и «Чаши», дополненные футбольными мячами.

Пока эти сувенирные емкости существуют только в виде образцов, но ближе к заветной дате появятся в продаже (естественно, предварительно заполненные), рассказала на вчерашнем круглом столе в Госалкогольинспекции РТ «Рынок сувенирной продукции Казани в преддверии 21-го чемпионата мира по футболу FIFA» представительница компании Светлана Закирова. Еще она анонсировала открытие двух фирменных магазинов-музеев - вина и пива. Правда, откроются они не в Казани, а в Свияжске и Чистополе соответственно. В работающем же в столице республики магазине-музее Татспиртпрома, где туристам предлагают в этнических декорациях сначала продегустировать напитки, а потом их приобрести, летом этого года организуют отдельную пивную экспозицию.

Кстати, на фоне шумихи и возмущения мусульманской общественности по поводу открытия на улице Баумана музея самогона все как-то подзабыли, что первый музей, посвященный алкоголю, открыл еще в 2015 году на улице Салимжанова Татспиртпром и, как с гордостью рапортует производитель алкоголя, «посещение магазина-музея включено в маршруты всех казанских туроператоров».    

Демонстрация сувенирных штофов с мячиками вызвала заметное оживление среди приглашенных на круглый стол предпринимателей, занятых в сфере торговли сувенирами, и это не осталось без внимания специалистов Госалкогольинспекции, которые поспешили напомнить собравшимся, что водка даже в причудливой упаковке все равно остается водкой и продавать ее как обычный сувенир строго запрещается.

- А если мы выделим уголок в нашем сувенирном магазине, например, и вы будете торговать вашей продукцией с вашей лицензией? - обратился к представительнице Татспиртпрома один из участников круглого стола, надеясь получить хотя бы крохи от пирога крупнейшего в России производителя водки.

Оказалось, что выделить-то уголок для торговли спиртным можно, вот только площадь его должна быть не менее 50 квадратных метров, а это, учитывая скромные размеры сувенирных лавок, не представляется возможным.

Поскольку перспективнейший в плане материального обогащения пласт сувенирной продукции рядовому ипэшнику оказался недоступен, в Госалкогольинспекции рекомендовали бизнесменам сосредоточить внимание на других пользующихся спросом у туристов товарах: после чак-чака и алкоголя это талкыш-калеве и вяленый гусь, который, по отзывам покупателей, даже лучше испанского санкционного хамона. Правда, выяснилось, что лавки, которые торгуют национальными лакомствами, сами порой отпугивают потенциальных покупателей.

- Мы посетили ряд магазинов, и были случаи, когда заходишь - и тебя сразу настигает странный запах, свидетельствующий о признаках порчи, - рассказала об итогах совместного с Управлением Роспотребнадзора по РТ и казанского исполкома рейда начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова. - Отмечались случаи нарушения правил товарного соседства, где в одном холодильнике вместе с кондитерскими изделиями хранилась рыба. Находили мы и сыры с признаками плесени.

В итоге торговцам съедобными сувенирами посоветовали соблюдать санитарные правила и воздержаться от реализации изделий с истекающим сроком годности, ведь турист, когда покупает что-то вкусненькое, не сразу это съедает, а везет через полстраны домой.

- Замечательные отзывы о талкыш-калеве, но он должен храниться при температуре от 2 до 6 градусов не более двух недель, а так он, конечно, превращается в кашу, - отметила Арсланова.

Среди допускаемых торговцами сувениров ошибок в Госалкогольинспекции назвали навязчивый сервис: покупателей, оказывается, раздражает, когда продавец ходит за ними по пятам и пытается впарить какую-нибудь безделушку. Человеку становится неловко от столь пристального внимания, он хватает первый попавшийся сувенир и быстренько сбегает, чтобы только отделаться от чересчур любезного лавочника.

Кроме самих сувениров, которые по умолчанию должны быть только наивысшего качества, бизнесменам рекомендовали обратить пристальное внимание на правильное оформление ценников и ярлыков. Нельзя наклеить на товар стикер с надписью 150 и наивно полагать, что это исчерпывающая информация для покупателя.

Недоумение у экспертов вызвали рекомендации по уходу за некоторыми сувенирными изделиями. Так, на велюровых тюбетейках было указано, что их нельзя мочить, гладить, отбеливать и отдавать в химчистку, на валяных тапочках - что их можно стирать и отжимать в машинке, а на плюшевых игрушках - можно гладить.

Фото автора.