Встретились, поговорили

Марина ЮДКЕВИЧ
Встретились, поговорили

РЖД: рассчитывать некогда, пилить надо    

"Мы стоим на пороге беспрецедентного для России проекта", - так министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин открыл вчера общественные слушания по вопросу воздействия на окружающую среду в Татарстане проекта строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Москва - Нижний Новгород - Казань". По убеждению активных участников слушаний, проект действительно грозит стать беспрецедентным - по ущербу для экологии, экономической бессмысленности и удивительным особенностям планирования.

Как известно, российский супермонополист - РЖД твердо намерена потратить на строительство 803-километрового участка ВСМ , который позволит за 3,5 часа доехать из Москвы в Казань, не менее 928 млрд рублей (разумеется, бюджетных). Это вдвое дороже, чем обходятся ВСМ, к примеру, в Китае. Что касается потребности в новой дороге такого класса, то будет ли она окупаться реальным пассажиропотоком или станет возить воздух за дополнительную бюджетную дотацию, - таких расчетов РЖД не приводит.

Хотя общественные слушания предусмотрительно назначили на рабочее время, пришло свыше 160 человек. Забитый до отказа зал Миндортранса РТ стал похож на сельский клуб в день демонстрации новой увлекательной киноленты. С такой, снятой по заказу ОАО "Скоростные магистрали" (дочка РЖД), и начали.

В ней приближение к территории Татарстана выглядело особенно впечатляюще: "Мостовой переход через Волгу! Готовность принять участие в его строительстве подтвердил Сантьяго Калатрава!..". За спиной этого знаменитого архитектора масса очень сильно декоративных проектов (в стиле, как говорил поэт Бродский "а-ля этот идиот Корбюзье"), включая (как говорят специалисты по архитектуре), полностью декоративные, т.е. до краев наполненные деньгами, но слабо наполненные реальным функционалом... В этом смысле понятно, почему вкрадчивый голос за кадром назвал этот будущий мост "символом магистрали".

Дальше сообщалось, что "в районе Казани рекомендуется вариант с устройством вокзала в районе существующей станции "Казань-2", из вариантов для Челнинского региона выбран проходящий через Елабугу и т. д.

По мере описания вариантов маршрута становилось понятно, что речь совсем не о том проекте, материалы которого были заранее выложены на сайте Миндортранса РТ. Более того, и объяснения, с которыми выступил представитель разработчика (питерского "Экопроекта") не совпадали с содержанием демонстрировавшихся в это время слайдов. Например, он говорил: "Вариант, который мы рассматриваем, не пересекает федеральных особо охраняемых природных территорий" (ООПТ), а из слайда следовало, что пересекает, причем разом и Волжско-Камский биосферный заповедник (частью которого является Раифа), и заповедник "Нижняя Кама"...

- Первоначально рекомендованный вариант в части соблюдения режима ООПТ противоречил законодательству, поэтому был откорректирован, - наконец объяснил разработчик. Озарение, как видно, было столь внезапным, что его не успели воплотить в документы и карты.

По лицу главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой было понятно, что подмена заранее представленных для обсуждения материалов какими-то другими, которые нужно мгновенно оценить "на слух" с помощью "слепых" схем, больше похожих на контурные карты - стала неприятным сюрпризом даже для столичной мэрии.

- Мы поняли, что варианты прохождения магистрали через Казань совершенно для нас неприемлемы, - сообщила она. - То, что она проходит через Лебяжье - мы этого просто не можем допустить. И нам очень жаль потери большой территории, которую предполагали под  застройку социальной ипотеки - "Салават Купере"...

В общем, в мэрии родили собственный вариант. Который вчера и продемонстрировали - также в виде "слепой" схемы. На словах Татьяна Прокофьева пояснила: "Трасса проходит по существующему коридору железной дороги с небольшим отклонением: мы отошли от наших ООПТ". И попросила разработчиков утвердить именно этот вариант, замыкающийся на вокзал "Казань-2". Ее поддержал Ленар Сафин.

Привлеченный "Экопроектом" эксперт Петр Матвеев сообщил, что "шум - это наша плата за цивилизацию", а высокоскоростные поезда по уровню производимого ими шума "не сильно отличаются от шума обычных поездов".

- Вот так шум от двигающегося поезда распространяется по улицам города, - продолжил он, указывая на экран. Там бурно расцветал многоцветный "бутон", покрывая сразу по несколько кварталов со всех сторон состава, зафиксированного в одной точке движения. Эксперт спохватился: - Ввиду недостатка времени пропустим этот слайд.

Неприятную картинку сменили изображения звукозащитных устройств. "Это акустические экраны ВСМ в Италии, - объяснял эксперт. - А это звукоизолирующие шейки рельса, применяемые на японских железных дорогах"... Примеров проявления какой-либо заботы о снижении шумовой "платы за цивилизацию" отечественными РЖД, несмотря на уже 3-летнюю эксплуатацию в России высокоскоростной магистрали Москва-Петербург, увы, не нашлось.

Люди, собравшиеся в зале, были растеряны - даже специалисты. Они пришли, как им казалось, подготовленными к предметному обсуждению заранее представленных описаний и карт, а оказалось, розданные было карты сброшены под стол, и предстоит играть вслепую.    

- Очень странная ситуация возникла, - констатировала Неля Биктимирова, которая должна была представить отзыв "ГРИНПИС Россия" на проект, который, оказывается, уже неактуален. - Получается, что заранее предоставленные материалы как бы лишаются смысла, а в то же время абсолютно непонятен статус только что представленных вариантов...

То есть, с одной стороны, новый, "откорректированный" вариант - он же как бы снимает многие претензии, которые участники обсуждения собирались высказать: он уже не проходит прямиком через федеральные заповедники и Лебяжье, а задевает лишь один региональный заказник... А с другой стороны, в ситуации, когда относительно приемлемый вариант в нужный момент возникает ниоткуда, как карта из рукава, не стоит ли опасаться, что он и исчезнет в никуда? 

Кроме того, безотносительно к актуальности того или иного маршрута, остается актуальным претензия Гринписа к названной в проекте сумма ущерба животному миру - 2 млн рублей максимум... По оценке Гринписа, истинный размер этого ущерба составит, в зависимости от маршрута, от 12 до 21 млрд рублей.

- Исследования, конечно, не проводились!-  сразу согласился замдиректора "Скоростных магистралей" Юрий Котлов, но обещал, что они будут проводиться позже. - Срок очень ограниченный у нас на обоснование инвестиций для того, чтобы правительство могло принять определенные решения!

В самом деле, рассчитывать некогда - пилить надо. 

- Вот сейчас нас ставят перед выбором варианта маршрута... А насколько актуальна для нас вообще эта ВСМ? - задала вопрос жительница Казани Лилия Баранова. - Какому проценту населения Казани это важно - за 3,5 часа добраться до Москвы? В 2010 году республика спасла наши леса от пожаров. А получается, это гораздо легче, чем спасти от росчерка чьего-то пера!

- А знаете, по нашему опросу, более 60 процентов населения Казани не были ни разу в Москве! - улыбаясь, сообщил Ленар Сафин в качестве доказательства нужности новой высокоскоростной дороги. Ну да, ведь если казанцу не нужно в Москву за 2 тыс. рублей, то за 4 (ориентировочная цена поездки по ВСМ) он точно туда устремится...

Впрочем, части жителей Казани и Татарстана точно придется сняться с насиженного места. Ленар Сафин сообщил, что для освобождения земель под ВСМ "в федеральное законодательство будут внесены изменения. Будет упрощенная схема". Очевидно, имеется в виду принудительный выкуп, опробованный в Сочи для нужд олимпийских строек. Надо иметь в виду, что при предложенном мэрией Казани варианте трассы под такие мероприятия попадут и частные дома, и предприятия, расположенные в Казани вдоль действующей железной дороги.

- Это не совсем вариант, который предлагает Казань, он выработан проектировщиком совместно с нами. У нас есть одобрение "Скоростных магистралей", так что это вариант, который очень серьезно можно обсуждать дальше, - объяснила "ВК" Татьяна Прокофьева. - Он Лебяжье уже не затрагивает. Прежний вариант проходил через "Салават купере", Лебяжье и Березовую рощу - от него мы отказываемся и проходим максимально в коридоре существующей железной дороги... Да, там есть собственники. Но они на сегодняшний день уже находятся в санитарной зоне железной дороги. То есть, в принципе, они там быть уже не могут...

Значит, и переговоры об освобождении ими этих земель власти смогут вести жестко.