Выбирая автошколу, притормози

Инна СЕРОВА
Выбирая автошколу, притормози

"Поможем вернуть деньги за обучение", - обещает реклама одной из казанских автошкол. В борьбе за клиента автошколы обычно обещают скидки, бонусы в виде "бесплатных учебных пособий" и так далее. А замануха с возвратом - это уже неординарный маркетинговый ход: вообще-то если автошкола считается образовательным учреждением, то каждый оплативший в ней обучение может обратиться за налоговым вычетом. Но хоть одна из них подпишется на то, чтобы вернуть часть платы за обучение в случае, если оно, так сказать, недостаточно качественное? А хорошо бы как раз такую практику ввести.

Прокуратура Вахитовского района завершает проверку автошкол, действующих на территории района. Из полутора десятков учреждений не нашлось ни одного, где качество обучения не вызывало бы нареканий. И добро, если бы дело по большей части упиралось в оформленные с нарушением бумаги. Нет, не находят прокурорские работники в автошколах насущного.

Например, манекенов, на которых надлежит обучать слушателей первой помощи при ДТП, бинтов и прочих расходных материалов. "Манекены дорогие, по 200 тысяч рублей стоят, так школы заключают формальные договоры со сторонними организациями на их аренду, а привозят их на занятия или нет, проверить сложно", - говорит старший помощник прокурора Вахитовского района Степан Спиридонов. "Не было у нас манекена", - подтвердил прокурорские сомнения мой знакомый, который недавно получил права.

Да что там манекены, автодромов, где можно потренироваться, тоже нет. Их, как и манекены, арендуют, причем по частям. Так что у одной школы в аренде может оказаться участок с "горкой" и "гаражом", а у другой - с "рельсами". Впрочем,  с рельсами в Казани напряженка. Учить будущих водителей искусству преодолевать железнодорожные переезды негде.

Десять лет назад из всех учебных пособий на автодроме я видела лишь резиновые палки, которыми обозначали въезд в "гараж". А на обледенелую горку училась въезжать уже после сдачи на права, когда встала на улице Чернышевского перед выбором - до весны зависнуть посередине подъема на ручнике или справиться с препятствием. Но инструкторы-то должны быть профессионалами!

- Очень много случаев, когда к преподаванию допускаются граждане, не имеющие специального образования, - говорит Спиридонов. - По закону они должны иметь диплом по профильной специальности, а преподают зачастую юристы, артисты и кулинары, и  это не шутка. Часто отступают от программы: уменьшают количество часов, вместо экзаменов ставят зачеты. А еще инструкторы экономят на бензине и берегут машины, поэтому негласно уменьшают количество часов.

"Я б в шоферы пошел, пусть меня научат!" - написал классик на злобу дня почти сто лет назад. Сегодня он, наверное, поменял бы слово "пусть" на слово "где", а вместо восклицательного знака поставил  вопросительный. А разобраться в том, где хорошо научат вождению, пока не в силах помочь даже прокуратура.

Прокуратура пачками подает судебные иски по материалам проверок. В пятницу по решению суда оштрафовали директора еще одной  казанской автошколы. На 20 тысяч рублей. Спиридонов говорит, что наказанный даже обрадовался, дескать, двадцать - не двести, уплачу... А вот исправит ли он потом нарушения или махнет на них рукой до следующей проверки, неизвестно.

Обучение вождению резко подорожало - сказались изменения в учебной программе. Срок обучения вырос. А отдачи нет - аварий на дорогах все больше. В Казани в 2011 году было 1539 ДТП, а в 2012-м -  1631... "Общество сталкивается с отсутствием культуры вождения, безответственностью, правовым нигилизмом", - оценил эту статистику заместитель премьер-министра Асгат Сафаров.

Цифры свидетельствуют:  что правительственные меры не достигли результата. Может быть, потому, что деятельность автошкол оценивается не по той шкале? К примеру, из рейтинга, вывешенного на официальном сайте Федерации автошкол РТ, можно понять лишь одно - выпускник какой школы получит права с минимальным количеством пересдач экзаменов в ГАИ. А ведь злые языки болтают, что, несмотря на всеобщую борьбу с коррупцией, и сегодня можно отыскать лазейку, чтобы независимо от знаний и умений сдать все экзамены с первого раза... Другой рейтинг, вывешенный на сайте ГИБДД по РТ, более беспристрастен: в нем указано, сколько ДТП совершили выпускники каждой школы за первые три года - в абсолютном и процентном  к числу слушателей соотношении. Но он уже недостаточно актуален - в нем представлены данные за 2012 год, а ситуация могла измениться. И на что ориентироваться тому, кто сейчас решает, где учиться? Да и в ГАИ привыкли "засчитывать" лишь аварии с пострадавшими, а их отсутствие - не единственный фактор, по которому следует оценивать качество обучения вождению.

- Мне как водителю бросается в глаза игнорирование требований дорожных знаков, то, что водители не уступают друг другу дорогу, отсутствие уважительного отношения и еще то, как легко начинающие  теряются в экстренных ситуациях, - перечислил личные "претензии" к качеству обучения Степан Спиридонов. - Вот, к примеру, нет у начинающих навыка резкого торможения у стоп-линии...