"За честные выборы" - от противного

Марина ЮДКЕВИЧ
 А что это у нас в урне?..

В помещении, где оборудован избирательный участок, уже нервничают наблюдатели в ожидании начала голосования. А в смежной комнатушке "председатель избиркома" посвящает меня в секреты предстоящего процесса выборов.

"Всего на участок поступило 62 бюллетеня. Смотрите, в двадцати уже проставлены галочки - половину, так и быть, вброшу сам, остальные десять... - взгляд "председателя" останавливается на Руслане Зинатуллине, лидере татарстанского "Яблока". - На, вбросишь во время голосования". "Да я не смогу!" - пугается Зинатуллин. "Больше некому", - сурово возражает Айрат Зямилов, член Московского территориального избиркома от КПРФ. "У меня другая задача: я наблюдатель, причем хороший. Ты меня не удаляй!" - это Зямилов уже "председателю". "Ну да, "не удаляй"... Это хорошего-то?!." - саркастически хмыкает Игорь Веселов. Роль председателя участковой избирательной комиссии (УИК) досталась именно ему, а то, что сейчас случится в соседнем помещении в присутствии и при активном участии трех десятков человек, - игровая обучающая ситуация для будущих наблюдателей на выборах президента России...

После того как в декабре 2011 года местные группы "Общественные активисты" и "Казанский гражданский союз" организовали Вконтакте набор желающих быть 4 марта наблюдателями и членами избиркомов, на обучение записались больше сотни казанцев. Из них сформировано несколько групп, которые еженедельно собираются для занятий по теории и практике избирательного процесса. Причем только в Московском районе около 50 этих добровольцев уже получили статус членов избиркомов с правом решающего голоса от КПРФ (потому что из партий, чьи кандидаты допущены к президентским выборам, лишь КПРФ проявила заинтересованность в самодеятельных активистах).

Московский район избран в качестве "базового полигона" не случайно: на здешних участках борцов против избирательных фальсификаций уже хорошо знают и побаиваются. За последние два года Игорь Веселов, Айрат Зямилов и их соратники-правозащитники смогли добиться административного наказания за нарушения на выборах для работников нескольких УИК, а глава Московской ТИК Анатолий Еранов в условиях такого правового прессинга и вовсе предпочел в преддверии президентских выборов уйти в отставку...

...Для начала новичкам (в воскресенье, 29 января, как раз собралась такая группа начинающих обучение) организуют погружение в избирательную реальность. "Разыгрываем" выборы в Госдуму (в качестве реквизита у нас ксерокопированная на бэушных листочках страница бюллетеня образца декабря-2011); опытные участники избирательного процесса будут действовать так, как обычно действуют реальные прототипы этой обучающей игры, а общая задача - зафиксировать (а лучше - предотвратить) нарушения избирательной процедуры. Репортер "ВК" убедилась: разыгранное полностью соответствовало тому, что можно наблюдать на избирательных участках Татарстана на настоящих выборах.

Распределяем роли: "Кто будет наблюдателем?". "Ученики" тянут руки. Желающих слишком много, и часть их назначают "членами УИК". Последним Веселов - он уже перевоплотился в председателя УИК - ставит учебную задачу: "Мы делаем все, чтобы одна партия получила подавляющее преимущество".

- А о чем это вы шепчетесь? - проявляет бдительность девушка в голубом.
- Вы кто вообще? - "председатель" не церемонится.
- Я наблюдатель...
- А откуда я знаю, что вы наблюдатель?! Для меня вы никто, пока я вижу только, что вы мешаете комиссии. Выйдите немедленно!

Девушка растерянна, как и все "ученики". Но тут, топая на манер Деда Мороза на утреннике, на территорию "участка" демонстративно вступает Айрат Зямилов: "Здравствуйте, я наблюдатель, зарегистрироваться можно?". Остальные "наблюдатели" вздыхают с облегчением и выстраиваются регистрироваться. Первый ценный навык закреплен.

- А вы кто? - внезапно кричит на фоторепортера "ВК" Наталья Зимина, "секретарь УИК". - Товарищ председатель, у нас присутствуют незарегистрированные представители СМИ!

Застигнутый врасплох мой коллега сердито бурчит: "Имею право". От него отстают: не до того - пора продемонстрировать наблюдателям пустую "урну" (это коробка из-под писчей бумаги) и приступать наконец к голосованию, а то "избиратели" уже кричат: "Чего вы там тянете, нам начальство велело, чтоб проголосовали и отчитались пораньше!".

Особо волнуется по понятной причине Руслан Зинатуллин. Выглядит в результате крайне подозрительно - кажется, это провал... Но у "урны" как раз такая толкучка, что злоумышленник с грехом пополам осуществляет-таки свой "вброс" и отходит, весь красный от стыда...

- Примите жалобу: у урны создана толчея, что не дает наблюдать за ходом голосования! - девушка в голубом снова в строю.
- Не нервируйте комиссию! - вскрикивает Веселов. - Какая толчея - смотрите, уже никого нет...

"Отойдите от урны, делаю вам замечание!" - это уже Айрату Зямилову. Тот возражает, что, отойдя, ничего не увидит, и требует: "Примите жалобу на действия председателя и членов комиссии".

- Пишите, пишите, переводите бумагу-то... - бросает "секретарь УИК". Войдя в образ, Зимина из энергичной блондинки превратилась в хамоватую крашеную дамочку. - Наблюдатель, вам не жалко леса?

"Ученики" дружно смеются, а "секретарь" приступает к подсчету "неиспользованных бюллетеней": быстро-быстро листает пачку, бормоча себе под нос. Другой "наблюдатель" не выдерживает: "Мы же не видим, чего она считает!" - и подходит поближе...

- Нет, я так не могу! Товарищ председатель, мне не дают работать! Четвертый раз сбиваюсь!
- Так, в связи с тем, что наблюдатель мешает работе комиссии, предлагаю удалить его с участка, - подхватывает "председатель". - Кто за? Сотрудник полиции, прошу вас вывести нарушителя.

Молодой человек - "сотрудник полиции" - деликатно берет "нарушителя" за плечо... "Да разве так выводят?! Я на себе это испытал, дайте покажу", - не выдерживает другой и, заломив "наблюдателю" руки, выталкивает его.
- Приступаем к подсчету бюллетеней, - говорит "председатель". Берется за "урну", опрокидывает ее над столом... И часть "бюллетеней" падает мимо, на пол. "Председатель" ойкает, нагибается... - Ну, поднимайте, помогайте!

Подобрав упавшее, "члены комиссии" начинают разом разгребать кучу "бюллетеней" на стопки, одновременно выкрикивая названия партий. "Сотрудник полиции! - взывает "наблюдатель" Зямилов. - Примите меры, нарушается порядок подсчета!". "Сотрудник" не трогается с места. "Я звоню "02", - сообщает Зямилов, - и вызываю Следственный комитет". "Ну все, - реагирует "председатель". - Вы неоднократно мешали работе комиссии... Кто за?.. Сотрудник полиции..." На этот раз "сотрудник" с заламыванием рук справляется самостоятельно: что значит — опыт...

И вот провозглашается результат подсчета: в "урне" 31 бюллетень... и брошюрка со статьей Ходорковского (кто-то из "учеников" созорничал). Из всех бюллетеней 23 оказались с галочками за одну партию. "Избирательные трофеи" упаковывают и "увозят" в ТИК. "А копии протокола?" - спохватывается один из двух неудаленных "наблюдателей"... "А вы и не требовали!" - победоносно провозглашает "секретарь"...

"А я видел, как вбросили бюллетени!" - спохватывается один и указывает на Руслана Зинатуллина, и тот снова густо краснеет. "И я, и я видел, - подхватывают другие, и таких оказывается чуть ли не большинство... - А что делать-то надо было?". "Хватать за руку, - объясняет Зимина. - Держать его и вызывать полицию и группу Следственного комитета".

Тут "раскалывается" и Веселов: он вбросил свою порцию, когда нагнулся к "случайно" рассыпавшимся бюллетеням... "А почему же, - спрашивает один из "учеников", - несмотря на вбросы, количество бюллетеней по итоговому протоколу сошлось с количеством проголосовавших?". Да потому, не выдерживает один из "преподавателей", что никто не обратил внимания вот на этого "члена комиссии", который тихо "работал" со списками избирателей, где отметки о количестве проголосовавших!

"Ученики", кажется, в шоке: не представляли, что абстрактное понятие "нарушения на выборах" - это вот так грубо и беззастенчиво. Но если они будут хорошо учиться, то на их участках 4 марта, может быть, будет по-другому... Хотелось бы.