Законная остановка - у суда

Марина ЮДКЕВИЧ
Законная остановка - у суда

Система "Паркон" в Казани в массовом порядке дает сбой. В суде. Водители, наказанные за остановку и стоянку в зоне действия запрещающих знаков на основании фиксации прибором "Паркон", в судебном порядке легко добиваются отмены штрафа.

Казанец Евгений Новиков остановил свой автомобиль всего на несколько минут. Этого времени хватило, чтобы из машины вышла жена... и чтобы эта машина успела попасть в объектив "Паркона", установленного в проезжавшей машине ГАИ. Дальнейшее тоже было делом техники: вскоре автовладельцу пришло постановление о 300-рублевом штрафе за остановку в зоне действия знака "Остановка и стоянка запрещена".

300 рублей - для большинства автовладельцев сумма не критичная, поэтому большинство платит, не задумываясь о правовой природе "парконовских мер". А Евгений Новиков оказался упорным и к тому же отягощенным инженерными и юридическими познаниями - из принципа решил выяснить, есть ли законные основания использовать данные "Паркона" как доказательство. Внесен ли этот прибор в Госреестр средств измерений, проходит ли метрологическую поверку, чтобы на его показания можно было полагаться?.. В открытых базах данных таких сведений не обнаружилось. И г-н Новиков пошел в суд...

Казань - единственный в России город, где нарушения правил остановки и парковки автомобилей фиксируются посредством системы автоматической фиксации. Штрафы на основе данных "Паркона" у нас стали назначать с начала 2011 года. Уже за 1-й квартал водители получили более 65 тысяч таких "писем счастья" из ГАИ. Выходит, за три месяца за то, что на улицах Казани слишком мало парковок и слишком много запрещающих знаков, автолюбителям пришлось заплатить ни много ни мало 19,5 миллиона рублей.

За это же время, как сообщал СМИ начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, в ГИБДД поступило 445 жалоб на работу системы "Паркон", из них 409 ГИБДД сочла необоснованными. То есть лишь каждый 146-й оштрафованный при помощи "Паркона" обращался с претензиями, а число случаев, когда ГИБДД с этими претензиями согласилась, и вовсе исчисляется долями процента.

В судебном порядке за это время потребовали отмены "парконовского" штрафа, по данным Рифката Минниханова, всего 79 раз. Зато уж тут статистика оказалась принципиально иной: из 79 обращений в суд 58 увенчались успехом. "Парконовские меры" признаются судом незаконными в трех четвертях случаев!

...Евгений Новиков попытался обжаловать свой штраф в Приволжском райсуде Казани. Там ему отказали в удовлетворении ходатайства о запросе сертификата "Паркона" и результатов его метрологической поверки. По замечательной причине: "поскольку указанные документы на прибор в ГИБДД отсутствуют"... В отмене постановления о штрафе, вынесенного с помощью прибора с отсутствующими документами, райсуд также отказал.

А вот Верховный суд РТ, обнаружив, что "данных о том, что этот прибор внесен в Госреестр средств измерения, имеет сертификат и прошел метрологическую проверку, не имеется", постановил: "При таком положении объективных доказательств, подтверждающих вину заявителя в совершении административного правонарушения, не имеется". И отменил постановление о штрафе. Ведь ГАИ кроме презумпции собственной невиновности и "царицы доказательств" - признания самого водителя в нарушении - должна же представлять и какие-то законные доказательства...

Так заканчивается абсолютное большинство подобных дел, если после отказа в первой судебной инстанции оштрафованный доходит до Верховного суда РТ. Понятно, что запала на это хватает не у многих. Поэтому водители с воодушевлением встретили в феврале известие, что казанские члены Федерации автовладельцев России обратились в прокуратуру с просьбой проверить, насколько законна система "Паркон".

В конце минувшей недели помощник прокурора Казани Антон Косоруков сообщил "ВК", что "проверка закончена, определенные выводы можно сделать":

- Мы отправили запрос через Прокуратуру РТ в департамент безопасности дорожного движения МВД РФ о том, какие документы и сертификаты имеются на прибор "Паркон". Потому что на месте, в УГИБДД МВД по РТ, соответствующих разъяснений не получили. Из полученного нами из Москвы ответа можно сделать вывод, что необходимые документы имеются... Достаточных оснований для прокуратуры обратиться в суд с заявлением, что само применение "Паркона" противоречит закону, нет. Хотя и четких стандартов на этот счет нет, все-таки его еще не вводили нигде в России, кроме Казани...

- Так этот прибор официально признан или нет?

- А это спорный вопрос... Об этом мы однозначно и сами не можем сказать. Если основываться, как это принято, на судебной практике, то в обзоре практики Верховного суда РФ можно найти упоминание о списке приборов, которые могут использоваться при контроле дорожного движения. Но там речь идет о приборах для контроля скоростного режима и ничего не сказано о приборах для фиксирования неправильной парковки... В общем, была дилемма, но было решено, что в глобальном плане нет оснований для вмешательства прокуратуры. Мы ведь понимаем, что нарушений на дорогах у нас много, так что с точки зрения интересов общества... Ну а с точки зрения интересов граждан, в индивидуальном порядке суды, безусловно, будут принимать сторону граждан.

Проблемным вопросом остается, считает помощник прокурора, "только неоднократная в течение дня фиксация "Парконом" одного и того же нарушения. Например, на Карла Маркса человек с утра оставил машину, гаишники с "Парконом" 5 раз проехали и 5 раз зафиксировали - их, конечно, можно понять: сколько кругов сделали, столько штрафов есть... Но гражданам, оказавшимся в таком положении, надо решать эту проблему в индивидуальном порядке: надо быть активнее, обращаться в суд, который, безусловно, встанет на их сторону, ведь за одно нарушение нельзя наказывать несколько раз. Ну разве что штраф, выписанный первым, останется в силе".

В общем, прокуратура приняла соломоново решение: вгляделась в интересы общества, вошла в положение организаторов дорожного движения - и, хорошенько подумав, оставила граждан водителей в их положении.