Общество
08 October 2023 05:41
Автор материала:Андрей МАРТЫГИН

Здравоохранению Татарстана угрожает новый кризис

Здравоохранению Татарстана угрожает новый кризис

Автор фото:

Правительство России внесло в Госдуму проект бюджета на 2024  2026 годы. Согласно ему расходы на здравоохранение увеличатся на 7,2 процента. Всего на медицину в 2024 году планируют потратить 1,62 триллиона рублей, но при этом профильные расходы бюджета по национальному проекту «Здравоохранение» сократятся на 6 процентов. Несмотря на общее увеличение расходов на здравоохранение, эксперты называют такой бюджет недостаточным — в ряде регионов из-за низких зарплат медицинские работники начали увольняться и бастовать. О том, грозит ли Татарстану новый кризис сферы здравоохранения, — в материале «Вечерней Казани».

Сопредседатель межрегионального профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал рассказал, что бюджет на здравоохранение из года в год примерно одинаковый и что даже в самые «жирные» времена увеличение расходов на здравоохранение было недостаточным. Эксперт отмечает, что в некоторых медицинских организациях траты на зарплату медработников составляют 70 — 80% от общего бюджета больницы. Поэтому любое сокращение бюджета негативно отразится на зарплате медработников.

— И не надо доказывать, что зарплаты сегодня недофинансированы, достаточно посмотреть на ситуацию с кадровой обеспеченностью. У нас по-прежнему жесткий дефицит кадров, хотя каждый год звучат заявления чиновников, представителей Минздрава о том, что принимаются меры для решения этой проблемы, — подчеркнул Андрей Коновал.

Собеседник «Вечерней Казани» также назвал конкретную сумму, которой, по его мнению, было бы достаточно для обеспечения достойной зарплаты медиков, — это полтриллиона рублей, которые Минздрав должен потратить только на зарплаты медработников.

КАК ВРАЧЕЙ ТАТАРСТАНА ПОДДЕРЖИВАЕТ МИНЗДРАВ?

В республиканском Минздраве наличие кадрового голода в больницах подтвердили, но о еще большем кризисе в отрасли предпочли не высказываться. Вместо этого назвали меры поддержки врачей и медработников — как региональные, так и федеральные.

Во-первых, в республике действуют социальные «путинские выплаты» для медработников — они с января этого года пришли на смену ковидным выплатам, которые отменили в июле прошлого года. Врач ЦРБ и участковые больниц могут получать надбавку максимум 18,5 тысячи рублей. В ковид фельдшер скорой мог получать порядка 25 тысяч рублей надбавки, при этом сумма выплаты умножалась на коэффициент ставки. Теперь же фельдшер скорой помощи получает не более семи тысяч рублей дополнительных выплат.

В Татарстане также действует программа «Земский доктор/фельдшер» — по ней за переезд специалистов в отдаленную сельскую местность полагается единовременная выплата в полтора миллиона рублей врачам и 750 тысяч фельдшерам, акушерам и медсестрам.

— Для тех, кто прибыл в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек, предусмотрены выплаты в один миллион рублей и 500 тысяч соответственно, — сообщили в пресс-службе Минздрава республики.

Также в Татарстане действует грант для медработников, которые переезжают в сельскую местность из других российских регионов или других районов республики, а также из Казани и Набережных Челнов.

— Он составляет 800 тысяч рублей, которые можно потратить на погашение социальной ипотеки. Программа доступна врачам, фельдшерам, акушерам, патронажным медсестрам ФАПов, — подчеркнули в Минздраве РТ.

Помимо этого, медики Татарстана, проработавшие в медучреждении два года и более, получают социальную ипотеку в приоритетном порядке. 

— В период с 2020 по 2022 год 516 медицинских работников смогли решить свой квартирный вопрос, — рассказал пресс-секретарь министерства здравоохранения РТ.

Кроме того, во многих районах республики действует программа предоставления арендного жилья. Жилье татарстанским специалистам администрация больницы оплачивает полностью или за вычетом платы за услуги ЖКХ.

— Для тех, кто только начинает работу в государственном медучреждении, предусмотрена ежемесячная надбавка к зарплате в течение первых трех лет работы. Это единовременная выплата на хозяйственные нужды. Также для медицинских работников предусмотрены надбавки за квалификационные категории, — уточнили в республиканском Минздраве.

ПОЧЕМУ КАДРЫ ТАК ВАЖНЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?

Кадровый голод в отрасли имеет колоссальное значение для больниц, потому как они находятся на «хозобеспечении» — сколько денег заработали, столько и есть для распределения на зарплаты, закупку оборудования и другие расходы.

По словами Андрея Коновала, уровень дохода медорганизации зависит от выполнения плана: например, выполнив план по госпитализации, страховая компания платит больнице положенную сумму. Если план не выполняется, то страховая платит меньше — тогда и денег у больницы на зарплаты меньше. 

— План не выполняется — урезают зарплаты медработников, они уходят, и возможностей у больницы для реализации плана становится еще меньше. Это порочный круг, — утверждает Коновал.

По его словам, зарплаты медиков часто составляют не оклад, а именно стимулирующие выплаты: за стаж, интенсивность работы, за дежурства и так далее — эти выплаты могут иногда составлять 50% дохода врача. Причем в ковидные времена выплаты могли увеличить доход врача в несколько раз.

Также эксперт рассказал, что о дефиците кадров в больницах правительство России начало говорить еще с 2012 — 2013 года.

— Общая численность по медперсоналу и по врачам сокращалась каждый год. В один из ковидных годов был небольшой всплеск по врачам, небольшая положительная динамика, но в 2021 году она снова ушла в минус. Если люди бегут из отрасли, значит, их не устраивают условия труда — не устраивает уровень заработной платы, это очевидно. Заявляется, например, что у нас не хватает 25 тысяч врачей — это, конечно, не так, не хватает значительно больше, — это чисто расчетная цифра Минздрава, — рассказал Коновал.

КАДРОВЫЙ ГОЛОД РЕГИОНОВ

В конце 2022 года во Владимирской области фельдшеры скорой помощи получили по 11,8 тысячи рублей стимулирующих выплат, а за январь им не начислили ничего. При этом средний заработок на скорой помощи составляет около 35 тысяч рублей с учетом всех надбавок.

В Удмуртии фельдшеры скорой помощи с июля вместо 30 тысяч рублей в месяц стали получать по 20 тысяч рублей. Им сократили стимулирующие выплаты из-за невыполнения плана.

В 24-й больнице Екатеринбурга сотрудникам сразу нескольких отделений сократили стимулирующие выплаты на 30% — они составляли почти половину зарплаты.

В конце августа в Новосибирске началось массовое увольнение врачей СМП — вместо 160 бригад там теперь работает всего 70, в то время как даже в ковид было 100. Жители города приезда скорой ждут по 12 часов, причем некоторые вызовы и вовсе теряются. Массовое увольнение медработников также связано с сокращением стимулирующих выплат. И такая текучка кадров, как говорит Коновал, явление давнее и планомерное — лишь на время оно приостанавливалось ковидными выплатами.

— В июле 2022 года ковидные выплаты отменили, причем резко. А многие под это дело уже ипотеки, кредиты взяли. Понятно, что это достаточно отрезвляюще подействовало. Чем ответило правительство? Практически ничем, — констатирует эксперт.

Коновал рассказал, что ковидные выплаты прекратились 1 июля, а уже пятого правительство объявило о переносе внедрения единой отраслевой оплаты труда медработников на 2025 год. По этому проекту зарплаты врачей в регионах должны были вырасти на 200% по отношению к средней зарплате региона, а зарплата младшего медперсонала — на 100%. Этот проект разрабатывался с 2019 года, и изначально планировалось, что в 2024 году он уже будет внедрен повсеместно, для этого даже подготовили соответствующие изменения в Трудовом кодексе: переноса на 2025 год никто не ожидал.

— Эта дата абсолютно условная, потому что с таким же успехом в 2025 году они могут только начать разрабатывать какие-то пилотные проекты и отложить это до 2027 года. А в 2025 году сказать, что мы это переносим еще до 2030 года. Опыт показывает, что ничего наше правительство не сдерживает в этом отношении и они легко могут перенести проект на полгода-год, а теперь уже и на несколько лет, — считает Андрей Коновал.

ЧТО ЖДЁТ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ?

По мнению Коновала, такие вспышки увольнений и сокращения стимулирующих выплат врачей в регионах говорят о том, что здравоохранение в стране остаётся недофинансированным, несмотря даже на «путинские выплаты», поскольку они предназначаются для отдельных категорий медработников. 

— Выплаты получили 700 — 800 тысяч медицинских работников по итогам первого квартала. Но это не так много, потому что общее количество медработников по стране 2,15 миллиона человек. И речь только о медработниках, мы не говорим про водителей или еще кого-то, — уточнил Коновал.

Эксперт заявил, что улучшения с кадрами в сфере здравоохранения не произойдет. Более того, Коновал прогнозирует в краткосрочной перспективе обострение этого кризиса, который будет проявляться в большей или меньшей степени в разных регионах страны.

— Улучшения не будет, пока не будет обеспечено финансирование здравоохранения. По некоторым расчетам, на это требовалось еще несколько лет назад примерно полтриллиона рублей на заработные платы. Сейчас, наверное, уже с учетом повышения цен даже больше требуется. Плюс нужно единое правовое регулирование с едиными правилами регулирования окладов, с четкими, одинаковыми правилами формирования окладов и компенсационных выплат, — поделился эксперт.

Коновал добавил, что нынешняя система правового регулирования сферы здравоохранения может нормально функционировать, но для этого нужны деньги. 

— Нельзя надеяться на решение проблем, не обеспечивая это финансово, — заключил председатель межрегионального профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал.

ЧТО ЖДЁТ КАЗАНЬ?

В управлении здравоохранения Казани заявили, что нацпроект «Здравоохранение», по которому в этом году сократили финансирование, не включает в себя зарплатные фонды. Также в беседе с журналистом «Вечерней Казани» фельдшер одной из казанских скорых рассказал, что сокращения стимулирующих выплат у них не было и зарплаты платят стабильно. Дефицит кадров присутствует лишь среди водителей.

Врач-гинеколог казанской больницы № 7 Римма Салахова также отметила кадровый голод, но при этом заявила, что в их медучреждении идет даже перевыполнение плана.

— У нас план перевыполняется, потому что у нас самые большие потоки. Вы, наверное, сами знаете, что все стремятся к нам попасть: пролечиться, прооперироваться, записаться к врачу. Поэтому у нас очень большие потоки пациентов и с планом проблем нет, — рассказывает Салахова.

В связи с перевыполнением плана здесь людям платят больше стимулирующих выплат. Но все же Салахова отмечает, что для объективной картины стоит брать в расчет и средний медперсонал — у них нет доплат за степень и сумма оклада отличается. Также много в доходе врачей, по мнению Салаховой, зависит от руководства больницы и грамотного распределения доходов всего медучреждения. Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей