Зиля Сунгатуллина: "Назиб Жиганов был бы счастлив!"

Айсылу КАДЫРОВА
Зиля Сунгатуллина: "Назиб Жиганов был бы счастлив!"

Оперу Назиба Жиганова "Алтынчеч" представили в минувшее воскресенье в Казанском кремле Государственный симфонический оркестр Татарстана и его партнеры - приглашенные казанские вокалисты, оперная студия и хор Казанской консерватории, сводный хор Казанского музыкального колледжа, учащиеся Казанского хореографического училища. Театральное действо развернулось на территории Пушечного двора.

Естественной декорацией спектакля и одновременно задником условной сцены стал Южный (белокаменный) корпус Пушечного двора. Оркестровой ямы не было - музыканты находились на одной площадке с героями "Алтынчеч", занимая вместе со статичным хором чуть ли не все пространство "сцены". На одном с ней уровне  располагались и зрительские места. Но не только поэтому смотреть оперу под открытым небом было непросто. Нещадно палило солнце, периодически "гулял" усиленный динамиками звук... Публика, что удивительно,  не расходилась, внимательно наблюдала за необычным действом, а в финале аплодировала артистам стоя.

Эта экспериментальная постановка "Алтынчеч" закрывала Первый международный оперный фестиваль под открытым небом "Казанская осень" и была посвящена столетию Назиба Жиганова. Режиссером спектакля стал Рустем Фаткуллин, музыкальным руководителем постановки - инициатор "Казанской осени", главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский. Оперу Жиганова (в трех действиях с прологом) они представили без антрактов и с сокращениями.

Визуально "Алтынчеч" не воспринималась ни как сценическая постановка, ни как концертное исполнение оперы. Происходящее напоминало незатейливые костюмированные ролевые игры, которые обычно устраивают подростковые клубы любителей фантастики. И самым добротным, качественным в этом игровом проекте был мощный аккомпанемент от ГСО РТ.

Главные партии - Алтынчеч и Джика - исполняли молодые талантливые певцы Айгуль Хайри и Филюс Кагиров. Складывается ощущение, что карьеру в опере они делать не стремятся, предпочитая этому благородному и труднейшему пути известность в мире татарского шоу-бизнеса. Однако участие обоих в экспериментальной "Алтынчеч" заставляет  думать, что им еще не поздно сконцентрироваться только на опере...

Дисциплинированной певицей и умной актрисой показала себя в спектакле Марина Нерабеева (Тугзак), заслужившая зрительских аплодисментов не меньше, чем Айгуль Хайри и Филюс Кагиров. Кстати сказать, среди тех, кто аплодировал артистам темпераментнее многих зрителей, была Зиля Сунгатуллина - народная артистка России и Татарстана, одна из лучших исполнительниц партии Алтынчеч.

- То, что я сейчас увидела, это грандиозно! - сказала корреспонденту "ВК" Зиля Сунгатуллина. - Поставить "Алтынчеч" на открытом воздухе, исполнить оперу в таких условиях - это очень сложно. Но как интересно все  получилось! Оркестр Сладковского потрясающе играл, солисты - абсолютно все - достойны похвалы. У меня чувство, что я присутствовала на историческом событии. А еще я думаю, что Назиб Гаязович Жиганов был бы счастлив, если бы увидел свою оперу в Кремле и в таком замечательном исполнении!..