Экономика
01 July 2024 07:14
Автор материала:Галия Шакирова

Дело техники: татарстанцы скупают вентиляторы и утюги несмотря на высокие цены

Продавцы отмечают рост спроса на бытовую технику в Казани на 17%. Продажи вентиляторов в июне в столице Татарстана увеличились более чем в 3,5 раза.

Дело техники: татарстанцы скупают вентиляторы и утюги несмотря на высокие цены

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

За прошлый год бытовая техника в России подорожала в среднем на 20-30%, а уже к сентябрю текущего года цены могут взлететь еще на 15-20% из-за нового, 14-го по счету, пакета антироссийских санкций ЕС. Сильнее всего это отражается на крупной бытовой технике. Впрочем, пока ни высокий ценник, ни резкое сокращение ассортимента европейских производителей не отпугнули россиян. Напротив, они стали покупать больше и чаще. Рост продаж с начала 2024 года отмечают и крупные сети, и маркетплейсы, и интернет-площадки по продаже подержанных товаров.

Бытовой рост

В крупнейшей российской торговой сети техники и электроники «М.Видео-Эльдорадо» «Вечерней Казани» рассказали, что за первый квартал 2024 года в целом было продано около 959 тысяч стиральных машин, что на 13% больше аналогичного периода прошлого года. При этом рост продаж в денежном выражении за январь - апрель текущего года составил 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

— С начала года мы отмечаем увеличение спроса на бытовую технику в Поволжье на 20%, конкретно в Казани — на 17%. Это позитивная тенденция, которая позволяет нам уверенно говорить о том, что осенью рост будет ещё выше и может составить до 30%, — сообщили в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».

По данным компании, лидером продаж в штуках среди вендоров по-прежнему является китайский бренд Haier с 19% рынка (+2% год к году). В другом сегменте крупнобытовой техники — холодильниках — в первом квартале 2024 года аналогичная ситуация роста: количество проданных холодильников на рынке РФ составило около 682 тысяч штук, что на 2,6% выше аналогичного периода прошлого года. В деньгах прирост продаж холодильников составил +11,7%. Haier занял 19% рынка в штуках (+3 п.п. год к году), за ним следуют Indesit 12% (+4% п. п. год к году) и Beko 7%.

Автор фото: ИД «Вечерняя Казань»

— Мы наблюдаем рост продаж не только в сегменте холодильников и стиральных машин, он также очень заметен в сегменте кондиционеров — так, например, в первом квартале 2024 года на рынке кондиционеров и сплит-систем рост составил 58% в количественном выражении по отношению к первому кварталу 2023 года. Уверенный рост наблюдается и в технике для умного дома. По предварительным результатам, в первом квартале 2024 года в количественном выражении продажи умных колонок по рынку России выросли на треть (33,3%) до 1,2 миллионов штук, в то время как в первом квартале 2023 года было продано 900 000 устройств. Цифры говорят о том, что вендоры нашли эффективные способы поставок или локализации производства для удовлетворения растущих потребностей российских потребителей. А покупатели, в свою очередь, стали больше доверять новым брендам, — рассказал «Вечерней Казани» руководитель департамента «Крупная бытовая техника» Группы «М.Видео-Эльдорадо» Михаил Просвирнин.

Поднебесная экспансия

При этом в компании отметили, что на данный момент лидерство на рынке бытовой техники России принадлежит китайским брендам. Компании из Поднебесной буквально в течение одного года (2022) заменили западные бренды, которые приняли решение покинуть рынок России. Впрочем, как говорят в «М.Видео-Эльдорадо», товар от «европейцев» продолжает поступать в нашу страну благодаря эффективно работающему механизму параллельного импорта.

— У корейских и европейских брендов остались свои поклонники, поэтому они также представлены в наших магазинах, но объем продаж товаров этих брендов существенно ниже, — отметили в компании.

В Wildberries в свою очередь тоже отмечают абсолютное лидерство китайских брендов (на втором месте российские бренды с производством в Китае. «ВК»). Но при этом заметили охлаждение покупателей к европейским из-за подскочивших цен и сокращения ассортимента.

— Продажи бытовой техники в Татарстане в январе - мае 2024 года выросли на 77% в денежном выражении и на 65% в количественном по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Формально средняя цена на товары выросла на 4%, но тут надо понимать, что этот общий показатель включает в себя два важных момента. Первый – появилось много китайской и российской техники, которая дешевле. Второй европейская подорожала сильно или вообще ушла и вследствие этого представлен недостаточный ассортимент. К примеру, на одну и ту же позицию Electrolux за год цены могли вырасти и в 1,5, и в 2 раза. В результате покупатель чуть меньше останавливает свой выбор на «европейцах». Но в совокупности из-за того, что потребитель переключился на китайские бренды или на продукцию российских производителей, у которых мощности расположены в Поднебесной, что сильно дешевле, то общий рост такой, — пояснили в пресс-службе маркетплейса.

Что касается продукции татарстанского бренда Pozis (АО «Производственное объединение «Завод имени Серго», г. Зеленодольск), то в Wildberries зафиксировали сокращение продаж холодильников за пять месяцев 2024 года на 54% в количественном выражении и на 36% в денежном. При этом средний чек за единицу товара вырос с 19,4 тысячи рублей, до 27 тысяч, если сравнивать такие же периоды.

В «М.Видео-Эльдорадо», напротив, отметили хороший спрос в рамках онлайн-продаж.

— Pozis представлен на нашем сайте под заказ, продукцию бренда можно заказать и забрать из удобного магазина. В основном это холодильники, — уточнили в компании.

Получить комментарии на самом Заводе имени Серго «Вечерней Казани» не удалось.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская напомнила, что импортозамещение в сфере бытовой техники началось еще до эпохи геополитической турбулентности.

Просто бренды отечественного происхождения зачастую звучат по-иностранному — они, в силу специфики нашего менталитета, продаются лучше. Бессознательно иностранное название вызывает у нас больше доверия к товару и его качеству. Особенно если звучит по-немецки — сразу возникают ассоциации с немецкими инженерами, качественной техникой и т. п., Многие наверняка покупали бытовую технику Redmond, Scarlett, Vitek, Polaris, Kitfort, Bork, не догадываясь о том, что все эти бренды имеют российское происхождение, — отметила Рокотянская, добавив, что в настоящее время настроения поменялись и поддержку отечественному производству может оказывать не только уход западных брендов с российского рынка, но и та волна патриотических чувств, которая сегодня захватила россиян «Сделано в России» теперь звучит круто.

Примечательно, что жители Татарстана не обходят стороной и б/у товары. В пресс-службе «Авито» «Вечерней Казани» рассказали, что «весной текущего года у татарстанцев произошел рост интереса к бытовой технике в ресейле». Продажи обогревателей выросли на 4%, а утюгов — на 3%. Жители региона могут приобрести утюг «с рук» в среднем за 2 тысячи рублей, а новый — за 3600 рублей. Цена б/у обогревателя на «Авито» составляет 3700 рублей, в то время как новый вариант обойдется в 8000 рублей.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Зачастую пользователи обращаются к покупкам бытовой технике в ресейле, потому что это дает возможность найти более функциональный и качественный вариант за более низкую цену, — отметили в «Авито».

Тополиный пух, жара, июнь

Отдельной строкой стоят вентиляторы, кондиционеры и сплит-системы — все то, что помогает татарстанцам и остальным россиянам справиться с летним зноем. Все продавцы отмечают бум продаж.

— Продажи в июне уже на 200% выше, чем продажи мая. В сравнении с прошлым годом, в этом году тёплая летняя погода существенно подогрела спрос – в Поволжье и Казани рост продаж составил +360%, — подсчитали в «М.Видео-Эльдорадо».

У Wildberries результаты тут похуже 252%, если сравнивать первые две недели июня 2024 года с таким же периодом прошлого года.

— В топе — продукция китайского производства. Это и товары от китайских брендов и от российских компаний, которые закупают товар в Китае. Средняя цена на товары в этой категории выросла на 17%. Это в том числе связано с популярностью более продвинутых моделей с инвенторами, которые стоят дороже, — уточнили на интернет-площадке.

У Ozon за первые две недели лета штучные продажи вентиляторов в Татарстане увеличились на 175% по сравнению с маем. А по отношению к первой половине июня 2023 года категория вентиляторов выросла примерно в 6 раз как в штучном, так и в денежном выражениях. За год средний чек на данные товары подрос на 5%.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

— В столице республики в июне штучные и денежные продажи вентиляторов увеличились в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Что касается кондиционеров и сплит-систем, с наступлением летнего сезона в Татарстане они показали рост в более чем 2,5 раза по отношению к первым двум неделям июня 2023. В Казани наблюдается аналогичная ситуация. Средний чек подскочил на 10% год к году, — добавили на маркетплейсе.

На «Авито» климатическое оборудование «с рук» жители Татарстана стали активно приобретать в период сильной жары.

— С 10 по 16 июня, когда температура в Казани поднималась до 32 градусов, жители города купили на «Авито» в 3,3 раза больше вентиляторов в ресейле, чем в этот же период год назад. Бывшие в использовании вентиляторы в среднем стоят 1,5 тысячи рублей, а новые — 2 тысячи рублей. Продажи б/у кондиционеров также выросли в 2,7 раза. Средняя цена устройства в ресейле составила 12 тысяч рублей, новые же кондиционеры предлагают в среднем за 14 тысяч рублей, — рассказали в пресс-службе интернет-сервиса.

По прогнозам аналитиков и участников рынка, новые антироссийские санкции вновь простимулируют повышение среднего ценника на бытовую технику. Плюс текущая ситуация в экономике — высокая ключевая ставка, нестабильный курс рубля, проблемы с оплатой импорта — в целом неблагоприятны для бизнеса, констатирует Рокотянская. Впрочем, в «М.Видео-Эльдорадо» настроены более оптимистично, и заявляют, что средний рост цен при текущем курсе валют будет на уровне среднегодовой инфляции.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей