Экономика
23 мая 2024 07:00
Автор материала:Рамиль Акберов

Гендиректор «ЮВТ Аэро» Трубаев: «В самолетах Ту-214 предусмотрят бизнес-класс»

Руководитель татарстанской авиакомпании - об ожиданиях от Ту-214, зарплатах летчиков и инженеров и защите аэропортов от атак БПЛА.

Гендиректор «ЮВТ Аэро» Трубаев: «В самолетах Ту-214 предусмотрят бизнес-класс»

Автор фото: Павел Хацаюк/ «Вечерняя Казань»

Помощь от Татнефти и грозное напутствие от шефа Росавиации

Татарстанская авиакомпания «ЮВТ Аэро» основана в 2015 году и в следующем году отпразднует 10-летний юбилей. За это время компания успела выйти в прибыль, нарастить авиапарк и заручиться доверием сотни тысяч пассажиров. Сейчас в парке «ЮВТ Аэро» семь самолетов Bombardier CRJ 200 и один Bombardier Challenger 604. За 2023 год клиентами татарстанских авиаторов стали 299 тысяч человек, а чистая прибыль компании составила 60 миллионов рублей. «Вечерняя Казань» поговорила с генеральным директором компании Петром Трубаевым о работе и планах авиаперевозчика на будущее.

— Петр Владимирович, как принималось решение о создании авиакомпании?

— Когда появлялось «ЮВТ Аэро», я сказал: в истории предыдущих татарстанских компаний было и много хорошего, но давайте начнем с чистого листа. Решение о создании авиакомпании принималось на самом высоком уровне, руководство республики приложило много усилий. Сначала в авиапарке у нас было три самолета CRJ 200, потом начали работать на семи машинах. Сперва планировалось, что самолетов будет восемь, но по одной из машин не договорились по цене. В первый год финансовые результаты были отрицательными. Но мы не сложили руки и с воодушевлением двигались дальше, принимали в свой парк новые самолеты. С 2016 года вышли на прибыль.

— А кому принадлежит идея создания «ЮВТ Аэро»? Руководству республики, бизнесу или это была частная инициатива?

— Думаю, руководству Татнефти. Но такое доверие означало и то, что мы не имеем права на ошибки, которые были совершены предыдущими татарстанскими авиакомпаниями. Не должно быть задержек рейсов, безопасность полетов должна быть на высшем уровне. Когда наша компания только начала работать, пилотам была оказана финансовая поддержка — они еще не летали, но уже получали зарплату. Еще запомнилось, как я пришел к руководителю Росавиации Александру Нерадько рассказать, что компания получила сертификат эксплуатанта, дающий право на полеты. Ну, думаю, сейчас какое-то напутствие скажет. Так Александр Васильевич сказал: «Не дай бог что-то пойдет не так, мы вас закроем!» Но это и подстегнуло, мотивировало нас (смеется).

Автор фото: Павел Хацаюк/ «Вечерняя Казань»

— Расскажите подробнее об авиапарке и летном составе компании, инженерах. Каких специалистов в штате больше всего?

Начинали мы с 275 работниками в 2015 году, а сейчас в штате 425 человек. Больше всего у нас инженеров, 159 специалистов. Сейчас мы самолеты обслуживаем сами. В Бугульме обслуживаем CRJ-200 и учебные самолеты Cessna-172, в Казани мы также обслуживаем CRJ-200, Bombardier Challenger-604 и 605, вертолеты Robinson-64 и 66, «Ансат», Ми-8, Bell-407, 429, 505, Falcon-7X и 8X. Ангары мы арендуем. У многих авиакомпаний нет собственной инженерной службы, работают с ними на аутсорсинге. А у нас инженеры свои, штатные. И это дает определенный эффект.

— Вот приходит к вам соискатель — на что обращаете внимание, принимая решение, брать его или нет? Есть ли какое-то преимущество при найме для местных работников — все-таки речь идет о татарстанской компании...

— Когда ищем работников, мы стараемся брать местных специалистов. В том числе и потому, что работать ему будет недалеко от дома, человеку не придется отрываться от семьи. Грех не воспользоваться теми возможностями, которые у нас есть: про КНИТУ-КАИ и так все знают, также специалистов по эксплуатации летательных аппаратов и обслуживанию авиатехники готовят и в Лаишевском технико-экономическом техникуме. Кстати, средний возраст работников у нас 39 лет, это неплохой показатель. У начинающего технического специалиста зарплата 40 тысяч рублей, с каждым судном, к обслуживанию которого специалист получает допуск, размер оплаты труда увеличивается. У инженерного состава она может достигать 80–100 тысяч и более.

— А есть ли пресловутый кадровый голод, о котором говорят, пожалуй, все производственники?

— Зависит от специальности. Что касается пилотов, то с ними кадрового голода нет, наоборот, наблюдаем переизбыток соискателей. Учебные заведения выпускают молодых специалистов, и многие из них оказываются не у дел! Нашему летному директору приходит много резюме от соискателей. Выбирать есть из кого. Это же касается и инженерного состава.

К санкциям адаптировались, но с запчастями трудности по-прежнему есть

— Уже более двух лет в отношении России действуют масштабные экономические санкции, коснулись они и авиаперевозок. Адаптировалась ли отрасль к ним?

— Если ответить коротко — да, последствия этих ограничений мы преодолели. Но проблемы остаются. Например, поставка запчастей. Большинство воздушных судов российских авиакомпаний — иностранного производства. И в этих условиях надо как-то поддерживать самолеты в рабочем состоянии... Те компании, у которых большой парк судов, используют некоторые самолеты в качестве «доноров», снимают с них запчасти. Но это тоже плохо. Объем работы у авиакомпаний снижается, перевозок становится меньше. Очень важно наладить поставку запчастей. И с этим есть сложности — сейчас даже многие дружественные страны отказываются с нашими компаниями работать! Приходится искать другие пути покупки запчастей для самолетов, мы и находим. Какие? Без комментариев.

Автор фото: Павел Хацаюк/ «Вечерняя Казань»

— В 2025 году в ваш авиапарк поступят два самолета Ту-214 производства казанского авиазавода. Какие у вас ожидания от новой машины? Давайте помечтаем — когда весь авиапарк «ЮВТ Аэро» займут самолеты отечественного производства?

- Скажу честно: нам нужно было раньше задумываться о покупке российских самолетов. Кто же знал, что всё так будет... Перспектив на западном рынке теперь нет. А за отечественными самолетами далеко идти не надо — здесь же, в Казани, производят прекрасный Ту-214. Нас поддержал раис Татарстана Рустам Минниханов, который, напомню, возглавляет совет директоров ПАО «Туполев». Ту-214 будут летать на дальние расстояния, до шести тысяч километров — в Москву, Петербург, Ташкент, Сибирь, на Дальний Восток, в Турцию и ОАЭ.

Также задумались о покупке Ил-114. Да, он тихоходный, винтовой, но он нам понравился. Тот же Ан-24 винтовой, по России летает до сих пор! Но до Москвы на Ил-114 летать не будем. Второй вариант — Sukhoi Superjet, который сейчас эксплуатируется неплохо, уже пережил свои «болячки». Пока думаем, возможно, предпочтение отдадим второму варианту. Но с ним есть проблемы в части импортозамещения, но они уже вроде как решаются. Что же касается того, будем ли мы иметь в авиапарке только татарстанские самолеты: вряд ли такое будет, ведь нам нужны машины и для перелетов на небольшие расстояния между регионами — например Ил-14 и Sukhoi Superjet.

Автор фото: Павел Хацаюк/ «Вечерняя Казань»

— Времена сейчас непростые, к сожалению, и Татарстану пришлось пережить атаку беспилотников. Какие меры принимаются для защиты пассажиров гражданских самолетов?

— Защиты на самолете нет, пилоты руководствуются указаниями авиадиспетчеров. Те, в свою очередь, получают информацию от военных — если появляется какая-то опасная зона, туда борт залетать не будет. У нас гражданские самолеты, не думаю, что в их конструкцию нужно вносить какие-то изменения для защиты. Вопрос безопасности решается обеспечением защиты аэродромов и стратегических объектов. Но я бы не сказал, что аэропорты сейчас полностью защищены.

Внутренний туризм помогает расти авиакомпаниям

— Какие есть планы по расширению маршрутной сети?

— Не только задумки, а уже конкретные действия. Уже в прошлом году запустили рейс из Казани в Самарканд. И конкуренты наши уже думают по этому же маршруту начать летать (смеется). Работаем над получением всех необходимых документов для запуска рейсов в Ташкент. Зовут нас и в Казахстан, но здесь вопрос экономический, не везде рентабельно осуществлять полеты. Рейсы только ради рейсов запускать не будем.

Открываются рейсы в Петрозаводск, Калугу. Два года назад, когда случилась сделка по покупке активов ТАИФа холдингом СИБУР, начали летать в Тобольск, ведь раньше оттуда из Казани летали через Москву. Договорились с СИБУРом, а правительство Тюменской области начало субсидировать полеты. Финансово этот маршрут оказался успешным.

— «ЮВТ Аэро» – экономически успешная авиакомпания, со второго года работы получает прибыль. Но все-таки идет ли какая-нибудь помощь от государства, региона?

— Часть затрат на рейсы нам компенсируется государством. За счет этого цены на билеты для пассажиров у нас приемлемые. Иногда есть субсидии и от самого региона, куда осуществляются рейсы. Например, Кировская область, Мордовия. Конечно, татарстанское руководство в стороне не остается, помощь от республики идет приличная. Немного цифр: в 2023 году от РФ и регионов (не считая Татарстана) поступило субсидий на 1,178 миллиарда рублей. А от республики мы получили 282,5 миллиона рублей. В итоге получили субсидий почти на полтора миллиарда. Как ни парадоксально, самая большая прибыль за всю историю «ЮВТ Аэро» была в пандемийном 2020 году — 933 миллиона рублей. Мы, в отличие от других компаний, не прекращали полеты в это время. Помню, губернатор Алтайского края ругал нас за это — мол, коронавирус, чего вы летите? Но мы летали. Сыграли свою роль перевозки на борту различных материалов (например, для производства медицинских масок) в другие страны.

— А на что идут самые большие расходы? Запчасти, сырье или, быть может, привлечение кадров?

Конечно, горюче-смазочные материалы. Цены на них растут каждый год! Хотелось бы поддержки в этом направлении от государства. Авиакомпании «стучатся во все двери», но нас пока не слышат. На втором месте идут запасные части: с введением санкций поставщики ой как цены подняли!

Автор фото: Павел Хацаюк/ «Вечерняя Казань»

— Наверняка наибольшим спросом пользуются рейсы в Москву, Санкт-Петербург и южные направления. А какие перспективные направления выделите? Спрос на какие направления вас удивил?

Горно-Алтайск. Летать туда мы начали по просьбе местной татарской диаспоры. Там действительно хорошие условия, есть на что посмотреть, да и для туристов инфраструктура на достойном уровне. После нас туда и другие компании полетели. Также пользуются спросом рейсы в Петрозаводск, Ярославль, Нижний Новгород — там, кстати, работают много татарстанцев. Летают самолетами нашей авиакомпании и спортивные команды — например футбольные клубы «Рубин», «Крылья Советов», «Ахмат», «Факел», «Урал». На этом рынке мы зарекомендовали себя хорошо. Что же касается полетов бизнес-класса, в наших самолетах, выполняющих регулярные рейсы, пока нет такой возможности. А вот в самолетах Ту-214 места бизнес-класса будут. И очень ждем появления нового терминала казанского аэропорта.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей