Пора понять, что мусор - дело не только хлопотное, но и прибыльное
На проходившем в Зеленодольске заседании комиссии по улучшению санитарно-эколог ...

Автор фото:
Сбор и утилизацию мусора в Зеленодольске отдали на откуп фирме "Экорес", которая включила эти два компонента в единую систему. К сбору отходов экоресовцы подошли серьезно. Собрали данные обо всех "поставщиках" мусора - предприятиях, магазинах, офисах и т.д., определили периодичность, с которой мусоровозы должны очищать "конюшни" клиентов, создали единую базу данных, оборудовали несколько пунктов временного хранения отходов. Вот только не освоили пока сортировку мусора. Пошли другим путем - взяли и реанимировали магазины "Стимул", куда клиенты "Экореса" теперь сдают макулатуру (у кого-то бумага и картон составляют большую часть отходов). Выгодно для всех: продавая "Экоресу" бумажный мусор, клиент значительно снижает затраты на утилизацию других отходов.
Замкнутый цикл, по словам директора "Экореса" Александра Лобачева, позволяет значительно экономить, например, на транспорте. В распоряжении Лобачева семь мусоровозов, а в работе заняты три. Но эти три машины не простаивают ни минуты. Честно признаюсь, лично убедиться в эффективности такой системы работы не успел. Однако идея кажется весьма симпатичной. Жаль, что не нашла она отклика в казанской мэрии. Лобачев обращался туда с предложением по использованию своего ноу-хау (он утверждает, что разработанная им система не имеет аналогов), но - безрезультатно. Тем не менее, министр экологии РТ Борис Петров обещал, что зеленодольский опыт будет внедряться на территории республики повсеместно.
Хорошо бы, ведь одной из главных проблем "уборки Казани", по мнению экологов, является тот факт, что вывозом мусора и эксплуатацией свалки занимаются разные ведомства. Воти на совещании в Зеленодольске больше всех "песочили" Казань: сколько ни покупают контейнеров, сколько ни оборудуют площадок для сбора мусора, сколько ни приобретают мусоровозов - отходов на улицах и в подворотнях столицы меньше не становится. Схемы сбора мусора разработаны, но только на бумаге. Один за другим выходили "на ковер" делегаты от Ново-Савиновского, Кировского и других районов Казани и поочередно жаловались: "Нет денег, нет машин..." На что у Бориса Петрова был заготовлен универсальный ответ: деньги есть - это "экологические" долги предприятий, взимать которые разрешено местным властям. Но они их не больно-то взимают, объясняя свою бездеятельность бедностью должников...
Не до конца уразумев суть претензий министра, я попросил его объяснить, что он имеет в виду.
- Дело не в контейнерах и не в машинах, просто в Казани никто не хочет заниматься мусором. Хотя в Москве коммерсанты за мусор дерутся. У них там настоящая война, как в Чикаго, - ответил Петров.
По мнению Александра Лобачева, имеющихся в Казани машин с лихвой хватит, чтобы вывозить мусор вовремя и регулярно. Нужно только "с умом" подойти к делу. Или дать возможность коммерсантам припасть к мусорному клондайку. Впрочем, я боюсь, что если в Казани и появятся такие фирмы, складировать мусор им будет некуда. Строительство нового полигона ТБО и рекультивация самосыровской свалки ведутся так медленно, что первую карту полигона вряд ли сдадут, как запланировали, в этом году. Затихло строительство полигона в Лаишевском районе.
Прислушаются ли районные власти к увещеваниям главного эколога республики? Сомневаюсь. По крайней мере до тех пор, пока не поймут, что мусор - дело не только хлопотное, но и прибыльное.
Сергей КОЗИН
Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей