Экономика
26 November 2024 12:35
Автор материала:Рамиль Акберов

Ростех выведет казанский Ту-214 из крутого пике

В АО «Туполев», в состав которого входит КАПО имени С.П. Горбунова, где выпускают знаменитые «тушки», произошли изменения в руководстве. Теперь долгожданную машину к импортозамещённому будущему будет вести 75-летний руководитель.

Ростех выведет казанский Ту-214 из крутого пике

Автор фото: ОАК

Шесть отставок за 10 лет

Масштабные перестановки произошли на «Туполеве», который входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Должность управляющего директора покинул уроженец Казани Константин Тимофеев. Пост он занял совсем недавно, в январе 2024 года, а годом ранее был назначен первым заместителем гендиректора ОАК. В период его руководства о производстве Ту-214 поступала противоречивая информация: пожалуй, главным имиджевым ударом по машине стал отказ Аэрофлота от закупки казанских «тушек». Сообщалось, что татарстанскому самолету предпочтут МС-21 Иркутского авиазавода.

Автор фото: ОАК

Напомним, что изначально в 2024 году планировалось поставить семь самолётов Ту-214. Однако с учётом текущих темпов производства такое количество для предприятия оказалось слишком большим. Поэтому сроки поставок были сдвинуты вправо. В этом году будет поставлена только одна «тушка». «Что-то из области фантастики» — так комментировали опрошенные «Вечерней Казанью» эксперты первоначальные замыслы по производству самолетов. По ним, например, в 2025 году заводу предписывалось сдать десять самолетов (теперь планируется только четыре).

Впрочем, от производства Ту-214 никто не отказывался — летом закончилось переоборудование цехов для увеличения производства пассажирских «тушек». И государство продолжает рассчитывать на серийный выпуск Ту-214. По формулировкам первого вице-премьера федерального правительства Дениса Мантурова, изложенным им в интервью «Ведомостям», к концу 2026 года планируется выпускать около 20 «тушек» в год. А в сентябре на Восточном экономическом форуме ОАК договорилась о поставке 41 среднемагистрального Ту-214 к 2032 году. В этом же месяце стало известно о предварительных планах S7 Airlines по закупке 100 казанских самолетов. Казалось бы, лед тронулся.

Также на прошлой неделе состоялся первый опытный полёт полностью импортозамещенной «тушки». Впрочем, речь идет не о новой машине, а о модернизированном Ту-214, который с 2015 года перестал эксплуатироваться, а в 2024 году прошел восстановление лётной готовности. Но спустя несколько дней стало известно об увольнении Тимофеева. Его отставка — уже шестая смена руководства на предприятии за 10 лет.

Автор фото: ОАК

Теперь управлять «Туполевым» будет замгендиректора ОАК Александр Бобрышев, курирующий гособоронзаказ и управление программами оперативно-тактической авиации. В этом году ему исполнилось 75 лет, а с 2009 по 2013 год он уже возглавлял «Туполев», а также успел побывать гендиректором Казанского авиазавода имени Горбунова. Примечательно, что причиной ухода Бобрышева с «Туполева» в прошлый раз, по данным «Коммерсанта», стало недовольство военных его работой в рамках гособоронзаказа.

Напомним, что в начале ноября в ОАК также произошли масштабные кадровые перестановки. Прежний руководитель корпорации, Юрий Слюсарь, был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Ростовской области, а на его место пришел глава Объединенной двигателестроительной корпорации Вадим Бадеха. Одновременно с уходом Тимофеева с «Туполева» покинул свой пост и гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский. Управлять этим заводом теперь будет непосредственно руководитель ОАК Бадеха. В ОАК перестановки на предприятиях объяснили «необходимостью в беспрецедентно сжатые сроки реализовать задачи запуска серийного производства отечественных гражданских лайнеров».

«Собрать самолет — не проблема, задача — обеспечить его комплектующими» 

Авиаэксперт, основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков уверен, что смена руководства «Туполева» точно не приведет к потере интереса к производству Ту-214. А трудности запуска серийного производства Ту-214 — на совести управленцев, уверен собеседник «Вечерней Казани». Развить производство машин не позволяют фундаментальные проблемы, которые не решались годами. 

- Не уделялось нужного внимания импортозамещению компонентов. Собрать самолет — не проблема, задача — обеспечить его комплектующими отечественного производства. И с этим есть трудности. Например, по моим данным, до сих не сертифицирована отечественная система предупреждения столкновения самолётов в воздухе (TCAS). Без этой системы можно выполнять опытные полеты, например, как у Ту-214 недавно, но совершать регулярные рейсы — нет, — говорит эксперт.

Подводя итоги недолгого руководства Тимофеева «Туполевым», собеседник издания отмечает, что ключевой особенностью его работы стало то, что он пришёл в авиацию из финансов и строительства. С 1994 по 2010 год Тимофеев занимал различные руководящие должности в нескольких банках, включая пост директора московского филиала Ак Барс Банка. После этого работал в строительной сфере — например, возглавлял Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства. При этом в 2017 году он окончил Московский авиационный институт по специальности «авиастроение», имеет квалификацию пилота гражданской авиации, пилота самолетов Ту-204/214 и Superjet.

Главный редактор Avia.ru Роман Гусаров считает, что уход руководителей «Туполева» и «Яковлева» связан с желанием нового руководства ОАК (входит в структуру Ростеха) построить новую вертикаль управления в корпорации. Эксперт надеется, что кадровые перестановки положительно повлияют на производство Ту-214 и помогут более эффективно использовать деньги, выделенные на этот проект.

- Страшны не санкции. Страшно, что через год стране просто может не хватить самолетов для пассажиров. Мало самолеты сделать, испытать, надо же еще и производить серийно, это самое сложное. Удастся ли решить эту задачу — зависит сейчас от консолидированных действий Ростеха. Судьба Ту-214 в руках Ростеха, он обеспечивает его комплектующими. Думаю, там приняли решение о последних кадровых перестановках в ОАК и на его предприятиях. Сейчас в авиацию вливаются значительные средства, и главная задача — разумно распорядиться этими инвестициями, — отметил эксперт.

Автор фото: ОАК

Не стоит делать поспешных выводов на основе того, что летные испытания импортозамещённой «тушки» прошли раньше, чем запланированные на весну 2021 года испытания МС-21. Ту-214 был разработан ещё в конце 1980-х — начале 1990-х годов, и процент иностранных запчастей в нём невелик. В отличие от МС-21, в котором примерно половина комплектующих иностранного производства, задача импортозамещения для него представляется более сложной. Тем не менее, после решения этой задачи Иркутский авиазавод сможет выпускать до 36 самолётов МС-21 в год. По мнению Гусарова, это может сделать МС-21 конкурентоспособным по сравнению с Ту-214.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей