Городская среда
19 октября 08:31
Автор материала:Алина Камалютдинова

«Дорога смерти»: казанцы просят камер на Горьковском шоссе

После очередного ДТП горожане засомневались в безопасности Горьковского шоссе. Многие критикуют бессветофорное движение и требуют установки светофоров.

«Дорога смерти»: казанцы просят камер на Горьковском шоссе

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

«Я реально боюсь там ездить»

Ночью 15 октября на Горьковском шоссе произошла авария, в результате которой погибли три человека. За рулем автомобиля «Хонда Аккорд» 19-летняя девушка не справилась с управлением. Машина врезалась в световую опору, а после в бетонную конструкцию дорожной развязки. Водитель от госпитализации в больницу отказалась, все три её пассажира погибли на месте.

По факту произошедшего уже возбудили уголовное дело. По предварительной информации, девушка могла превысить скорость движения или же допустить ошибку.

Автор фото: прокуратура РТ

Эта трагедия спровоцировала обсуждения относительно безопасности движения по недавно реконструированному Горьковскому шоссе. Некоторые комментаторы назвали её «дорогой смерти».

«Я реально боюсь там ездить: едешь около 80 км/ч, а тебя обгоняют «шашечники» на скорости 100-120 км/ч и выше. Неужели всем настолько пофиг на безопасность?» - написал житель Казани.

Дошло до того, что сами водители просят установить камеры и светофоры на шоссе, которые, по их мнению, могут повлиять на недобросовестных участников движения.

Напомним, что основа концепции Горьковского шоссе - бессветофорное движение, трехуровневая развязка, надземные и подземные пешеходные переходы. Всё это было сделано ради решения давней проблемы с пробками, в которых жители пригородов и Зеленодольска стояли каждые утро и вечер. Главная цель - увеличить пропускную способность дороги до 11 тысяч автомобилей в час и обеспечить безопасность на дороге.

Однако жители говорят об обратном. Все эти решения привели лишь к безнаказанности недобросовестных водителей, не соблюдающих скоростной режим. За полгода на Горьковском шоссе произошли 143 аварии.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

«Едешь по Горьковскому 65-70. И тебя обгоняют на скорости 100-140 километров в час», - прокомментировал трагедию казанец.

С комментаторами согласен и казанский урбанист Василь Закиев, который также регулярно ездит по магистрали. Однако, по его словам, камеры и патрули не смогут решить проблему: мобильные камеры не будут работать круглосуточно, а патрулей не хватит.

- Проблема дороги сейчас на 100% в отсутствии контроля скорости. Водители поездили, поняли что камер нет, и начали гонять, создавая опасность не только для себя, но и для окружающих. Скоро дорога подмёрзнет и ДТП станет только больше, они станут тяжелее. Связь скорости и тяжести последствий подтверждена множеством исследований: рост средней скорости на один процент повышает число смертельных аварий примерно на четыре процента; усиление контроля скорости в местах систематических превышений снижает аварийность почти всегда, - отметил собеседник.

Как «успокоить» трафик?

Другое мнение у урбаниста, редактора телеграм-канала «Казанец» Дениса Семёнова, который отмечает, что главной причиной трагедии стал человеческий фактор. С той скоростью (до 165 километров в час), с которой ехала водитель по Горьковскому шоссе, любая авария потенциально смертельна, а разогнаться до таких скоростей при желании можно и в черте города.

- Камеры есть, но остановило бы их наличие на Горьковском шоссе эту горе-водительницу? Да вообще не факт, и её вина тут однозначна. Авария произошла на той самой огромной развязке Горьковского шоссе и улицы Болотникова, и правильнее даже считать, что уже на Болотникова. На Горьковском шоссе есть светофоры в районе ТЦ «Факел» и на перекрёстке с Можайского, и если бы она остановилась на красный на одном из них, то аварии бы не было. А дальше в сторону Лебяжьего и раньше был длинный бессветофорный отрезок, где можно было разогнаться до любой скорости. Так что не в светофорах тут дело, скорее в комбинации условий: ночь, пустая дорога, зелёные светофоры, и абсолютно неопытный и безответственный водитель, - поделился Семёнов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Автоэксперт, руководитель исследовательского агентства Антон Глухов также не согласен с претензиями водителей. Проблема шоссе в том, что оно прямое и широкое, что подсознательно склоняет водителей ездить быстро. К этому добавляется восприятие дороги как загородной. Потоки людей, воспринимающих дорогу как трассу и как городскую улицу, смешиваются, добавил собеседник.

- Дорога соответствует моему пониманию базовых норм безопасности развязки, разделение потоков, отсутствие пересечений в одном уровне - все это очень хорошо и правильно. Проблема в другом: в геометрии выбора скорости и длинных прямых участках без светофоров. Это приводит к резкому росту средней скорости потока и тяжести последствий ошибок. Для связности Казани власти приподняли скорость, но инфраструктура и логика дороги не умеет работать с ошибками водителей: жесткие опоры рядом, недостаток барьеров, слабая самоограничивающая дорожная среда - любая ошибка превращается в трагедию. Так что вопрос не «светофоры/не светофоры», а в системе управления скоростью и «прощающем обустройстве». Я бы рассмотрел методы успокоения движения, но не аварийные, а на уровне проекта. Нужно поставить людей в искусственные условия, мешающие ехать быстрее 80 км/ч, - рассказал Глухов.

Урбанист Закиев отмечает, что наличие на опасных участках шоссе камер считает не лишним.

- Камеры - нужны. Их тут можно поставить 18 штук минимум в каждую сторону. А при новых скоростных ДТП - увеличивать частоту. Точно такая же проблема и на Вознесенском тракте кстати. Оказалось, что статус платной дороги не защищает от потери управления на скорости 200 километров в час, и такие ДТП уже происходили - так что «увешать камерами» нужно и Вознесенский тракт, - рассказал эксперт.

Спикер также предлагает сделать физически выделенные полосы для автобусов на Горьковском шоссе, чтобы общественный транспорт не стоял в пробках и жители могли предсказуемо, надёжно и без пробок добираться в город вне зависимости от часов пик. Это уменьшит нагрузку на дорогу и никак не повлияет на среднюю скорость, а значит водители автомобилей ничего не потеряют.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Семёнов также отметил необходимость на отрезке до развязки Горьковского шоссе с Болотникова «успокоить» трафик, поставив камеры и ограничив скорость движения до 60 километров в час, не помешали бы и «лежачие полицейские». Все остальные меры будут препятствовать «свободному» заезду в город, с чем так отчаянно боролись авторы проекта реконструкции.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей