Городская среда
14 October 2024 07:25
Автор материала:Дилия Мингазова

Канатную дорогу в Казани строят для туристов, но не для жителей

О появлении канатки в столице Татарстана заговорили еще десять лет назад. Этим летом работы по возведению наконец начались.

Канатную дорогу в Казани строят для туристов, но не для жителей

Автор фото: Автор фото: Павел Хацаюк/ ИД «Вечерняя Казань»

Первая канатная дорога в городе была построена еще в прошлом веке. Она шла от ЦПКиО им. Горького до пляжа на Казанке. Продолжительность пути была всего около трехсот метров. Дорога прослужила Казани пять лет, после чего ее закрыли из-за проблем с безопасностью и допущенных при строительстве дефектов.

О новой, первой в Казани XXI века канатной дороге заговорили еще в 2014 году. Ее хотели построить к чемпионату водных видов спорта, однако отказались от этой идеи. Снова обсуждаться тема начала в 2021 году. Уже тогда казанские активисты стали говорить о неясном назначении канатки — начиная от странного расположения и экологического влияния и заканчивая окупаемостью.

Дорога взяла название «Аэромост», заниматься ее строительством будет ООО «Казанские канатные дороги». Дорога в 2,8 километра пройдет через Ново-Савиновский и Вахитовский районы. Она соединит «Ак Барс Арену», экстрим-парк «Урам» и парк Горького. По всему пути построят 15 опор, четыре из них будут располагаться в воде Казанки.

Автор фото: Ирина Звездина / ИД «Вечерняя Казань»

Постройку уже начали — в середине этого лета. Завершить проект обещают уже через полтора года. Главные претензии к месту — установка четырех вышек прямо в Казанке, а также близость стройки к особо охраняемой зоне «Русско-Немецкая Швейцария». Как ранее рассказывал «Вечерней Казани» экоактивист и создатель группы «Защита Казанской Швейцарии» Тимур Ескараев, проект точно окажет вред курируемой им территории.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Не берусь судить о наличии культурного слоя, но то, что строительство канатной дороги нанесет огромный урон особо охраняемой природной территории «Русско-Немецкая Швейцария», — совершенно точно. Поэтому мы выступаем против этого проекта, — сказал он.

По словам заведующей кафедрой природообустройства и водопользования института управления, экономики и финансов КФУ Нафисы Мингазовой, опоры канатки можно сравнивать со стройкой высоток.

- Получается, что через Казанку, ее склоны и берега, через склоны рядом с особо охраняемыми природными зонами, через «Русско-Немецкую Швейцарию», парк Горького пройдет линия строительства 15 опор. Каждая из этих пор представляет собой как стройку фундамента дома. И, конечно, представьте, что на Казанке строят дома — какое воздействие это будет, — отмечает профессор КФУ.

По мнению самих «Казанских канатных дорог», с появлением нового средства передвижения в городе:

1. Сократится время, которое жители тратят на путь.

2. Повысится туристическая привлекательность.

3. Уменьшится транспортная загруженность.

4. Возрастет популярность территорий.

По словам урбаниста Дмитрия Сагдеева, странно говорить о том, что канатка — это туристическо-транспортный проект. Он не верит, что казанцы предпочтут общественному транспорту воздушный.

- Мне действительно не нравится, что даже до презентации своего проекта пишут, что это туристическо-транспортный проект. Честно говоря, я не стал бы в целом говорить, что канатка станет транспортом. Я не думаю, что большому количеству людей в обычное время дня нужно переместиться от парка Горького в сторону стадиона. На самом деле, окрестности стадиона, когда там не проходит никаких мероприятий, — довольно-таки мертвое место. Там мало кто ходит, в основном, собственно, туристы, которым интересно посмотреть объекты универсиады. Поэтому, с одной стороны, действительно, возможно, это будет дополнительным подспорьем в случае какого-то пробочного коллапса для местных жителей, но, честно говоря, я не очень понимаю, кто будет пользоваться этой дорогой как транспортом на постоянке, а не чисто прокатиться и прогуляться, — рассказывает эксперт.

Общественные обсуждения насчет целесообразности постройки проводили еще в прошлом году, но на мероприятие тогда совсем никто не пришел. Что касается заявлений от экологов — они в конечный проект просто не вошли. Хорошая новость: на днях на сайте ИС «Общественные обсуждения» дискуссия по теме началась снова. Она будет идти до 8 ноября. Выразить свое мнение смогут все жители Казани. На сайте можно ознакомиться со всеми документами (например, об оценке воздействия на окружающую среду), задать вопрос или подать предложение. Заключение о результатах опубликуют 28 ноября на портале городской мэрии.

Опыт в строительстве канатки есть в Нижнем Новгороде — канатная дорога длиной 860 метров существует там еще с 2012 года. Строительством занималась французская компания. Отмечается, что фирма ежегодно уходит в минус. В то же время, если проезд в Нижнем сделали 100 рублей, в республиканской столице пообещали сделать стоимость для казанцев равной цене поездки на общественном транспорте.

По словам Сагдеева, для того чтобы дорога правда была загружена, должны совпасть два фактора: это сокращение времени в пути или же невозможность добраться по-другому. Этого нет в Казани, но зато есть в Нижнем Новгороде: там центр города соединяется с центром другого города — Бор.

- Канатная дорога фактически связывает центр Нижнего Новгорода и центр города Бор, их связывает ещё и мост, но он находится на окраине второго города. То есть объезжать через этот мост, который бесконечно стоит в пробках, тут оказывается дольше по времени, чем проехать по канатке. Это не наш случай, потому что у нас фактически канатная дорога будет проходить в целом параллельно мосту «Миллениум», по которому вы можете доехать на личном транспорте, можете доехать на такси, можете сесть на автобус и доехать напрямую до центра, и вам не нужно будет делать пересадку на парке Горького, — рассказывает эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

На вопрос о том, смогут ли охватываемые зоны восстановиться, Мингазова приводит в пример строительство Дворца водных видов спорта. По ее словам, тогда, в 2010 году, Казанка потеряла и по площади, и по ценным территориям. Конечно, за прошедшие годы последствий будто бы стало не видно и «берега снова покрылись зеленью». В то же время река и город потеряли почти два десятка обитателей.

- На этих территориях в 2006—2007 годах отмечалось 17 краснокнижных, охраняемых видов. В том числе было достаточно массовое место произрастания водного папоротника — ужовника обыкновенного. Самая крупная была популяция в Европе, самой высокой степени охраны — а сейчас их больше нет. Эти виды мы сейчас отмечаем единично только некоторые. Десять лет прошло, а виды так и не вернулись. Снова все может быть зеленое и голубое — будет казаться, что воздействия никакого нет, но природе наносится сильный вред, от которого она не может оправиться. Как человек: если он постарел, может похорошеть, но обратно стать молодым — нет.

Урбанист Сагдеев, в свою очередь, считает, что с такой позицией город совсем перестанет застраиваться. Он уверен, что объект, построенный для туристической привлекательности, не должен был вызывать резонанса у общественности. Тем более в Казани уже десятки лет строится много разных и интересных вещей.

 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Вообще, в принципе, проблема активистов-экологов в том, что они очень легко скатываются в радикализм. И если почитать, какие именно аргументы приводили экологи против этого строительства, грубо говоря, они боятся, что рыбкам будет мешать опора, которая будет стоять в Казанке. Чем отличается это от опоры какого-нибудь моста «Миллениум», я не знаю.

Как отмечает специалист, «если обобщать всю эту аргументацию, все сводится именно к тому, что в природу вмешиваться нельзя». По его словам, если жить по заветам экологов, Казань просто не будет развиваться.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей