Шанс на жизнь или рабство: как устроены рабочие дома Казани
Рассказываем, что предлагают рабочие дома города, почему в них может быть опасно и какие есть альтернативы для тех, кому некуда идти.

- Я тебе честно скажу, я сам три года был в рабочих домах. Выпивал, чего уж скрывать, и также вот попал в ситуацию. Навидался такого от Перми до Уфы… И запирали, и заборы по 2,5 метра были, и на полу люди на плитке спали… Только куртку под него кинут, и всё, спи, - рассказывает нашему герою Андрею помощник одного из казанских рабочих домов Владислав. - Но у нас не так, тут всё по-другому.
На одном из совещаний в казанской мэрии рассказали, что начинают «сбор информации» о рабочих домах. Причиной стало растущее число объявлений - это те самые пестрящие бумажки, расклеенные по казанским остановкам и столбам. По словам координатора движения «Альтернатива» (они борются с современным рабством, в том числе трудовым, сексуальным, «нищенским») Арины Файрушиной, 80—90 процентов таких объявлений - плохие организации, где людей будут обманывать в той или иной степени.
Чаще всего они предлагают «помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию», горячее питание, сигареты, восстановление документов, крышу над головой и зарплату в 700—1200 рублей в сутки.

Объявления портят внешний облик города, считают в мэрии. «Рабочие дома в основном созданы под зависимых от вредных привычек людей, которых используют как низкооплачиваемую рабочую силу, при этом деятельность ведётся неофициально со всеми вытекающими». По некоторым данным, в городе 100—300 рабочих домов.
Что такое рабочий дом
Изначально они появились как форма социальной и благотворительной помощи людям в трудной жизненной ситуации, рассказала координатор движения «Альтернатива».
- Предполагалось это таким образом: человек оказался в социально незащищённом положении, например в чужом городе без денег. Также это могут быть люди с зависимостями, вышедшие из мест лишения свободы, бывшие выпускники детских домов или мигранты, у которых есть проблемы с легальным пребыванием в стране. Рабочие дома стали возможностью прийти человеку в место, где он будет жить и работать, - отметила Файрушина.
Проживание и помощь предлагают взамен на труд. «Вакансию» находят сами кураторы. Как выяснила «Вечерняя Казань», мужчинам чаще всего предлагают «шабашки» и работу на стройке. Женщины же могут также работать или смотреть за домом, заниматься домашними делами, готовить еду и также получать за это деньги. Суммы выплат на человека в объявлениях начинаются от семисот рублей и доходят до полутора тысяч. Но обычно сначала платят меньше - ставку можно увеличить за доблестный труд.
Но создавать рабочие дома стали и недобросовестные люди, добавляет координатор «Альтернативы». В некоторых «организациях» человек превращается в раба: обманным путем жертву приводят в дом, забирают у нее документы и телефон. На работы возят обязательно, но только организованно, держат на месте угрозами.
В такие организации можно попасть так же - пообещают хорошие условия, документы, еду. Удерживают людей разными способами: буквально не дают выйти из дома, угрожают, шантажируют зависимостями. К примеру, поддерживают пристрастие к алкоголю - «наливают» вместо обещанных денег. Податься куда-то нужно, и человек выбирает остаться в тепле.
В Казани все в порядке. Вроде как
Раньше по России были случаи плохого обращения в рабочих домах, но в Казани и Татарстане такого не наблюдается уже несколько лет, рассказывает волонтер волонтерского движения «Душа России» Юлия Хакимова. В последний раз, когда в республике фиксировалась такая ситуация, она была решена совместно с руководством Татарстана, отмечает волонтер.

В то же время, как рассказали в «Приюте человека», к ним продолжают приходить люди, которые сталкивались с плохим обращением в рабочих домах. Но случаи бывают разные, отмечает волонтер приюта.
«Вы не подумайте, у нас не такой рабочий дом, где запирают и не отпускают даже в магазин»
Мы звонили в несколько рабочих домов от имени едва совершеннолетней Лили, которой некуда идти, а также постоянного «работника» Андрея. Принять и женщин, и мужчин были готовы все.
Все подтверждали, что рабочие дома бывают разными. Где-то не выпускают из дома, где-то ставят заборы по 2,5 метра. Но уверяли, что именно они - не такие.
При этом адрес назвать были готовы далеко не все - разъяснения о местонахождении были туманными. Зато до места пребывания обещали сразу вызвать такси. Итак, рабочие дома могут располагаться не только в частных домах, но и в квартирах. Например, в одном из домов нам предложили жить в трехкомнатной квартире с «хорошим ремонтом». Как объяснили по телефону, организации у них есть в нескольких регионах страны. Рабочий дом ведет и соцсети - там можно найти фотографии с «шабашек», раздачи еды, посиделок. На изображениях пенсионеры и мужчины средних лет. Наш собеседник обещает, что у них «нет очереди в ванную, в туалет, нет никаких стариков, сидельцев и блатных». А еще можно ходить в церковь - но это по желанию.

Лиле предлагают проживание в отдельной комнате в двухэтажном коттедже. По словам владельца одного из «работок» Алексея, в Казани 300—400 рабочих домов - я звоню в «хорошую, в принципе, организацию». Всего у него живут четыре семейные пары, рассказывает владелец «работки». Все они приехали в Казань из разных регионов России. Кто-то оказался в столице республики по работе, но его «кинули» на деньги, кто-то попал в другую сложную ситуацию. Чтобы успокоить переживающую девушку, Алексей рассказывает, что в рабочих домах «много и молодых девушек, и мужчин. В плохую ситуацию может попасть каждый».
- Мужчины ходят, работают, мы, в принципе, их содержим. А девчонки либо помогают по дому: с уборкой или закинуть вещи в стирку, ничего такого сложного. Ну и кто на кухне посменно меняются просто по графику. Платят по 1—1,5 тысячи рублей за пять дней, - рассказывает Алексей, обещая, что грузить девушку никто не будет.
Голос в телефоне обещает, что «в обиду никто не даст».
- Вы будете жить отдельно, у вас будет своя комната. Никто вас вообще не тронет. Если вам не понравится, можете уйти в любое время. Просто взять и уйти. Документы от вас никто не ждет. Врать не буду, есть дома с другими правилами, неблагополучные, - говорит Алексей. - Если надумаете, можете позвонить в любое время.
А в чем тогда опасность?
Функционирование рабочих домов не регулируется законодательно. Чаще всего это просто заезд в дом к незнакомым людям. Заранее узнать, окажется место хорошим или плохим, сложно. Это подтверждают и рассказы самих домовладельцев.
- Деятельность рабочих домов никак законодательно не регламентирована. При проверке полиция не находит ни трудовых договоров, ни прямых доказательств принуждения. Поэтому составы преступления не усматриваются, а нелегальный труд и преступные доходы продолжают существовать, - рассказывает Файрушина.
По словам координатора, важно обратить внимание, что эта организация юридически зарегистрирована. Кроме того, нужно настаивать на заключении соглашения с этим местом.

- Проживание, будь то рабочий дом, дом-интернат - любое место проживания человека, должно быть узаконено таким образом, чтобы они были под контролем именно каких-то компетентных органов. Чтобы те же самые сотрудники министерства соцзащиты, например, имели право доступа - прийти и проверить это, - объясняет волонтер Хакимова.
«Людям нужна социальная помощь, но они не знают, где ее получить»
Как отмечает член «Альтернативы», многие люди находятся в незащищенном положении. Им действительно нужна помощь, но они не знают, как получить «так, чтобы ее оказали надлежащим образом». В Татарстане можно обратиться в государственные приюты, а также общественные организации. В Казани это проект Казанской епархии «Милосердие», женщин в трудной ситуации принимают в «Колыбели». «Приют человека» есть не только в Казани, но и в Агрызе, Ульяновске, Елабуге, Менделеевске, Зеленодольске, Буинске, Пестрецах, Альметьевске, Заинске и Лаишево.
- У нас экосистема: мы сразу же предлагаем теплый ночлег, чистую кровать, горячее питание, баню и прачку. Если это зима, мы можем дать одежду зимнюю. Возим обязательно в поликлинику, больницу на проверку, флюорографию, анализы и прочее. В дальнейшем ставим человека на ноги. Дальше могут объявиться родственники или он сам захочет трудоустроиться. С этим помогаем, у нас есть партнеры. Люди могут зарабатывать деньги и как-то реабилитироваться, - отметили в «Приюте человека», добавив, что всегда дают шанс «и во второй, и в третий раз».

Важно сказать, что приют - это пункт временного пребывания. Люди остаются в приюте примерно на три месяца - этого времени должно хватить, чтобы прийти в себя и социализироваться. Как правило, большинство возвращается обратно к родственникам. Кроме того, добавляют волонтеры, в государственных учреждениях, приютах людям часто не хватает мест. Например, зимой приют переполняется.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Ключевые свидетели обвинения по делу Гумера Нафиева раскрыли детали получения им взятки.
Вспоминаем громкие дела, главными свидетелями обвинения по которым оказались пожизненно осужденные члены группировок республики.
Падение самолета в Татарстане произошло из-за ошибки пилота Евгения Гущина. Он допустил несколько запрещенных виражей на запредельно малой высоте. Расследование дела завершено и передано в суд.
В Казани стартовало рассмотрение нового уголовного дела пожизненно осужденного «лидера бригады киллеров» ОПГ «Хади Такташ» Рината Фархутдинова, известного в криминальном мире как Ринтик, — его и еще двух фигурантов судят присяжные.
Покупка машино-места на этапе строительства — удачная инвестиция.













