Татарстан вдыхает вторую жизнь в объекты культурного наследия
Продажи объектов за один рубль, нехватка реставраторов, а также включение новых строений в специальный реестр - вспоминаем самые важные события из мира архитектурного наследия республики за прошедший год.

Немного статистики
По словам председателя Комитета республики по охране объектов культурного наследия Ивана Гущина, в Татарстане в этом году насчитывается более 5 тысяч охраняемых объектов, из которых 2269 - памятники архитектуры, 3059 - объекты археологии, а 599 - градоформирующие объекты.
- Количество взятых под охрану строений растет. Ежегодно в Единый государственный реестр объектов культурного наследия включаются новые выявленные памятники, которые ранее не были учтены. Только в текущем году по результатам государственных историко-культурных экспертиз в реестр будет включено не менее 60 объектов, - отмечает Гущин.
При этом, с его слов, в этом году особое внимание будет уделено объектам культурного наследия, которые увековечили память о событиях и участниках Великой Отечественной войны. Ведь этот год юбилейный и в нем планируется празднование 80-летия Победы.

- Сами работы мы запланировали на март-апрель, когда установится более теплая погода. В этом году мы завершим инвентаризацию таких памятников и их технического состояния. Всего на государственной охране в республике стоит более 60 этих объектов - захоронения, памятники, бюсты, - уточнил Гущин.
В прошлом году, с его слов, к выявленным объектам культурного наследия был включен комплекс оборонительных сооружений «Казанский обвод», который расположен в Кайбицком районе.
- Это сооружение, которое должно было остановить немецкие войска на подступах к Казани и Уральскому промышленному району. Обвод образовал дугу вокруг Казани и проходил по территории современных Апастовского, Буинского, Кайбицкого, Тетюшского и Спасского районов. Этот объект не подлежит реставрации ввиду его видовой принадлежности, но все равно его изучение и постановка на государственную охрану для нас является знаковым событием, - считает Гущин.
Аварийные строения
При этом множество объектов в республике требуют срочные реставрационные работы. По мнению ведомства, среди них есть и памятники религиозного назначения. Частным примером считаются объекты, находящиеся в Алексеевском, Спасском и Пестречинском районах. Там довольно часто в советское время встречалась такая ситуация, когда деревня была, но исчезла, а храм при ней остался.
- Сумма стоимости реставрации одного объекта достаточно высока, поэтому она постоянно откладывается. Удручающее состояние этих объектов меня лично беспокоит, - рассказал Гущин.
Среди аварийных объектов нередко встречаются строения деревянного зодчества. Со слов чиновника, такие объекты более подвержены разрушению и исчезновению из-за агрессивного воздействия осадков. Из-за чего требуют комплексного подхода к их восстановлению, чем ведомство и занимается.

- Уже несколько лет восстанавливаем 2-3 объекта в год. Ну а в целом любой памятник архитектуры сегодня требует к себе внимания, особого ухода, - дополнил председатель комитета.
К еще одной проблеме в области культурного наследия относятся утраченные объекты, которые исчезли еще в 1990-х или начале 2000-х годов в результате пожаров или сноса из-за строительства метро. А также были затоплены при организации Куйбышевского водохранилища.
Поэтому, по словам Гущина, с прошлого года его ведомство начало исключать подобные объекты из так называемого реестра объектов культурного наследия. Это вынужденная мера обусловлена прежде всего тем, что воссоздать такие объекты уже не выйдет.
И это не считая памятников архитектуры и истории, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, а также объектов из частной собственности. Ведь стремление сохранить исторические здания у владельцев бывает не всегда, и ведомству приходится их принуждать.
Спасительные инвестиции
Республика ежегодно выделяет деньги на поддержание и восстановления татарстанского культурного наследия. В прошлом году на реставрацию исторических объектов и памятников из бюджета региона было прислано свыше 3,5 миллиарда рублей. И эта сумма не отстает от прошлогодних показателей.
Но это не единственный источник финансирования, ведь более 700 миллионов рублей было получено в формате благотворительности.
- Это рекордные цифры капвложений, которые мы сегодня демонстрируем. Понятно, что Москву и Санкт-Петербург нам не перегнать по финансированию. Но мы один из лидеров среди субъектов, - подчеркнул Гущин.
Реставрация и ремонт объектов культурного наследия, по словам Гущина, требуют немалых средств, примерно 200 тысяч рублей за один квадратный метр, что в два раза дороже обычного капремонта.
Но и здесь подспорьем нередко бывают федеральные инвестиции, благодаря которым происходит оперативное восстановления нужных зданий. Примером может служить казанский проект «Историческая память», в рамках которого в городе реставрируется Петропавловский собор и недавно завершились восстановительные работы мечети «Иске Таш». Действует и реставрационный проект Закабанной мечети.

- Из федерального бюджета в этом году было выделено порядка 150 миллионов рублей на реставрацию и ремонт храма-памятника павшим воинам. Такую же сумму на этот объект выделила республика, - отметил Гущин.
Отличным стимулом к реновации стал и прошлогодний саммит БРИКС, прошедший в Казани. В рамках подготовки к нему была сделана масштабная работа по ремонту и реставрации исторических объектов в центре города.
Внимание ведомства было обращено всего на 80 объектов, находящихся на 40 исторических улицах. Реставрационные работы были проведены в башне Сююмбике, Алафузовском театре, а также в Юнкерском училище, здании КФУ, мечети Марджани, Белой мечети и Казанской ратуше.
Еще реставрация ведется в Новом Кырлае и в литературно-мемориальном музее Габдуллы Тукая. А на финишной прямой находится восстановление купеческого дома конца XIX века в Чистополе.
Исторические памятники за один рубль
В прошлом году вновь напомнил о себе интересный подход в восстановлении и сохранении исторических зданий - их продажа всего за один рубль. Такая льготная цена призвана привлечь частных инвесторов хорошим вложением, при этом благодаря определенным условиям в таких сделках произвести реставрацию памятника в установленные сроки.
При этом, если условия, обязывающие восстанавливать приобретенные объекты инвестором не соблюдаются, то, со слов Гущина, в таком случае государство вправе изъять проданный ранее объект обратно. В этом смысле механизм проработан и отработан.
С 2022 года в республике свыше десяти исторических объектов были проданы по льготной цене в один рубль.
- Как правило, это аварийные расселенные многоквартирные дома, расположенные в Казани, Чистополе, Елабуге, Кукморе. Такой проект это не татарстанский эксклюзив, подобные условия доступны всем в рамках действующего законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, - напомнил Гущин.

Поскольку Татарстан разнится в зависимости от района, то, со слов чиновника, если анализировать Казань, то здесь просьбы приобрести объект культурного наследия в ведомство приходят каждую неделю.
К примеру, в 2024 году был продан двухэтажный особняк бывшей налоговой службы в Адмиралтейской слободе за 40 миллионов рублей, хотя стартовая цена была всего один рубль.
- То есть инвесторы, желающие вкладывать в объекты культурного наследия, в Казани есть, востребованность и конкуренция высокая, и это несмотря на стоимость реставрации, земельного участка и выкупную стоимость объекта. А вот к Чистополю, Елабуге и другим городам Татарстана внимание инвесторов скудное, особенно к Чистополю. Хотя в Елабуге ситуация получше, но и объектов аварийных там поменьше, - уточнил Гущин.

По его мнению, продать объект это еще полдела, важно качественно отреставрировать. А вот как раз с этим есть проблема - нехватка профессионалов. Аттестованных реставраторов в Татарстане мало, при этом подготовка имеющихся не идеальна.
- Современный студент, к сожалению, не смотрит в сторону реставрационной профессии. Ему все больше интересен дизайн или промышленное, гражданское строительство, где можно заработать сегодня быстрые деньги, - замечает Гущин.
Поэтому есть резон популяризировать и привлекать в область реставрации новые кадры для успешного сохранения культурного наследия республики.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Тема нехватки кадров штормит почти все силовые ведомства страны. Основной причиной возникшей ситуации называют зарплаты. Но не все сотрудники служат за скромное довольствие. Есть вполне зажиточные, даже миллионеры.
Незадолго до трагедии поступала жалоба на стаю из 18 особей, покусавших женщину. Специалисты на месте отловили всего двух, а представитель исполкома не смог суду пояснить, почему работу посчитали выполненной.
2025 год в ретейле ознаменовался системной перестройкой: период взрывного роста спроса сменился стагнацией и снижением продаж. В 2026 году спрос продолжит снижаться, предсказывают эксперты, однако это не спасет от удорожания продуктов.
Хотя закон провозглашает равенство прав родителей, на практике отцы часто сталкиваются с несправедливым отношением. Дети чаще всего остаются с матерью, которая из-за собственных обид или страхов ограничивает общение детей с отцом.
Следствие уверено, что девушка собирала предоплату по путевкам и похищала средства. Туристов убеждала о проблемах с выездом, предоставляя фиктивные ваучеры, авиабилеты и страховки. Пострадали около 50 человек.








