Культура
03 December 17:45
Автор материала:Ольга Юхновская

Больше никакого поп-арта: в Казани перезапустили музей композитора Сайдашева

Общественность Татарстана отмечает 125-летие композитора, дирижера, пианиста, выдающегося деятеля культуры Салиха Сайдашева. Об этом с утра пораньше в своем аккаунте оповестил электорат даже раис Татарстана.

Больше никакого поп-арта: в Казани перезапустили музей композитора Сайдашева

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Открытия музея ждали долго (его закрыли на реконструкцию в 2016 году). Как выяснила «Вечерняя Казань», всего на переоформление помещения и экспозиционное насыщение потратили 7 миллионов рублей. Давайте же оценим, что из этого крайне скромного бюджета вышло…

Крошечный флигель, примыкавший к зданию татарского театра им. Г. Камала, а впоследствии принадлежащий Тинчуринскому театру, в былые годы был театральной коммуналкой, в которой проживали в тесноте да не в обиде многие знаковые для татарской культуры личности (например, семья Марселя Салимзянова, включая и самого Сайдашева). По принципу «творческой коммуналки» и построена, по сути, концепция обновленного музея: к главному герою «подселили» известных деятелей татарской культуры. Определенная логика в этом, конечно же, есть.

Забегая вперед, с сожалением констатирую, что праздник так и не вышел за рамки культурных учреждений. Хотя по идее чувство сопричастности к нему должны были испытать не только меломаны и представители культурной прослойки, но и максимальное большинство простых жителей Казани. Впрочем, в таком же бюджетном режиме в Казани провели и 150-летние юбилеи Шаляпина и Качалова (не считая замечательных театральных фестивалей). Возможно, по этой причине событийная повестка оставила в душе редактора отдела культуры «Вечерней Казани» щемящее чувство какой-то недосказанности. Событий, приуроченных к юбилею, как говорится, раз-два и обчелся. Положа руку на сердце, юбилей любимого народом композитора Салиха Сайдашева мог стать более масштабным.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Утром в соответствии с официальным протоколом к памятнику одного из основоположников татарской профессиональной музыки Салиху Сайдашеву (монумент стоит на пересечении улиц Татарстан и Лево-Булачная) возложили цветы. Присутствовали на церемонии представители министерства культуры республики, Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, Союза композиторов, артисты, музыковеды и родственники композитора. Довольно странно, что никто и словечком не обмолвился, побывали ли представители общественности на могиле Сайдашева на Ново-Татарском кладбище, прибрались ли там…

Затем публика отправилась на презентацию музея Сайдашева, который начнет работать по графику 4 декабря. Статус этого филиала Национального музея РТ теперь звучит так: музей композитора Салиха Сайдашева и татарской музыки. Напомним, что ремонт и разработка новой концепции музея затянулась на неприлично долгие девять лет. Но справедливости ради скажем, что с 2023-го здесь уже проходят различные активности – творческие вечера, лекции и музыкальные встречи.

Другое дело, что никак не удавалось найти ту самую, единственно верную интонацию при переформатировании музея. От прежней оригинальной, правильнее говорить – авангардной, концепции в стиле поп-арт, созданной в 1993 году группой известных казанских художников Владимиром Нестеренко, Олегом Бойко и Александром Леухиным совместно с СКБ «Прометей» под руководством члена-корреспондента Академии наук РТ, легендарного пионера светомузыки профессора Булата Галеева, отказались полностью. Теперь о ней совершенно ничто не напоминает.

На первый взгляд, музейный «теремок-коммуналка» сейчас даже несколько тесноват: после ремонта выставочные площади небольшого флигеля будто уменьшились в размерах. Впрочем, помещение вполне уютное. Тем более что первоочередная задача музейной команды в наши дни – создать здесь постоянно действующую точку сборки молодых татарских творцов и интеллигенции, а все условия для этого предоставлены.

Самое большое пространство в музее Сайдашева – это классический музыкальный салон, расположенный на первом этаже. Как и до реконструкции, здесь будут проходить камерные концерты, лекции, встречи с интересными людьми из мира музыки России и Татарстана. И в этом – залог интенсивной жизни музея, его максимальной приближенности к современности. Под управлением председателя Союза композиторов РТ Ильяса Камала в день открытия музея для избранной публики оркестр играл попурри из произведений Сайдашева.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

При первом осмотре начинка музея показалась довольно ординарной. Музей не может похвастаться мемориями, ведь личных вещей Салиха Сайдашева в силу объективных причин сохранилось очень мало – это подаренное ему третьей женой Асией пианино, очки, футляр от часов, дирижерская палочка, заявление о приеме на работу. Предсказуем для 1930–1950-х годов набор антиквариата – аутентичные комоды и горки для посуды, кружевные салфетки, фаянс, лампы да вазы, диван из дерматина, а в личной комнате Сайдашева еще и живой фикус, как символ благополучия в те времена. В целом комната композитора, в которой он жил с 1930 по 1954 год, по обстановке напомнила аналогичную же в доме-музее Василия Аксенова. То есть все довольно традиционно, предсказуемо и без намека на авангард, который и делал казанский музей Сайдашева единственным в своем роде во всей России.

Помимо комнаты Жиганова три музейных зала раскрывают истории музыкальных институций Казани, к которым самое прямое отношение имели Сайдашев и его соратники (филармония, консерватория, театр оперы и балета, оперная студия при консерватории). В экспозиции довольно много музыкальных инструментов, копий партитур, целая линейка музыкальных носителей от патефона до магнитофона, концертные костюмы Ильгама Шакирова, Сары Садыковой, Зили Сунгатуллиной, пуанты Нинель Юлтыевой и даже та самая расписная на шелке голубая шаль (авторства художниц Софьи Кузьминых и Светланы Гарбузовой) из музыкального спектакля «Голубая шаль» Салиха Сайдашева и Карима Тинчурина, созданного ими в 1926-м для татарского театра.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Пространство двухэтажного флигеля оживляют современные светильники в виде скрипичных ключей, немного помпезные люстры, проектор, интерактивные панели. Например, на одной видим подъезжающий к вокзалу поезд и слышим сайдашевский «Марш Советской армии», а на другой – имена композиторов (например, Р. Ахияровой, Э. Бакировой, Р. Еникеева, И. Камала, А. Луппова, Б. Мулюкова, С. Садыковой, Дж. Файзи, Ш. Шарифуллина, Ф. Яруллина и других…), нажав кнопку напротив имени, можно узнать об их творческом пути, послушать композиции. Единственный очевидный минус оформления некоторых залов – занимающие слишком много пространства малофункциональные витрины устаревших моделей, а также подвесные многоячеистые полки, которые кажутся стеллажами колумбария. Жаль, что пришлось экономить на современном оборудовании.

Новой концепцией музея и наполнением контента занималась творческая группа Национального музея Татарстана. Дизайн проекта разработала архитектор, художник, член Союза дизайнеров России Анна Вексельман. Как пояснили на открытии сотрудники НМ РТ, основная идея музейного пространства – связь Салиха Сайдашева со всей музыкальной культурой, сформировавшейся под его влиянием, но уже после ухода композитора из жизни. Ведь Сайдашева по праву называют одним из основателей татарской национальной классической музыки. Не будь Сайдашева, не появились бы его духовные наследники Назиб Жиганов, Фарид Яруллин, Мансур Музафаров, Сара Садыкова, София Губайдулина и многие-многие другие.

- Мы еще не в полной мере осознаем всю значимость личности Салиха Сайдашева, ведь именно он является основоположником профессионального музыкального искусства нашей земли, – отметила на открытии музея министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова. – Разноплановость, широкий спектр его творчества и музыкальных экспериментов говорят о смелости, и он действительно был смелым человеком, смелой личностью. Вы знаете, что сохранилось не более тридцати – от силы сорока процентов написанного им (действительно, не более 200 из 600 произведений!«ВК»), и можно только приветствовать молодежь, которая заинтересуется его наследием, будет искать следы партитур, которые, возможно, пока просто скрыты от современников.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Кстати, специально к 125-летию Салиха Сайдашева силами НМ РТ создана линейка сувениров (ох уж эти вездесущие мерчи!). Посетители могут купить на ресепшен деревянные музыкальные инструменты (от 30 до 50 тысяч), блокноты «Сайдашев» и монпасье «Казань» (все по 300, как и входной билет) и другие симпатичные мелочи. Фурор произвела футболка «Салих Сайдашев», но не своей эксклюзивностью, а ценой – 3500 рублей за штуку. На реплику «Втридорога дерете!» девушка на кассе парировала: «Зато какое качество хлопка!». Но пока никто так и не решился на покупку.

Помимо открытия музея в Казани в день рождения Сайдашева третьего декабря Татарская государственная филармония им. Г. Тукая проведет посвященный композитору музыкально-литературный лекторий (художественный руководитель и режиссер – народный артист РТ Владимир Васильев), со сцены прозвучат написанные Салихом Сайдашевым песни. Также 6 декабря в Высокогорском доме культуры состоится концерт в честь 125-летия композитора. И снова риторический вопрос: почему не додумались провести большую концертную программу в БКЗ имени Сайдашева?

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Отметим, что чуть ранее в Татарском театре юного зрителя им. Г. Кариева состоялась премьера спектакля «Тынлык» / «Молчание» в постановке режиссера Виктории Печерниковой. Эту постановку театр посвятил 125-летию Сайдашева. Автор пьесы – драматург Айдар Ахмадиев, который является заведующим музеем С. Сайдашева. По словам Ахмадиева, к написанию пьесы его вдохновили роман писателя Амирхана Еники и мемуары первой ученицы Сайдашева – Фатимы-Зухры Султановой, которые, подчеркнем, хранятся в фондах Национального музея РТ. И сегодня во время открытия музея кариевцы провели иммерсивную экскурсию в образах из этого спектакля.

Что еще можно упомянуть в связи с юбилеем Сайдашева? Композитору посвящена выставка «Огни, зажженные нами» в Национальной библиотеке РТ, на которой представлены книжные издания и альбомы с воспоминаниями родственников, деятелей культуры и искусства, близко знавших композитора, а также малоизвестные исторические факты о его жизни и нотные издания. На этом – все.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей