Культура
25 November 15:46
Автор материала:Ольга Юхновская

Фарид Бикчантаев превратил космический анекдот в футуристический памфлет

Премьерная постановка «Преступник со справкой» главного режиссера театра Камала насыщена невербальными метафорами. Уловить их сможет только интеллектуально развитый зритель. Остальные над пацифистской притчей просто ржут.

Фарид Бикчантаев превратил космический анекдот в футуристический памфлет

Автор фото: пресс-служба ТАГТ им.Г.Камала

Столкнув лоб в лоб утопию и антиутопию, режиссер использовал все технические преимущества и подвижную архитектуру Универсального зала, использовав в качестве творческого арсенала жесткие документальные кадры периода ВОВ, пульсирующую «Звездную ночь» Ван Гога, ожившую в голографии картину «Полет влюбленных» легендарного Марка Шагала, прямые музыкальные цитаты – «Имперский марш» из трилогии «Звездные войны» и культового альбома The Wall (1979) группы Pink Floyd.

Сценография постановки легка и лаконична (условные бамбуковые жилища-трансформеры, стопка книг из «прошлой жизни», пара пуфов), зато активно работают расположенные по периметру видеопроекционные панели и свет. Например, утро на планете начинается с терапевтически умиротворяющей картины райских кущ – пение птиц на фоне колышущихся трав и ветвей.

В основе пьесы лежит опубликованный в 1954-м (спустя семь лет после Второй мировой войны) сатирический фантастический рассказ «Ордер на убийство» американского писателя Роберта Шекли, неоднократно перепечатываемый с 1965-го в СССР. По идее, его фабула должна быть знакома большинству взрослых зрителей 40+. Но это не факт, если судить по реакции некоторых зрителей, явно не страдающих от тяжести интеллектуального багажа.

Автор фото: пресс-служба ТАГТ им. Г. Камала

Интересно, что в начале 1980-х на основе сюжета рассказа Шекли в Ленинградском театре музыкальной комедии поставили мюзикл (авторы текста В. Воробьев, Б. Гершт, музыка The Beatles). Спустя еще почти сорок лет, в 2022 году, инсценировку к «Ордеру на убийство» написал драматург, главреж театра «Парафраз» в удмуртском городе Глазов Дамир Салимзянов. Поставленный им в Глазове спектакль «Провинциальные дурачки» даже входил в лонг-лист премии «Золотая маска». С тех пор эту, как оказалось, своевременную пьесу поставили на нескольких отечественных сценах – в Омске, Ирбите, Норильске, Димитровграде, Анапе, Нижнем Новгороде и так далее. Но если в адаптации рассказа Шекли Салимзянов вывел усредненную русскую деревню, то в Камаловском театре видим затерянную на задворках галактики на крошечной планете татарскую общину. Перевод с русского на татарский осуществлен по заказу ТАГТ им. Г. Камала Ильтазом Мухаметгалиевым.

Итак, дано: где-то на бескрайних просторах вселенной затерялась татарская деревенька Малая Кузема, так называется и крохотная планета, где около тысячи бесхитростных аборигенов (кстати, по большей части вегетарианцы) среди лесов, озер и болот существуют в полной гармонии. Живут они натуральным хозяйством, довольствуются простыми радостями. Ну чистой воды утопия! Здесь и в помине нет признаков государства в нашем понимании: ни армии, ни тюрьмы, ни полиции, ни почты, ни школы, ни даже мечети… Оказывается, сообщество вполне успешно может прожить и без них?

Разумеется, эта космическая пастораль – нечто иное, как уходящая вглубь веков утопическая мечта о Золотом веке, когда люди жили в единстве с природой, счастливо и без пороков (правда, аборигены ловят и едят рыбу, и это, пожалуй, их единственный «грех»). Однако обитатели планеты все еще помнят о своем земном происхождении, для этого у них есть библиотека и видеоархив, к которым большинство колонистов едва ли обращается – спустя три века они не испытывают ностальгии по утраченной родной планете. Впрочем, засидевшаяся на задворках галактики молодежь, как и в наши дни где-нибудь в глубинке, рвется убежать отсюда в большой мир, отринув правила и заветы предков, готовая от отчаяния взять в руки оружие.

Все персонажи, кстати, одеты в костюмы из разнообразных оттенков голубого цвета. Что симптоматично: вижу в этом тонкую отсылку к названию Земли – «Голубая планета», каковой она видится космонавтам на орбите. К тому же «небо» над планетой Малая Кузема периодически умиротворенно подсвечивается встроенными голубыми софитами.

Автор фото: пресс-служба ТАГТ им. Г. Камала

Однако курьезность ситуации не должна расслаблять! Идиллию замершего во временной капсуле, словно доисторическая муха в янтарной смоле, общества колонистов прерывает молчавшая триста лет радиоточка: на планету, все еще числящуюся колонией Земли, летит с межгалактической ревизией космический корабль с инспекторами. Их задача – оценить наличие полезных ресурсов планеты и набрать рекрутов для войн, которые ведет империя.

Тут-то и разворачивается интрига: желая продемонстрировать начальству свою лояльность и принадлежность к земной цивилизации, община срочно начинает возводить ту самую тюрьму, полицию, почту, школу… Жители спрашивают – мол, зачем нам мечеть, и глава местного совета Вали отвечает: «Для соответствия духовным ценностям». Возникает вопрос: как быть с преступностью, которая на Земле есть, а на Малой Куземе – полностью отсутствует как явление? Глава деревни «назначает» одного селянина полицейским. Тот мастерит значок шерифа и принимается штудировать старинные книги. В итоге решает, что полицейский должен петь свои указания – и эффектная ария самодеятельного полицейского на балконе Универсального зала, словно в одной из европейских опер, стала одной из самых запоминающихся мизансцен.

Второго персонажа – местного рыбака Талгата, всем миром уговаривают стать официальным преступником, который обязан «во имя общего дела» начать воровать, разбойничать, вершить темные делишки и даже совершить убийство, и для этого рыбаку выписывают официальную справку. Чтобы все было «как у людей». Напутствие мэра-главы деревни звучит так: «На Земле преступник играет чрезвычайно важную роль в жизни общества. На этом все книги сходятся. Преступник не менее важен, чем, к примеру, почтальон. Или, скажем, начальник полиции. Только разница в том, что действия преступника должны быть антисоциальны. Он должен действовать во вред обществу, понимаешь, Талгат? А если у нас никто не будет действовать во вред обществу, как мы можем заставить кого-нибудь действовать на его пользу? Тогда все это будет ни к чему. Ты обязан воровать, убивать и околачиваться в местах дурной славы. Каждый из нас делает что может, оказывает помощь обществу. С убийствами не усердствуй, достаточно одного».

- А вы точно знаете, что без убийства нам никак нельзя обойтись? – вопрошает Талгат.

- Сам знаешь, что нельзя, убийство – единственное, в чем мы проявляем отсталость.

Автор фото: пресс-служба ТАГТ им. Г. Камала

И вот на этом абсурдном фоне буквально выпирает главный вопрос: что же делает человека человеком, должен ли, может ли ради блага общества переступить через главную заповедь «Не убий»?

- Пьеса не иллюстрирует нашу обыденность, но в то же время мысли, темы, которые в ней присутствуют, на мой взгляд, вечные, – говорит режиссер спектакля «Преступник со справкой» Фарид Бикчантаев. – Вопросы, которые в ней задаются, волновали, волнуют и будут волновать человеческое общество. Мы стараемся, с одной стороны, придерживаться заявленного жанра «мечтательной комедии», с другой стороны, пытаемся сохранить её философскую основу.

Итак, наступает второй акт спектакля, и по всем признакам это уже антиутопия. Начинается действие с момента прибытия корабля землян (именно в этот момент звучит «Имперский марш» из «Звездных войн»). Момент прибытия корабля очень интересно оформлен технически: с потолка на сцену как бы надвигается сигналящая огнями космическая армада. Реально, полное ощущение нашествия!

Появляются инспекторы в черных как у гестаповцев плащах, причем с люрексом (неявная насмешка художнику удалась!). Колонисты встречают суровых посланцев хлебом-солью, устраивают прием в духе праздника урожая – украшают поляну дарами природы (яблоки, овощи) и надевают на них яркие венки из дубовых листьев. Посланцы в недоумении – простодушие, наивность и открытость аборигенов сбивают их с толку. Тем не менее инспекторы призывают главу поселения и жителей деревушки присягнуть на верность Империи Земли, и они хором зачитывают клятву, от которой озноб по коже. В результате посланцы Земли делают неприятное открытие: колонисты никогда не держали в руках оружие и вообще не способны убивать, что делает их бесполезными в глазах представителей тоталитарной империи («Люди, не умеющие убивать – опасная зараза… Один такой человек, если он не в состоянии выстрелить из винтовки, может в ответственный момент поставить под удар весь корабль… Быть может, даже целую эскадрилью… Нет, так рисковать нельзя»). В общем, жителей Малой Куземы оставляют в покое, решив не зачищать планету и колонию – авось, налоги с них еще пригодятся, да и просто в этот райский уголок можно прилетать в отпуск.

Автор фото: пресс-служба ТАГТ им. Г. Камала

Вот такая многослойная постановка случилась в Камаловском, и этот эксперимент видится весьма удачным! В спектакле «Преступник со справкой» Бикчантаев искусно расставил акценты, интонации, духовные коды, по которым вдумчивый зритель принимает общую картину не как абсурдистскую комедию, а как повод задуматься о себе как о человеке.

Глубоко убеждена, что лишь от мастера зависит, какие краски заискрят на палитре действия. Априори Фарид Бикчантаев – истинный Художник. Давно заметила, что поставленные им спектакли имеют эффект продолженного действия, влияя на зрителя в течение многих дней и даже месяцев после просмотра. Этот эффект можно сравнить с зерном, которое прорастает глубоко в почве, набирает силу, выталкивая росток на поверхность (а если применительно к человеку, то в его душе), а внутренний и порой мучительный диалог с самим собой ширится, продолжается.

В творческую команду Бикчантаева, работавшую над спектаклем, вошли театральный художник Геннадий Скоморохов и художник по свету Тарас Михалевский. Актерский ансамбль состоит из артистов Фаннура Мухаметзянова, Алмаза Гараева, Гузель Шакировой, Алмаза Сабирзянова, Эльзы Муратхузиной, Эльвира Салимова, Ляйсан Габдрахмановой, Алии Файзиевой, Фирзара Галимова, Рината Низамова, Азалии Гиниятуллиной, Залии Зайнутдиновой, Азалии Гайсиной, Самата Хабирова, Илюсы Камалиевой, Чулпан Назиповой и Ильгиза Гиниятуллина.

Первые премьерные показы спектакля по традиции приурочили к дню рождения легендарного режиссера Марселя Салимжанова, которому 9 ноября исполнился бы 91 год. Следующие показы «Преступника со справкой» пройдут 26 и 27 ноября, а также 6 декабря.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей