Легендарный режиссер Тереза Дурова: «В Казань мы везем гениальных хулиганов»
Впервые в столице Татарстана пройдут гастроли московского «Театра Терезы Дуровой». В апреле казанцы увидят спектакль «Без галош элегантнее» о Маяковском в сопровождении джаз-бенда и феерическую музыкальную сказку «Волшебная лампа Аладдина».

Показы пройдут в двух локациях: музыкально-поэтический спектакль «Без галош элегантнее» – 9 и 10 апреля в Татарской государственной филармонии, а «Волшебная лампа Аладдина» – 16 и 17 апреля на сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля. Накануне гастролей редактор отдела культуры «Вечерней Казани» взяла интервью у основательницы и главного режиссера театра Терезы Дуровой.
Модные страсти по Маяковскому: костюм-судьба и пение стихов под джаз
- Тереза Ганнибаловна, здравствуйте. Ваш коллектив впервые едет в Казань, полагаю, вы сильно порадуете наших театралов, особенно детскую аудиторию, ведь в нашем городе практически не ставят музыкальные спектакли для маленьких зрителей.
- Давайте сразу определимся: мы не называем себя детским театром, мы позиционируем себя как семейный театр, это принципиальный акцент. Наши спектакли одинаково хороши и для детей, и для подростков, и для их родителей.
- Знаю, что вы лично подбирали будущие площадки. Устроили вас казанские сцены?
- Мы с воодушевлением едем в Казань. Наши спектакли идеально будут себя чувствовать на казанских сценах. Мы рады, что покажем «Волшебную лампу Аладдина» в оперном театре: там подходит все, включая красоту зала. И зрительный зал на тысячу мест, как у нас в Москве, и акустика, и прекрасная оркестровая яма, ведь мы приедем с живым оркестром, в котором двенадцать музыкантов. Зал филармонии, где пройдет спектакль о Маяковском, тоже замечательный. Филармонический зритель нам очень важен, ведь «Без галош элегантнее» в Москве мы играем как у себя в театре, так и в столичной филармонии.

Автор фото: пресс-служба «Театра Терезы Дуровой»
- На какую аудиторию рассчитана постановка «Без галош элегантнее»?
- Ждем и взрослых, и подрастающее поколение – подростков 14, 15, 16 лет и студентов. Они услышат и увидят такого Маяковского, которого никогда не слышали и не видели! Так, Маяковского в спектакле исполняют четверо артистов. Действие сопровождает великолепный джаз. Мы везем знаменитый московский высокопрофессиональный коллектив – бэнд под управлением Сергея Кондратьева, который с успехом выступает на различных столичных площадках и в клубах. Мало того что они замечательные музыканты, они еще и прекрасные вокалисты. Казанцам представится прекрасная возможность услышать, как поют стихи Маяковского!
- Признаюсь, заинтриговали!
- Спектакль – своего рода экскурс в то время. Мы учли все, в том числе то, что касается внешней атрибутики начала 1920-х годов. Это важная составляющая постановки. Мы показываем Маяковского не певцом революции и глашатаем советского строя, а как романтика, красивого мужчину, умевшего производить впечатление на женщин, франта, задававшего моду во всем – одежде, литературе, образе жизни. И мы рады привезти спектакль о Маяковском именно в Казань, ведь поэт побывал в вашем городе трижды. И трижды имел в Казани ошеломительный успех.
- Помимо стихов Маяковского в спектакле декламируются стихи Давида Бурлюка и Велимира Хлебникова. И вот ведь какая точка соприкосновения: оба они некоторое время учились в Казани!
- Поэтам из ближнего круга Маяковского уделяем довольно много времени в постановке: примерно треть спектакля посвящена русским футуристам. Читаем их стихи, рассказываем о том времени и вообще о команде этих гениальных хулиганов. Представлены и Велимир Хлебников, и Давид Бурлюк, и Николай Бурлюк-младший, и Алексей Крученых, и Бенедикт Лившиц, то есть знаменитая группа «Гилея», из которой вырос Владимир Маяковский.
- Постановку готовили, консультируясь с московским музеем Маяковского. Причем погружались досконально во все нюансы и творчества, и быта поэта. Вплоть до того, какого цвета перчатки носил, какие сигареты курил... А какие, кстати?
- Интересовало множество деталей, на все вопросы получили ответы от научных сотрудников музея. Маяковский предпочитал сорт «Герцеговина флор». Впрочем, сейчас меня больше интересует «что курил» Пушкин (смеется). Дело в том, что у нас 21 марта состоялась премьера «Моцарт и Сальери. Версии». И если казанцам понравится наш Маяковский, следом можем привезти и нашего Пушкина!
- О, поздравляю! Будет замечательно, особенно в год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича. Но я снова по поводу стильных костюмов, которыми восхищались без исключения все рецензенты после премьеры постановки 2023 года «Без галош элегантнее». По аналогии с модной волной после британского сериала «Острые козырьки», появились ли из числа зрителей последователи, подхватившие заданный спектаклем стиль?
- Уже сам факт, что молодые наши зрители видят эти удивительные костюмы, непременно влияет на их восприятие культуры. Они не могут не отметить, что хорошо отглаженные брюки со стрелками сильно украшают мужчину, как и элегантные костюмы, и великолепная обувь, которую мы, кстати, делали на заказ, копируя каждый шнурок и стежок с фотографий наших персонажей. В Москве существует магазин, который формирует коллекции одежды разных времен, прямо по годам. Услугами этого салона мы воспользовались: на наших артистах подлинные рубашки, галстуки, платки, запонки.

Автор фото: пресс-служба «Театра Терезы Дуровой»
- То есть антикварная одежда?
- Помимо сшитых по историческим лекалам костюмов – да. Приобрели и некоторые пиджаки «с иголочки» столетней давности, в карманах даже находили принятые тогда чеки из плотной бумаги. Подбор эксклюзивных предметов одежды – дорогостоящее предприятие, но оно того стоило. Подлинное всегда подкупает правдой и преображает человека: актеры в таких костюмах прекрасно чувствуют эпоху. Вы увидите статных, красивых, собранных мужчин. Таких же красивых и стильных, каким был Владимир Маяковский.
- Да уж, это не лыжные костюмы с начесом и бесформенными толстовками в стиле нормкор, который уже добрался до театров и концертных залов. Посмотрим, как самый стильный спектакль о Маяковском повлияет на вкус казанской публики!
- Будьте уверены, мы свое дело сделаем! (Смеется.)
- Тереза Ганнибаловна, в постановке футуристические страсти разыгрываются в мастерской таинственного портного, который на живую нитку шьет костюм-судьбу для Маяковского. Примечательная метафора!
- Потому что все, что делал Маяковский, – это все ручная работа в единственном экземпляре. Если говорить о сценическом пространстве, то мы находимся в мастерской портного, в которой из стихов шьется этот костюм, и даже в подкладке пиджака считываются его рисунки и стихи. В спектакле звучат последние неоконченные стихи Маяковского, оставшиеся в его записной книжке. Показываем и последний рисунок Маяковского. При этом не погружаем зрителя в трагедию и тоску. Наоборот. Говорим о том, что это было прекрасное время, и не нам судить, почему столь трагично закончилась жизнь поэта.
- Значит, в спектакле показан один из самых ярких и счастливых периодов жизни Маяковского?
- Мы показываем и его становление, и зрелость, все основные этапы и жизненные вехи. И надо подчеркнуть, что на протяжении всего действия не произносим ни одного слова, которое не было бы написано им или про него сказано кем-то из окружения.

Автор фото: пресс-служба «Театра Терезы Дуровой»
- Да это же подарок для лингвистов и поклонников поэта!
- Абсолютно. Ни одного чужого слова. Только Маяковский и его друзья. На мой взгляд, мы ничего не упустили и открыли много нового для ценителей поэзии Маяковского. Даже детские стихи не оставили без внимания. Не забыли и Маяковского-живописца. А он ведь был прекрасным художником, и если бы не Давид Бурлюк, то, наверное, остался в художественном училище, стал очень хорошим мастером. Словом, в спектакле отражены все аспекты жизни поэта. Например, мало кто знает, что он сидел в тюрьме. Публика ахает: да неужели? А ведь и это тоже повлияло на судьбу поэта.
- В советской школе Маяковского преподавали, честно говоря, кондово. Лично я полюбила поэзию Маяковского только после того, как услышала Вениамина Смехова, читавшего его стихи на одном из «Аксенов-фестов». Публика была потрясена!
- К сожалению, педагоги в школе преподают «Я достаю из широких штанин», а не то, что «в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди». Заверяю, после просмотра нашего спектакля переворот в сознании и осмыслении фигуры Маяковского гарантированно произойдет. Мы не разочаруем казанцев!
Волшебную сказку про Аладдина поют на арабском и русском
- Тереза Ганнибаловна, за счет чего достигается эффект волшебства? Судя по видео в интернете, представление выглядит как сказочное шоу.
- Слово шоу не подходит к этому музыкально-драматическому спектаклю. Скорее, он близок по стилистике к мюзиклу. Дело в том, что мы относимся к категории театра, в которой, кроме нас, больше никого нет. Особенность наша в том, что труппа состоит из
сильных драматических актеров, обладающих прекрасным вокалом. При этом мы не оперетта и даже не мюзикл в полном объеме. Мы уникальны и тем, что в наших спектаклях звучат инструменты, которых дети и взрослые, скорее всего, никогда не слышали. В «Волшебной лампе Аладдина» с нами работают потрясающие этнические профессиональные музыканты, возможно, казанские зрители никогда не слышали используемые ими инструменты. Вживую прозвучит сотканная из тончайших арабских, сирийских и палестинских мелодий музыка. Мы погружаем зрителя в арабскую философию, поем на арабском языке, читаем стихи на арабском и русском. Помимо красоты, энергетики и юмора в этом спектакле мы еще очень философские, что привлекательно для взрослой аудитории.

Автор фото: пресс-служба «Театра Терезы Дуровой»
- Оркестр этнических инструментов сам по себе событие: когда еще услышим вместе «голоса» дудука, гуслей, уда, бузуки, сантура, саза, дарбуки... Спектакль сопровождается бегущей строкой?
- Наши вокалисты – профессиональные переводчики-арабисты, и они же - актеры. Произнося текст на арабском, тут же озвучивают его на русском языке. У зрителей проблем с пониманием не возникнет. Зато дети услышат красивую арабскую речь, которую мы редко слышим.
- У меня вопрос, возникший откуда-то из детства, поскольку все помним одноименный фильм 1966 года режиссера Бориса Рыцарева и в нем эффектный эпизод, когда злой джинн расходится на четыре стороны. В вашем спектакле происходит нечто подобное?
- Мы принципиально отказались от любых эффектов, которые когда-то где-то применялись. Наш спектакль не мультик, не кино, это абсолютно самостоятельно созданный спектакль. Это наша собственная версия сказки.
- «Волшебная лампа Аладдина» – безусловный хит в репертуаре вашего театра. Понимая, что великая сказка не стареет, все же уточню: вы обновляли сценографию, костюмы?
- В этом нет необходимости, они в идеальном состоянии, я бы сказала – в суперидеальном. Поставленный в 2015 году спектакль недавно был показан в 180-й раз. Кстати, это несложно уточнить, ведь на сайте театра установлен счетчик.
- Отступлю от темы и спрошу о вашем спектакле «Летучий корабль», который в репертуаре с 2010 года и продолжает собирать аншлаги. На днях состоялась премьера фильма «Летучий корабль» на основе легендарного мультфильма 1979 года, немногим ранее публике явили еще один ремейк – «Бременские музыканты» (сказать по правде, большей галиматьи видеть не доводилось!). Уверена, что театральная постановка – это совершенно самостоятельное произведение. И все же, как вы относитесь именно к кинематографическим версиям уже признанных произведений искусства?
- В целом неплохо. Но все зависит от того, насколько бережно это снимается, какая цель преследуется: сохранение музыки, эстетики, энергетики плюс немножко вливаний, нужных в свете именно сегодняшнего дня или ради собственных амбиций и заработка? Если преобладают упомянутые последними мотивы, тогда и получается, что зрителю не нравится. Мы-то делали спектакль «Летучий корабль» вместе с Максимом Дунаевским, Юрием Энтиным и Гарри Бардиным! При том они специально еще восемь песен для нас написали. И декорации мы создавали не по мультфильму, а самостоятельно. Творческая команда мультфильма не просто нам дала разрешение и отошла в сторону, они создали еще один спектакль вместе с нами. И получилось абсолютно новое произведение. Эксклюзивное.

Автор фото: пресс-служба «Театра Терезы Дуровой»
- Похожее, надо просить на месяц командировку в Москву и смотреть все ваши спектакли!
- А месяца вам не хватит, у нас в репертуаре почти 60 постановок! (Смеется.)
- Последний вопрос не касается гастролей «Театра Терезы Дуровой» в Казани, но уверена, многим важно узнать вашу позицию как представителя знаменитейшей цирковой династии и выступавшего на арене человека. Как относитесь к категорическим призывам к тому, что в современном цирке не место дрессированным животным?
- Плохо отношусь. В цирке животные были, есть и будут, и это – прекрасно. Надо понимать главное: в цирке с ними работают профессионалы, там все выверено – переезды, кормление, содержание, отношение к животным. В цирках работают ветеринарные врачи, а дрессировщики 24 часа проводят в заботе и в изучении своих питомцев-партнеров. Не говоря о том, что в цирке животные размножаются, значит, все делается правильно. И когда начинаются нападки на дрессировщиков, я говорю: господа хорошие, обратите внимание на тех, кого действительно надо наказывать – за неправильное содержание животных дома, за неконтролируемое размножение кошек в одной квартире, за то, что покупают экзотов и содержат их в ужасных условиях. Вот что следует запрещать, включая подпольные зоопарки.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Ключевые свидетели обвинения по делу Гумера Нафиева раскрыли детали получения им взятки.
Вспоминаем громкие дела, главными свидетелями обвинения по которым оказались пожизненно осужденные члены группировок республики.
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
Падение самолета в Татарстане произошло из-за ошибки пилота Евгения Гущина. Он допустил несколько запрещенных виражей на запредельно малой высоте. Расследование дела завершено и передано в суд.
В Казани стартовало рассмотрение нового уголовного дела пожизненно осужденного «лидера бригады киллеров» ОПГ «Хади Такташ» Рината Фархутдинова, известного в криминальном мире как Ринтик, — его и еще двух фигурантов судят присяжные.










