Олег Ивенко удостоен премии «Душа танца» в номинации «Звезда балета»
Эта номинация присуждается представителю Татарстана впервые. В юбилейный ХХХ год приза «Душа танца» награду также присудили Международному фестивалю классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани.

Информацию об этом редактору отдела культуры «Вечерней Казани» подтвердили в редакции журнала «Балет», который является одним из учредителей награды.
Наряду с Олегом Ивенко обладателем приза за 2024 год стал еще один представитель Татарстана – руководитель камерного балета «Пантера» Наиль Ибрагимов (в номинации «Рыцарь современного танца»), а также балетовед Сергей Коробков, танцовщики Мария Ильюшкина (Мариинский театр), Иннокентий Юлдашев (МАМТ), Алексей Путинцев (Большой театр) и другие.
Феномен Олега Ивенко, за творческой судьбой которого «Вечерняя Казань» следит без малого полтора десятка лет, в том, что он целеустремлен, гармоничен и открыт миру. В сентябре 2025 года премьер балетной труппы ТАГТОиБ им. М. Джалиля, заслуженный артист Республики Татарстан Олег Ивенко отметит 15-летие творческой деятельности.
Напомним, что Ивенко – лауреат и дипломант российских и международных конкурсов, в частности Positano Premia la Danza Léonide Massine (Премия Леонида Мясина в Позитано, Италия, 2020) в номинации «Лучший танцовщик года на международной сцене», обладатель Гран-при международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи, 2014), I премии IX Корейского международного конкурса балета (Сеул, 2016) и многих других престижных конкурсов.
Если сравнивать выдающиеся природные данные артиста с драгоценным камнем, то этот алмаз стал бриллиантом, получив прекрасную огранку именно в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля. Поступив после окончания Белорусского государственного хореографического училища в штат казанской балетной труппы в 2010-м, юный артист непродолжительное время танцевал в кордебалете, но, по словам Ивенко, этот опыт и помощь старших коллег он всегда вспоминает с благодарностью.
Уже через год с небольшим Олег вышел на сцену в партии Шута («Лебединое озеро») и Шурале (балет «Шурале»). Дальнейшее становление артиста зависело от его целеустремленности и творческих амбиций. Очень скоро в балетной иерархии Ивенко поднялся до премьера и многие годы блестяще подтверждает свой статус.

В России и за рубежом Ивенко известен как выдающийся исполнитель главных партий в классических балетах. В его репертуаре – все главные партии в идущих на сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля постановках: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хор. М. Петипа и А. Горского), Солор («Баядерка» Л. Минкуса, хор. М. Петипа), Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хор. Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа), Арман («Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди, хор. А. Полубенцева), Шурале («Шурале» Ф. Яруллина, хор. Л. Якобсона), Голубая Птица («Спящая красавица» П. Чайковского, хор. М. Петипа), Меркуцио, Бенволио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хор. Б. Мягкова), Раб Али, Исаак Ланкедем, Конрад («Корсар» А. Адана, хор. М. Петипа и К. Сергеева) , Франц, Друзья («Коппелия» Л. Делиба, хор. А. Сен-Леона, Э. Чекетти и М. Петипа), Нурадин («Золотая Орда» Р. Ахияровой, хор. Г. Ковтуна), Колен, Ален («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хор. О. Виноградова), Студент («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хор. В. Васильева), Пьер Гренгуар, Актеон («Эсмеральда» Ц. Пуни, Р. Дриго, хор. А. Петрова, А. Вагановой), Принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хор. В. Вайнонена), Шут («Лебединое озеро» П. Чайковского, хор. М. Петипа и Л. Иванова) и другие.
Как признается артист, в последнее время он тяготеет к драматическим ролям: «Чисто механический процесс, когда при высокой техничности танца мой персонаж не развивается, меня уже не привлекает. Сейчас я заинтересован в драматической составляющей партии, когда герой балета меняется из акта в акт». Что, конечно же, говорит о духовной и творческой зрелости 32-летнего артиста.
- Олег сформировался как незаурядная личность и реализовался как артист именно в нашем театре, – характеризует артиста директор ТАГТОиБ им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. – Многие думают, а что особенного, ведь путь начинающего танцовщика вполне определен. Но процесс формирования личности – очень серьезный этап, и у юных людей он по-разному проходит: кто-то теряет равновесие из-за завышенной самооценки, кого-то от первых успехов «заносит» не в то пространство. Но будущий успех на самом деле зависит от того, насколько реалистично артист себя оценивает, четко и ясно представляет перспективы. С юных лет Олег был максимально ответственен за свою сценическую судьбу. Гармонично развиваясь все эти годы, он стал матерым профессионалом, но не «заплыл», как говорится, сохранив все свои отличительные качества – легкость, прыжок, вращение… Сегодня, находясь в расцвете творческих сил, Олег Ивенко достиг уровня большого серьезного артиста, он стал масштабной личностью. Век балетного артиста, увы, очень короток, однако Ивенко уверенно смотрит в будущее: проявил он себя и в кинематографе, и в современной хореографии, и в педагогике, открыв авторскую балетную школу.
И действительно, феномен исповедующего классику и демонстрирующего интеллектуальный танец Олега Ивенко заключается в том, что он максимально открыт будущему, которое сам же и создает. Он не боится вызовов, не боится экспериментировать, и в этом преуспел. О чем свидетельствует успех ставшего известным в России основанного им фестиваля современной хореографии #StagePlatforma. Первый фестиваль состоялся в 2018 году, сфокусировав на contemporary интерес артистов и привлекая к участию молодые силы главных театров страны, а также прозондировав ожидания публики (как выяснилось, поклонников современного танца в Казани предостаточно). Удачный опыт перерос в систему: начиная с 2019 года фестиваль, поддержанный министерством культуры Республики Татарстан, при аншлагах проходит на сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля.
В рамках этого ежегодного проекта Олега Ивенко проявил себя талантливым организатором, идейным вдохновителем и продюсером. В содружестве с хореографом Олегом Габышевым и композитором Эльмиром Низамовым были созданы эксклюзивные постановки – двухактный психологический триллер «Личности Миллигана» (2023) и одноактный балет «Тесла» (2024). Главные партии в них исполнил Олег Ивенко. Критики высоко оценили молодые балеты за психологизм, новые тематику и пластику, «кинематографичную» музыку. Постановки вызвали широкий общественный резонанс, а пресса среди прочих достоинств отметила масштаб творческих интересов инициатора фестиваля. Известно, что к ноябрьской #StagePlatforma команда Ивенко готовит премьеру «Эркюль Пуаро», хореографом-постановщиком будущего балета-детектива выступит первый солист Мариинского театра Александр Сергеев.

В 2019 году имя Олега Ивенко стало широко известно не только любителям классического танца, но и мировой аудитории после того, как артист сыграл Рудольфа Нуреева во франко-британском фильме «Нуреев. Белый ворон» известного режиссера Рэйфа Файнса, воплотив на большом экране легендарный «прыжок к свободе». Затем последовал фильм «Джойка» режиссера Дж. Напье (роль Николая Лебедева, 2024). Как рассказал в беседе редактору отдела культуры «Вечерней Казани» Ивенко, в 2025-м его пригласили на одну из ведущих ролей в полнометражном художественном фильме «Пробуждение аккомпаниатора» режиссера Фредерика Кифа (съемки пройдут в Лос-Анджелесе, США). Говоря о кинематографическом опыте Ивенко, следует подчеркнуть, что в рамках федерального проекта телеканала «Культура» «Театр в кино» Ивенко в 2024-м увидела вся Россия в партии Раба Али в фильме-спектакле ТАГТОиБ им. М. Джалиля «Корсар».
Добавим, что при всей занятости Ивенко находит время и для шлифования своего педагогического дара: в основанной им в 2016 году в Казани авторской школе-студии Ballet Room артист вместе с коллегами по театру занимается с детьми и взрослыми по различным хореографическим направлениям. Интересно, что обычно такие школы танцовщики открывают после завершения карьеры, однако Ивенко сделал это на пике карьеры, поставив перед собой цель развивать современную хореографию среди детей.
К чему бы ни прикоснулся этот талантливый человек, в итоге достигает успеха. Иначе быть не может, ведь в свои проекты Олег Ивенко вкладывает всю душу и все накопленные знания. «А иначе не стоило и начинать», – признается артист.
Напомним, профессиональный балетный приз «Душа танца» был учрежден в 1994 году министерством культуры Российской Федерации и журналом «Балет». Решение о присуждении принимается редакционной коллегией и творческим советом журнала. Приз вручается ежегодно.
За 30 лет существования премии обладателями награды стали такие выдающиеся артисты, как Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Раиса Стручкова, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Владимир Васильев, Юрий Григорович, Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Диана Вишнева, Евгения Образцова, Иван Васильев, Олег Габышев и многие другие деятели балетного искусства.

Татарстан не обделен в этом плане: лауреатами приза «Душа танца» в разное время становились следующие представители Татарстана: в номинации «Рыцарь танца» – директор ТАГТОиБ им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, художественный руководитель балета ТАГТОиБ им. М. Джалиля Владимир Яковлев, директор Казанского хореографического училища Татьяна Шахнина; в свое время в номинации «Восходящая звезда» обладателями приза становились солисты балета Нурлан Канетов, Кристина Андреева, Михаил Тимаев, Коя Окава. А в номинации «Мэтр танца» – балерина, художественный руководитель (1998–2014) Казанского
хореографического училища Нинель Юлтыева, балерина, преподаватель Казанского хореографического училища Ирина Хакимова, и в номинации «Учитель» – преподаватель Казанского хореографического училища Сания Хантимирова.
Награда будет вручена Олегу Ивенко и другим лауреатам на торжественном гала-концерте, который пройдет 18 мая 2025 года на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Планируется, что Олег выступит на этом концерте вместе с прима-балериной ТАГТОиБ Кристиной Андреевой-Захаровой.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
Долгожданная точка в деле о мошенничестве с продажей коттеджей принесла удовлетворение потерпевшим. Как и экс-главе реготделения «Справедливой России», поскольку посидеть в колонии за преступление не получится.
С 1 января 2026 года проезд в казанском транспорте вырастет до 46 рублей. Связывают это с ростом цен на топливо и дефицитом бюджета. По прогнозам, повышение тарифов будет продолжаться и дальше.












