Культура
04 April 10:31
Автор материала:Ольга Юхновская

От романа до экрана: эксклюзивная выставка о вальсе в Музее Льва Толстого

В казанском Музее Льва Толстого открылась выставка «Вальс жизни», которую совместно создали Государственный центральный музей кино и Национальный музей Татарстана. Это всероссийская премьера, эксклюзивно подготовленная для Казани.

От романа до экрана: эксклюзивная выставка о вальсе в Музее Льва Толстого

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Экспозиция рассказывает о языке танца на примере экранизированных великих произведений графа Толстого. Как известно, будучи студентом Казанского императорского университета, Лев Николаевич в пору своей юности провел немало времени на дворянских балах в Казани и, конечно, знал толк во всех светских тонкостях, включая танцевальный этикет.

Символ эпохи, символ надежд

Первые посетители выставки, посвященной языку танца в классической русской литературе, в числе которых была и редактор отдела культуры «Вечерней Казани», пришли к однозначному выводу: воистину великая литература рождает великие киношедевры!

Впервые в Казани представлены десять подлинных костюмов из фильма Сергея Соловьева «Анна Каренина». Так, в первом зале видим платье для первого бала Кити Щербацкой, парадно-выходную военную форму Алексея Вронского (в ней снимался актер Ярослав Бойко) и фрачный костюм Левина (актер Сергей Гармаш). Глаз не оторвать от вечернего бального туалета Анны Карениной (актриса Татьяна Друбич) из шелкового бархата и атласа, украшенных бисером, и свадебного наряда Кити Щербацкой (актриса Мария Аниханова) из атласа, гипюра, кружева и бисера. Во втором зале представлены пять подлинных игровых костюмов из той же киноленты. Их автор – одна из самых знаменитых сегодня советских и российских художников по костюмам Наталия Дзюбенко. Большая удача, что казанцы видят ее работу воочию (за костюмы к фильму «Анна Каренина» художник получила престижную премию «Ника»). Отметим, что с творчеством Дзюбенко знаком каждый, кто видел такие фильмы, как «Черна роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «12», «Царь», «1612», «Борис Годунов», «Иуда», «Легенда о Коловрате», сериал «Достоевский» и многие другие.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Столь же ценную часть экспозиции представляют эскизы к фильмам «Война и мир» Сергея Бондарчука (1961—1967), «Анна Каренина» Александра Зархи (1968), а также к неосуществленной версии «Анны Карениной» режиссера Всеволода Пудовкина (1938). Это работы легендарных художников Михаила Богданова, Ганны Ганевской, Константина Ефимова, Геннадия Мясникова, Мариам Быховской. Дополняют выставку оригинальные афиши, редкие фото со съемочных площадок и множество уникальных бальных предметов XIX – начала XX веков вплоть до атласных туфелек, перчаток, бальных книжечек, миниатюрных пудрениц и даже щипцов для завивки волос и крючков для корсета. Пока все детально изучишь – два часа пролетели как миг!

- Экспозиция «Вальс жизни» — это подлинный синтез искусств, объединяющих литературу, изобразительное искусство, хореографию, кинематограф и искусство костюма, — подчеркнула на открытии выставки генеральный директор НМ РТ Алиса Вяткина. — Казанцам представилась уникальная возможность проследить процесс, связанный с материальным воплощением литературных произведений в экранных образах, и узнать о языке танца и существующих социальных правилах, которых придерживалось общество в позапрошлом веке. Год назад Национальный музей Татарстана и Государственный центральный музей кино подписали соглашение о сотрудничестве, и вот перед вами первый совместный проект, в котором красиво соединились музыка, кино и танец. Знаете, я всегда мечтала научиться танцевать вальс: так сложилось, что у меня не было «заветного первого вальса», и когда возникла идея сделать вальс центральным «героем» экспозиции, то я сразу поняла – это то, что нам нужно! Конечно, мы все помним первый вальс Наташи Ростовой и по роману, и по фильму. Это не просто танец, а воплощение мечты и вдохновения, радостных ожиданий. Перед тем как представить вам утонченный проект, пронизанный литературой, оба музея провели гигантскую работу. Вы также видите здесь предметы бальной культуры и светской жизни, которые хранятся в наших фондах. С гордостью хочу отметить многообразие коллекции Национального музея, благодаря которой мы можем свободно и наравне встроиться в любой творческий проект с ведущими федеральными музеями России.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Отметим, что выставка «Вальс жизни» будет работать в Музее Льва Толстого (филиал НМ РТ) по 6 июля.

Вальсировать дозволялось только с мужем или женихом!

Кстати, о нормах и правилах минувших лет. Для большинства участников презентации стало откровением информация о том, что вальс считался танцем интимным, поэтому вальсировать дамам дозволялось лишь с супругом, женихом, друзьями семьи или с мужчинами близкими и уважаемыми. В качестве аргумента сошлемся на самого авторитетного отечественного литературоведа Юрия Лотмана, который в своих знаменитых «Беседах о русской культуре» цитировал правила того времени: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие». 

Однако в советское время, когда основы старого мира были порушены и забыты, вальс стал просто символом молодости и надежд на лучшее. В кинематографе режиссеры отражали через танцевальные сцены переломные моменты в жизни персонажей. Так, если для героини фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну Ольги Скворцовой свадебный вальс (композитор Евгений Дога) символизирует прощание со свободой и мечтами, то для Наташи Ростовой в фильме «Война и мир» первый выход в свет и танец с Андреем Болконским становится олицетворением любви и первых надежд. И вот как описывал эту сцену Лев Толстой: «…Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия…»

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Наконец, именно вальс танцуют при знакомстве Анна Каренина и Вронский, причем во всех экранизациях (а их более 30!), хотя это противоречит тексту романа и было абсолютно невозможно по соображениям этикета того времени! На самом деле судьбу героев романа решила мазурка.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

- Мы решили показать вальс в кинематографе потому, что зачастую танец, как участник кинособытия, говорит много больше о героях, их судьбах и характерах, чем даже диалоги. Эту выставку мы разрабатывали специально для Казани, предварительно обговаривая архитектуру экспозиции с директором Национального музея Алисой Вяткиной. Вместе определились с площадкой, решив, что в усадьбу, в которой проживал Лев Николаевич Толстой, камерная экспозиция «Вальс жизни» впишется очень хорошо, — отметила в беседе с редактором отдела культуры «Вечерней Казани» генеральный директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова. – Название же выбрано по той причине, что во всех постановках по романам писателя, будь то «Анна Каренина» или «Война и мир», присутствовал вальс. Не обошли вниманием и вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», он представлен здесь эскизами. На выставку мы привезли подлинные костюмы из фильма «Анна Каренина» Сергея Соловьева.

- Известно, что в силу поведенческого кода вальс с кем попало танцевать было нельзя. То есть участники бала получали невербальную информацию, что между вальсирующей парой существует или намечается союз?

- Это правда. Раньше балы начинались с полонеза (его можно было танцевать с кем угодно), затем следовали туры вальсов (партнерами девушек и дам становились официальные женихи, мужья, приближенные друзья семьи). Это был показательный момент: с кем девушка или дама вальсирует, значит, так или иначе отношения существуют. Традиционно бал завершался мазуркой, которая также предполагала соблюдение ряда правил, поскольку этот танец завершался тем, что в конце дама должна была как бы упасть в руки кавалера. Тоже вполне интимная деталь.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

- То есть существовал некий социальный регламент?

- Однако в кинематографе эти законы повсеместно нарушались, но это и неудивительно: вальс – самый красивый танец по звучанию и движениям для кинематографа, он более интересен, чем мазурка, у которой структура танца более сложная и передать ее в кино непросто. Если мы возьмем основные фильмы по романам Льва Николаевича Толстого, то, конечно, сцены бала в них настолько прекрасны, что запоминаются каждому.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

- Лариса Вячеславовна, сколько костюмов в фондах музея кино?

– Всего в нашей коллекции более 200 тысяч единиц, это 12 фондов, костюмы относятся к предметным фондам, где также собраны элементы декораций. Но костюмов у нас немало: например, в прекрасном состоянии находятся костюмы к фильму «Иван Грозный» режиссера Сергея Эйзенштейна (первая серия вышла в 1945 году, вторая – в 1958-м. – «ВК»). Сейчас они представлены на выставке «Собиратель земли русской» в Рязани. Также в наших фондах есть костюмы к фильму Алексея Германа «Трудно быть богом» (получил 7 премий «Ника».«ВК»). Если помните, эта довольно сложная для восприятия лента снята в серых тонах, и для нас стало неожиданностью, когда мы получили эту коллекцию: совершенно потрясающие, яркие костюмы (художник Екатерина Шапкайц)! Еще у нас по космосу много интересных работ. Более того, мы сейчас активно сотрудничаем со студентами отделения «художник по костюмам» Школы-студии МХАТ. Вы не представляете, какие они работы создают! Недавно прошла у нас выставка, посвященная великой художнице Элеоноре Маклаковой (1939–2024), профессору Школы-студии МХАТ (вспомним такие фильмы, как «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ», «Петр Великий», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».«ВК»). У Элеоноры Петровны была собственная студия исторического костюма. Выставку Маклаковой в стенах музея кино подготовили ее выдающиеся студенты как дань уважения большому мастеру.

Добавим, что Государственный центральный музей кино уже сотрудничал с Татарстаном: два года назад он представлял в Присутственных местах Казанского кремля масштабную выставку «Закройщик иллюзий». А впереди – продолжение сотрудничества с Национальным музеем республики, и проявится оно в планшетной выставке «Они снимали войну», посвященной 80-летию Великой Победы.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей