Символ возрождения татарского народа птица Самрух совьет «гнездо» в Казани
Постоянным местом обитания космогонического тюркского символа создания мира станет фойе театра Камала. Аплодируем факту, что Казань - обладательница эксклюзивного произведения, которое создал итальянский художник Марко Бравура.

Многочисленные шедевры Бравуры украшают города Италии и Ближнего Востока, залы музеев, фасады и интерьеры крупных банков и частные коллекции. Видится глубоко символичным, что именно в новом грандиозном здании ТАГТ им. Г. Камала установят созданную специально для Казани в 2024 году скульптуру Самрух. Ведь это древнейший тюркский символ создания нового мира, носительница древней мудрости, высшего божественного знания. Легенды наделяют ее даром пророчества, птица стоит на страже справедливости и мира. В видении автора скульптуры Марко Бравуры птица Самрух воплощает непрерывную связь поколений и возможность возрождения в опоре на традиции.
Сопроводительная аннотация сильно интригует: в скульпторе воплощено прошлое, вместившее множество событий, символов и знаний. Устремленные ввысь крылья Самрух – метафора будущих свершений, способность возвыситься и воспарить. Мозаичное оперение Самрух соткано из золотой и цветной смальты, муранского стекла, полудрагоценных камней, мрамора и перламутра. Собранные из малых фрагментов крылья скручиваются по спирали, одновременно напоминая и структуру клетки ДНК, и напоминающую символ бесконечности, открытую в 1885 году ленту Мебиуса. А вместе это означает единство и гармонию каждой микрочастицы мира в бесконечной вселенной.

Оценить новый шедевра Марко Бравуры сможем уже завтра. Знаковое событие состоится вечером 27 ноября, поучаствовать в церемонии открытия смогут все счастливчики, кто придет на вечерние спектакли Камаловского театра.
Отметим, что скульптура Самрух входит в цикл «Птица Феникс» (Ardea Purpurea), представленный Бравурой в Бейруте в 1999-м и в 2004-м в Равенне (смотрите фото). ЮНЕСКО даже включило эту скульптуру в список охраняемого наследия Адриатики!


Марко Бравура родился в 1949-м в итальянском городе Равенна, окончил Государственный институт мозаичного искусства, Академию изящных искусств Венеции. Затем художник много путешествовал по миру, а в 1980-е вернулся в Равенну, где открыл собственную студию мозаики. Творческий почерк и стиль Бравуры сформировался в опоре на древнее искусство мозаики, которому мастер придал современное звучание.
Имя Марко Бравуры уже знакомо казанцам: в 2013-м он участвовал в грандиозной выставке мозаики из коллекции мецената и крупнейшего коллекционера Исмаила Ахметова на территории музея-заповедника «Казанский Кремль» с инсталляцией «Золотая река» (ранее представленная на Milan Fuori Salone, выставке Hybrid/Metissage Architecture & Design). Спустя почти десять лет его произведения выставлялись на нашумевшей масштабной выставке «Эмерджентность красоты» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ летом 2024 года. Тогда же у редактора отдела культуры «Вечерней Казани» состоялся небольшой разговор с художником.
- Марко, чем вам интересна работа в России?
- Я люблю путешествовать, и когда Исмаил Ахметов (меценат, крупнейший коллекционер мозаики. – «ВК») пригласил в Тарусу, мне до того понравилось в России, что я задержался здесь надолго. Уже более пятнадцати лет живу между Италией и Россией. Для меня Россия, в частности Таруса, – идеальное место для творчества. Во-первых, я живу недалеко от леса. Во-вторых, для реализации обуревающих меня идей требуется тихое место. В Италии, Франции, в Европе в целом сейчас слишком ощущается декаданс, и это – не для меня. Мое поколение родилось после войны, росло во время невероятной энергии, которая нас питала. Но тот период завершился. И лишь в России я снова нашел созидательную энергию. Мне нравится находиться здесь.
- Схоже ли по характеру, темпераменту русское искусство с итальянским?
- Эмоционально наши народы очень близки, мне это всегда нравилось. В вас есть романтичность. Русским нравятся люди, нравится общаться, обмениваться чувствами. Вы открыты. Пожалуйста, не меняйтесь! Обмениваться эмоциями – это очень важно. Самые маленькие детали делают жизнь интересной и прекрасной. Простая улыбка и участие могут значить гораздо больше, чем некие прекрасные, но холодные идеи. Для меня это так.
- Почему именно мозаика стала делом вашей жизни?
- Потому что это древнее искусство очень современно! Мозаика может создавать разные символы, и когда элементы разного цвета и размера соединяются, они создают великую гармонию. Мозаика сама по себе для меня – большая метафора. Мы, люди разной культуры и разных идеологий, можем создавать вместе великие произведения. Представляете, если бы все было выложено плиткой одного цвета? Нет, нет, миру нужно много разнообразных идей, смыслов и цветов. Лет сорок назад я подумал, почему бы не использовать древнюю технику мозаики при создании чего-то современного, нового, непохожего? К тому же мозаика может существовать бесконечно долго, ведь современные технологии позволяют создавать объекты, которые не деформируются, не теряют цвет и не боятся ни жары, ни холода.

- Почему в творчестве вы так много внимания уделяете птицам?
- Однажды меня пригласили к участию в музыкальном фестивале (проходит в Равенне с 1990 года. — «ВК»), который организовала жена знаменитого итальянского дирижера Риккардо Мутти - Кристина Маццавиллани. В определенный момент фестивальная программа стала включать выступления не только в Равенне, но и в других местах по всему миру, причем таких, которые пережили глобальные потрясения. Первым было Сараево, следующим – Бейрут, где после продолжительной гражданской войны начала возрождаться культура. И тогда со стороны ливанских организаторов Кристине и Риккардо поступил вопрос, может ли кто-то создать некий художественный объект, нечто знаковое, олицетворяющее это возрождение. Когда обратились ко мне, я согласился. Хотел создать наполненное множеством символов, связанных и с самим местом, и со всем миром, произведение, чтобы передать идею возрождения и одновременно – собственное восприятие менталитета человечества. Которое сначала уничтожает культуру, а потом снова и снова ее возрождает. Поэтому за основу взял образ птицы, чьи крылья складываются в знак бесконечности и которая по легенде возрождается из пепла, но использовал его не буквально: я пришел к абстрактной форме, похожей и на два крыла, и на знак бесконечности, и на цепочку ДНК. Это сочетание символов полностью отражало мою идею.
- Вы точно вдохновляетесь подсмотренными у природы формами: взять ваши волшебные птичьи гнезда…
- Готовясь к выставке «Доисторическая архитектура», которая состоялась в 2010 году, я действительно опирался на идею, что птицы – самые первые архитекторы! И воспроизвел в мозаике их гнезда. Птицы очень умны, неспроста ведь в некоторых из них два входа (заметив змею, птицы покидают гнездо через «запасной» выход), а другие пернатые вьют одновременно по пять-шесть гнезд, а живут в одном. То есть при угрозе они спрячутся в запасном жилище. Но не только птицы меня вдохновляют! В моих произведениях вы видите листья, раковины, спирально закрученные соломенные снопы, волны, потоки воды... И эта «текучая» красота природы полна для меня глубокой философии.

Ранее мы рассказывали о том, что в Казани презентовали книгу «Эмерджентность красоты» при участии автора-составителя альбома, историка искусства, руководителя проекта «Эмерджентность красоты» Анны Маполис и знаменитого итальянского художника Марко Бравуры. Это издание объединило статьи о современном монументальном искусстве, историю коллекции Исмаила Ахметова, рассказ о вошедших в выставку произведениях и их авторах, фотографии произведений, значительную часть в издании занимает съемка прошедшей в Казани экспозиции, занявшей два этажа Галереи современного искусства.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Ключевые свидетели обвинения по делу Гумера Нафиева раскрыли детали получения им взятки.
Вспоминаем громкие дела, главными свидетелями обвинения по которым оказались пожизненно осужденные члены группировок республики.
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
Падение самолета в Татарстане произошло из-за ошибки пилота Евгения Гущина. Он допустил несколько запрещенных виражей на запредельно малой высоте. Расследование дела завершено и передано в суд.
В Казани стартовало рассмотрение нового уголовного дела пожизненно осужденного «лидера бригады киллеров» ОПГ «Хади Такташ» Рината Фархутдинова, известного в криминальном мире как Ринтик, — его и еще двух фигурантов судят присяжные.










