Культура
26 November 14:38
Автор материала:Ольга Юхновская

Символ возрождения татарского народа птица Самрух совьет «гнездо» в Казани

Постоянным местом обитания космогонического тюркского символа создания мира станет фойе театра Камала. Аплодируем факту, что Казань - обладательница эксклюзивного произведения, которое создал итальянский художник Марко Бравура.

Символ возрождения татарского народа птица Самрух совьет «гнездо» в Казани

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

Многочисленные шедевры Бравуры украшают города Италии и Ближнего Востока, залы музеев, фасады и интерьеры крупных банков и частные коллекции. Видится глубоко символичным, что именно в новом грандиозном здании ТАГТ им. Г. Камала установят созданную специально для Казани в 2024 году скульптуру Самрух. Ведь это древнейший тюркский символ создания нового мира, носительница древней мудрости, высшего божественного знания. Легенды наделяют ее даром пророчества, птица стоит на страже справедливости и мира. В видении автора скульптуры Марко Бравуры птица Самрух воплощает непрерывную связь поколений и возможность возрождения в опоре на традиции.

Сопроводительная аннотация сильно интригует: в скульпторе воплощено прошлое, вместившее множество событий, символов и знаний. Устремленные ввысь крылья Самрух – метафора будущих свершений, способность возвыситься и воспарить. Мозаичное оперение Самрух соткано из золотой и цветной смальты, муранского стекла, полудрагоценных камней, мрамора и перламутра. Собранные из малых фрагментов крылья скручиваются по спирали, одновременно напоминая и структуру клетки ДНК, и напоминающую символ бесконечности, открытую в 1885 году ленту Мебиуса. А вместе это означает единство и гармонию каждой микрочастицы мира в бесконечной вселенной.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Оценить новый шедевра Марко Бравуры сможем уже завтра. Знаковое событие состоится вечером 27 ноября, поучаствовать в церемонии открытия смогут все счастливчики, кто придет на вечерние спектакли Камаловского театра.

Отметим, что скульптура Самрух входит в цикл «Птица Феникс» (Ardea Purpurea), представленный Бравурой в Бейруте в 1999-м и в 2004-м в Равенне (смотрите фото). ЮНЕСКО даже включило эту скульптуру в список охраняемого наследия Адриатики!

Автор фото: TheArtNewspaper (скульптура Бравуры в Бейруте)

Автор фото: TheArtNewspaper (скульптура Бравуры в Равенне)

Марко Бравура родился в 1949-м в итальянском городе Равенна, окончил Государственный институт мозаичного искусства, Академию изящных искусств Венеции. Затем художник много путешествовал по миру, а в 1980-е вернулся в Равенну, где открыл собственную студию мозаики. Творческий почерк и стиль Бравуры сформировался в опоре на древнее искусство мозаики, которому мастер придал современное звучание.

Имя Марко Бравуры уже знакомо казанцам: в 2013-м он участвовал в грандиозной выставке мозаики из коллекции мецената и крупнейшего коллекционера Исмаила Ахметова на территории музея-заповедника «Казанский Кремль» с инсталляцией «Золотая река» (ранее представленная на Milan Fuori Salone, выставке Hybrid/Metissage Architecture & Design). Спустя почти десять лет его произведения выставлялись на нашумевшей масштабной выставке «Эмерджентность красоты» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ летом 2024 года. Тогда же у редактора отдела культуры «Вечерней Казани» состоялся небольшой разговор с художником.

- Марко, чем вам интересна работа в России?

- Я люблю путешествовать, и когда Исмаил Ахметов (меценат, крупнейший коллекционер мозаики.«ВК») пригласил в Тарусу, мне до того понравилось в России, что я задержался здесь надолго. Уже более пятнадцати лет живу между Италией и Россией. Для меня Россия, в частности Таруса, – идеальное место для творчества. Во-первых, я живу недалеко от леса. Во-вторых, для реализации обуревающих меня идей требуется тихое место. В Италии, Франции, в Европе в целом сейчас слишком ощущается декаданс, и это – не для меня. Мое поколение родилось после войны, росло во время невероятной энергии, которая нас питала. Но тот период завершился. И лишь в России я снова нашел созидательную энергию. Мне нравится находиться здесь.

- Схоже ли по характеру, темпераменту русское искусство с итальянским?

- Эмоционально наши народы очень близки, мне это всегда нравилось. В вас есть романтичность. Русским нравятся люди, нравится общаться, обмениваться чувствами. Вы открыты. Пожалуйста, не меняйтесь! Обмениваться эмоциями – это очень важно. Самые маленькие детали делают жизнь интересной и прекрасной. Простая улыбка и участие могут значить гораздо больше, чем некие прекрасные, но холодные идеи. Для меня это так.

- Почему именно мозаика стала делом вашей жизни?

- Потому что это древнее искусство очень современно! Мозаика может создавать разные символы, и когда элементы разного цвета и размера соединяются, они создают великую гармонию. Мозаика сама по себе для меня – большая метафора. Мы, люди разной культуры и разных идеологий, можем создавать вместе великие произведения. Представляете, если бы все было выложено плиткой одного цвета? Нет, нет, миру нужно много разнообразных идей, смыслов и цветов. Лет сорок назад я подумал, почему бы не использовать древнюю технику мозаики при создании чего-то современного, нового, непохожего? К тому же мозаика может существовать бесконечно долго, ведь современные технологии позволяют создавать объекты, которые не деформируются, не теряют цвет и не боятся ни жары, ни холода.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

- Почему в творчестве вы так много внимания уделяете птицам?

- Однажды меня пригласили к участию в музыкальном фестивале (проходит в Равенне с 1990 года.«ВК»), который организовала жена знаменитого итальянского дирижера Риккардо Мутти - Кристина Маццавиллани. В определенный момент фестивальная программа стала включать выступления не только в Равенне, но и в других местах по всему миру, причем таких, которые пережили глобальные потрясения. Первым было Сараево, следующим – Бейрут, где после продолжительной гражданской войны начала возрождаться культура. И тогда со стороны ливанских организаторов Кристине и Риккардо поступил вопрос, может ли кто-то создать некий художественный объект, нечто знаковое, олицетворяющее это возрождение. Когда обратились ко мне, я согласился. Хотел создать наполненное множеством символов, связанных и с самим местом, и со всем миром, произведение, чтобы передать идею возрождения и одновременно – собственное восприятие менталитета человечества. Которое сначала уничтожает культуру, а потом снова и снова ее возрождает. Поэтому за основу взял образ птицы, чьи крылья складываются в знак бесконечности и которая по легенде возрождается из пепла, но использовал его не буквально: я пришел к абстрактной форме, похожей и на два крыла, и на знак бесконечности, и на цепочку ДНК. Это сочетание символов полностью отражало мою идею.

- Вы точно вдохновляетесь подсмотренными у природы формами: взять ваши волшебные птичьи гнезда…

- Готовясь к выставке «Доисторическая архитектура», которая состоялась в 2010 году, я действительно опирался на идею, что птицы – самые первые архитекторы! И воспроизвел в мозаике их гнезда. Птицы очень умны, неспроста ведь в некоторых из них два входа (заметив змею, птицы покидают гнездо через «запасной» выход), а другие пернатые вьют одновременно по пять-шесть гнезд, а живут в одном. То есть при угрозе они спрячутся в запасном жилище. Но не только птицы меня вдохновляют! В моих произведениях вы видите листья, раковины, спирально закрученные соломенные снопы, волны, потоки воды... И эта «текучая» красота природы полна для меня глубокой философии.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Ранее мы рассказывали о том, что в Казани презентовали книгу «Эмерджентность красоты» при участии автора-составителя альбома, историка искусства, руководителя проекта «Эмерджентность красоты» Анны Маполис и знаменитого итальянского художника Марко Бравуры. Это издание объединило статьи о современном монументальном искусстве, историю коллекции Исмаила Ахметова, рассказ о вошедших в выставку произведениях и их авторах, фотографии произведений, значительную часть в издании занимает съемка прошедшей в Казани экспозиции, занявшей два этажа Галереи современного искусства.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей