Культура
16 June 2024 09:00
Автор материала:Ольга Юхновская

«Современная алхимия» из коллекции Исмаила Ахметова пропишется в Казани

Поражающая воображение мозаичная выставка из коллекции мецената Исмаила Ахметова открыта на двух этажах казанской Галереи современного искусства. Выстроенный с размахом утонченный проект поделен на две части – «Элизиум» и «Алхимия».

«Современная алхимия» из коллекции Исмаила Ахметова пропишется в Казани

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

Кураторская группа использовала в названии выставочного проекта малознакомый обывателям научный термин – «Эмерджентность красоты», но пусть мудреное слово вас не смущает. Ключевое слово здесь именно красота, благодаря которой ГСИ преобразилась в храмовые чертоги какой-то неизвестной цивилизации. А нам остается преклониться перед торжеством человеческого гения, создавшего эту Красоту.

В Казани представлено творчество современных итальянских и российских, всемирно признанных мастеров в области монументального искусства, к которому напрямую относится древнейший его вид – мозаика. Состав участников выставки охватывает авторов из разных стран мира: Италии, Японии, России. Центральным ядром коллекции стали работы итальянских мастеров из Равенны – Марко Бравуры, Вердиано Марци и Марко Де Луки, Душаны Бравуры. Эти художники сохранили традиции и смогли ассимилировать новые тенденции в современном искусстве, что впоследствии передалось их последователям, работы которых тоже можно увидеть в экспозиции.

Глубокая искренняя любовь Исмаила Ахметова к мозаике, знание современного искусства и дружба с художниками позволили сформировать уникальную, единственную в мире коллекцию современных мозаик, значительная часть которых создавалась как проекты для выставок или специальных мероприятий в организованных Ахметовым арт-резиденциях. Многие известные российские художники и архитекторы попробовали свои силы в древней технике мозаики. На выставке наряду с итальянскими мастерами представлены произведения отечественных мастеров – Сергея Чобана, Владимира Наседкина, Юрия Аввакумова, Ольги Солдатовой и других.

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

Каждый экспонат выставки – явление. В экспозицию вошли 60 раритетов из крупнейшей частной коллекции мозаики в мире Исмаила Ахметова, общее количество которой вот-вот достигнет 600 экспонатов.

«Желаю каждому попасть в Элизиум!»

Сначала нам предстоит пройти сквозь райский лабиринт, в густой зелени которого чаруют своим пением диковинные птицы. Автор этих строк настолько прониклась атмосферой «Элизиума» (мифическая долина прибытия, где царит вечная весна и где избранные герои проводят дни без печали и забот), что не отказала себе в удовольствии пройти лабиринт пять раз! И каждый раз обнаруживала в кущах новые точки притяжения – созданные волшебными руками творцов птицы, золотые гнезда, мозаичные стайки рыб, цветы. Эта медитативная конструкция, созданная по принципу ландшафтной архитектуры, – одно из сильнейших впечатлений экспозиции.

- Название выставки придумал я, поясню, в чем смысл. Эмерджентность – такое явление, когда из отдельных частей системы образуется нечто целое, которое приобретает абсолютно новые черты,– объяснил куратор выставки, всемирно известный художник, член РАХ Александр Пономарев. Это как женский организм – глаза, руки, волосы и так далее, но красота женщины, ее духовное содержание и смысл – совсем иное! А мэру Казани Ильсуру Метшину я рассказывал об эмерджентности на примере БРИКС: по отдельности – разные страны, а вместе собираются – и ситуация сильно меняется. И в мозаике происходит нечто подобное, когда из крошечных элементов вдруг образуется целое и появляется красота с космическими качествами. Первая часть выставки называется «Элизиум». Если помните, элизиум в мифах Древней Греции – это сад, в котором обитают фантастические птицы и животные и куда попадают после смерти благородные души и где проживают вторую жизнь в кайфе. Кстати, в исламской традиции подобный сад тоже присутствует. Желаю всем попасть в Элизиум!

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

Насчет потусторонней жизни загадывать не станем, но прямо сейчас вполне себе живые казанцы могут посетить метафорическую версию рая в Галерее современного искусства ГМИИ РТ.

Так вот ты какая, современная алхимия!

Ну а из этого сада вдохновленный посетитель выходит к еще более грандиозному зрелищу. Поначалу даже робеет, с замиранием сердца пытаясь осмыслить гигантский арт-объект «Современная алхимия». Величественное зрелище: переплетение золоченых инкрустированных труб, которые возвышаются до третьего этажа галереи. Оказавшись внутри арт-объекта, созданного Душаной Бравурой, невольно ощущаешь себя частичкой (да пусть и пылинкой) таинственного мирового процесса, который превращает самые обычные предметы в мощную энергию искусства.

- Работа «Современная алхимия» итальянской художницы Душаны Бравуры формирует пространство второго этажа галереи, – пояснила на открытии известный искусствовед, помогавшая в реализации этого масштабного выставочного проекта, Анна Маполис. Кстати, в эти же дни у нее открывается персональная выставка в Равенне. Таким образом, выстраивается культурный мост через пространство и время, и мы с вами попадаем одновременно в Италию и в Казань, наслаждаясь искусством одних и тех же мастеров. Произведение «Современная алхимия» уникально по своей сути, форме и масштабу: оно является энциклопедией современного искусства, в котором художница собрала больше тысячи произведений самых выдающихся, самых известных и самых дорогих художников двадцатого века. На информационном стенде указаны их имена, и вдумчивый посетитель может пройти некий квест, отыскивая по именам произведения, процитированные в «Алхимии». Современный алхимик в прочтении Душаны – это мастер, который обыкновенные материалы превращает в истинное золото.

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

Именно поэтому в конце алхимической конструкции кураторы разместили реплику скандально известной скульптуры гипермодерниста Марселя Дюшана «Фонтан» (создана в 1917 году) в виде писсуара, из которого… брызжет настоящее золото. Ну, не в прямом смысле, конечно, брызжет, однако символические сверкающие брусочки на дне писсуара зрителю показаны.

Волшебное алхимическое путешествие продолжается и на третьем этаже, где можно бесконечно долго «зависать» у восхитительных масштабных панно и скульптур, созданных классиками ХХ века, среди которых единственные в мире мозаичные скульптуры Риккардо Ликкаты, а также произведения Нане Заваньо и Джулио Кандуссио, полюбившиеся казанцам на выставке «Мозаики Musivum» в Казанском кремле в 2013 году.

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

А еще хорошенько рассмотрите символический «Гроб Малевича». И, конечно, «Детский реликварий» – загадочный дом-сундук, дом-некрополь детских воспоминаний, изучая детали которого посетитель и сам погружается в мир собственных утраченных иллюзий. Созданию магической атмосферы в пространстве способствует и видеоарт.

Сенсация: уникальная выставка останется в Казани!

Основу экспозиции «Эмерджентность красоты», как мы уже указали, составили произведения из собранной выдающимся меценатом Исмаилом Ахметовым крупнейшей частной коллекции мозаики, которая скоро достигнет 600 экспонатов. Чуть более чем за двадцать лет этот уникальный человек, и правильнее его называть подвижником, собрал вокруг себя сверхталантливых художников, начал издавать посвященный мозаике журнал Solo Mosaico, основал фонд по развитию образования и поддержке культуры, способствовал работе художественного отделения детской школы искусств в Тарусе (где, кстати, реализовано большинство его гуманитарных проектов). Но и для Татарстана Исмаил Тимирович человек не посторонний. Во-первых, его родители – выходцы из ТАССР. Во-вторых, в 2013 году Ахметов провел в Казанском кремле первую выставку мозаики, буквально поразившую горожан и о которой вспоминают даже спустя десятилетие. В-третьих, он был инициатором и спонсором изготовления большой мозаики в Богатых Сабах. Также Ахметов поддерживает казанское культурное пространство «Искусство жить» и студию мозаики при нем.

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

- Выставка «Эмерджентность красоты» связана с творчеством моих друзей и великих художников из Равенны, – сказал на открытии редактору отдела культуры «Вечерней Казани» Исмаил Ахметов. – Когда много лет назад я познакомился с ними, то обещал, что каждый юбилейный год буду стараться организовывать выставки в городах, которые они выберут сами. Так мы провели выставки в Венеции на биеннале, в Санкт-Петербурге, Москве, Тарусе и вот теперь – в Казани. Полагаю, это наша последняя коллективная выставка, ведь мои друзья уже не молоды: Марко Бравура и Вердиано Марци в 2024 году отмечают 75-летние юбилеи. Так что да, мы объявляем эту выставку последней и говорим о том, что за нами должно прийти новое поколение. Я очень рад, что в Татарстане у нас есть мозаичные студии, появятся и другие, хочется, чтобы Казань наполнилась этим прекрасным и великим искусством.

- Исмаил Тимирович, где вы храните свою потрясающую коллекцию? Произведения же очень крупные!

- Хороший вопрос. Они действительно очень большие, и вопрос хранения, достойного содержания актуален. Знаете, я ведь в этой среде «левый» человек, снобы много раз говорили – «откуда ты вообще взялся?» Так вот, отвечая на ваш вопрос… Я много ходил по музеям и понял, что девяносто процентов сокровищ хранятся где-то там, в фондах, и редко выходят к людям. Я даже стал называть музеи кладбищами искусства. Но у мозаики в этом смысле другая история. Это же монументальное искусство, и живет оно в архитектуре. Создавая свои мозаики, мы заранее стараемся примерно понимать, как они будут работать и жить в пространстве. Сегодня перед открытием у нас прошла прекрасная встреча с мэром Казани Ильсуром Метшиным, который, к счастью, восхищен тем, что мы делаем…

- В числе первых посетителей я также видела министра культуры Татарстана Ираду Аюпову… Неужели обсуждаемое с 2013 года ваше сотрудничество с республикой становится реальностью?

- Разговоры шли, но, понимаете, идея должна была созреть! Какие-то процессы вообще созревают по сто и более лет (улыбается), и поэтому надо иметь терпение, проявлять выдержку. Самое важное: сегодня этот момент наступил! Точно могу сказать, что хранить всю эту красоту в музее мы не будем. У нас есть знаменитая работа «Золотая река», вы могли ее видеть в 2013-м возле мечети Кул Шариф. Так вот, эта мозаика побывала на выставке в Милане, потом приплыла в Казань, затем отправилась на форум в Сочи, оттуда в Питер, выставлялась в Москве в «Музеоне» и наконец вернулась в нашу Тарусу, где обрела постоянное место прописки, поселившись на берегу реки. И мы с Марко Бравурой (итальянский художник, долгие годы сотрудничает с Исмаилом Ахметовым.«ВК») – баста, больше «движимое» искусство мы не делаем, а делаем «недвижимое» (смеется). Для мозаик очень важно найти свое место в пространстве. И сейчас этим вопросом в Республике Татарстан задались всерьез. Не раскрывая карт, скажу, что практически все представленные на выставке в ГСИ мозаики останутся в Татарстане. Это будет современный музей под открытым небом.

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

- О, это же сенсационная интрига! В столице республики или за пределами?

- Скажем так: недалеко от Казани. Есть на примете территория, вернее, несколько локаций, так что летом нам предстоит «целиться», смотреть. У нас будет территория примерно 15 гектаров.

- Такую красоту надо соединить с энергией великой реки. Значит, на Волге? Возможно, в Лаишевском районе, где строится гигантская марина?

- Вы правы, для таких произведений искусства нужна близость живой природы. Мы «поселим» под Казанью практически все экспонаты представленной выставки.

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

- Неужели и «Современную алхимию»? А она выдержит испытание нашим климатом под открытым небом?

- «Алхимия» в прошлом году простояла все лето в Москве. Думаю, она адаптируется к новым условиям. Но для сохранности раритета все равно надо продумать обрамление. Мы же красиво любим! Будет нечто оригинальное, величавое, под стать «Алхимии».

- Если для «Элизиума» и «Алхимии» это новые условия, то в масштабах республики этот проект станет новой реальностью. Спасибо, вы вдохновляете, Исмаил Тимирович! Но у меня еще вопрос: было ли для вас, крупного бизнесмена, неожиданностью увлечение искусством мозаики?

- Это карма моя (улыбается)! Я начал осознавать, что мозаика, коллекционирование и все, что с ними связано, меня глубоко затягивает, году в 2003-м. До того отношение к современному искусству было преимущественно скептичным. Ну, не понимал я эпатаж и все такое. Но когда увидел мозаичные произведения художников, с которыми со временем мы стали настоящими друзьями и единомышленниками, они меня по-настоящему поразили и вдохновили. И я посчитал нужным поделиться этим с миром. Наверное, во мне довольно много от романтика (улыбается).

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

- Это монументальное искусство не просто красиво, оно же остается на века. Это и есть след, оставленный человеком. Вы в этом смысле?

- Вот это и должно проявиться в пространстве Казани! Настоящее, большое искусство, соединенное с красивой архитектурой, современным музеем, галереями и мастерскими художников. Многие начинают осознавать, что такие вещи должны быть в гармонии и неразделимы. Мозаичное искусство тут будет очень уместно.

- Вы родились в Казахстане, учились в Челябинске, живете в Калужской области и в Москве. С Казанью вас до поры до времени мало что связывало?

- Чуть-чуть, но связывало. Мои родители встретились после войны, работали на энергопоезде, старшая сестра родилась в Уруссу, вторая – в Самарской области, а потом они поехали на целину в Казахстан, там я и родился летом 1961 года. Вся моя родня родом из восточного Татарстана: Бугульма, Уруссу, Ютазы… В Уруссу живет мой двоюродный брат Мунир, к нему поеду скоро в гости.

- Помогаете как-то малой родине?

- Понимаете, я случайных вещей не делаю, нет смысла разбрасываться, поскольку довольно много сил уходит на глобальные проекты. А видите вон ту симпатичную девушку? Зовут ее Алсу, она из Богатых Сабов. Там, если вы не знаете, для рекреационной зоны школы-интерната для одаренных детей мы создали монументальное панно «История татарской письменности». В этом поселке работает наша мозаичная студия, проходят выставки, а курирует это все Алсу.

- Под вашим патронатом в Казани действует культурное пространство «Искусство жить», а на его базе также мозаичная студия…

- Все верно. Искусство жить – вот девиз нашей новой цивилизации.

«Европу накрыл декаданс, Россия идеальна для творчества»

Концепцию проекта «Эмерджентность красоты» и пространственное решение выставки по приглашению Исмаила Ахметова и Марко Бравуры придумали и реализовали: художник, действительный член РАХ Александр Пономарев, архитектор Алексей Козырь, руководитель проекта – искусствовед, исследователь творчества художников русского зарубежья Анна Маполис, итальянские художники-монументалисты Марко Бравура (автор мозаик и скульптур для городов Адриатического побережья и других) и Вердиано Марци (сотрудничал с Лувром, преподает мозаику в Париже, участник выставок по всему миру). Оба итальянца также присутствовали на премьере выставки в Казани и остались очень довольны казанской публикой.

- Марко, чем вам интересна работа в России? – спросила я мастера.

- Я люблю путешествовать, и когда Исмаил меня пригласил в Тарусу, мне до того понравилось в России, что я задержался здесь надолго. Уже пятнадцать лет я живу между Италией и Россией. Для меня Россия, в частности Таруса, – идеальное место для творчества. Во-первых, я живу недалеко от леса… Во-вторых, для реализации обуревающих меня идей требуется тихое место. В Италии, Франции, в Европе в целом сейчас слишком ощущается декаданс, и это – не для меня. Мое поколение родилось после войны, росло во время невероятной энергии, которая нас питала. Но тот период завершился. И лишь в России я снова нашел созидательную энергию. Мне нравится находиться здесь.

Автор фото: Ольга Юхновская/ «Вечерняя Казань»

- Схоже ли по характеру, темпераменту русское искусство с итальянским?

- Эмоционально наши народы очень близки, мне это всегда нравилось. В вас есть романтичность. Русским нравятся люди, нравится общаться, обмениваться чувствами. Вы открыты. Пожалуйста, не меняйтесь! Обмениваться эмоциями – это же очень важно. Самые маленькие детали делают жизнь интересной и прекрасной. Простая улыбка и участие могут значить гораздо больше, чем некие прекрасные, но холодные идеи. Для меня это так.

- Марко, почему именно мозаика?

- Потому что древнее искусство мозаики очень современно! Мозаика может создавать разные символы, и когда элементы разного цвета и размера соединяются, они создают великую гармонию. Мозаика сама по себе для меня – большая метафора. Мы, люди разной культуры и разных идеологий, можем создавать вместе великие произведения. Представляете, если бы все было выложено плиткой одного цвета? Нет, нет, миру нужно много разнообразных идей, смыслов и цветов.

Выставка произведений современного искусства из собрания Исмаила Ахметова «Эмерджентность красоты» работает в Галерее современного искусства до 8 сентября 2024 года. Не пропустите!

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей