Культура
05 December 14:15
Автор материала:Ольга Юхновская

Утилитарный авангард: выставка легендарного графика Валерия Акопова в Казани

В Национальной библиотеке РТ представлена выставка дизайнера мирового уровня Валерия Акопова. С его творчеством вы точно знакомы: это он оформлял Олимпиаду-1980, разработал логотип Большого театра, создал сотни других узнаваемых символов.

Утилитарный авангард: выставка легендарного графика Валерия Акопова в Казани

Автор фото: пресс-служба Национальной библиотеки РТ

Валерий Акопов – настоящая легенда. С его именем связано становление промышленного дизайна и графики в СССР. Редкостная по своему наполнению выставка «Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии» подтверждает, что мы, родившееся в 1960—70-е годы поколение, росли в окружении умной, профессионально сделанной красоты, которая проявлялась даже в таких, казалось бы, незначительных деталях, как этикетка, плакаты, знаки, логотипы, фирменные стили и графические системы. И все они были неотъемлемой частью повседневной жизни человека. При этом советская прикладная графика долгое время оставалась «в тени», хотя на самом деле определяла визуальный облик целой эпохи. И получается, что мы десятилетиями жили среди этих вот этикеток, плакатов и пиктограмм, даже не задумываясь, что они определяли и формировали наше визуальное сознание!

До Казани выставку уже увидели в московском Центре Вознесенского летом и в «Ельцин Центре» в Екатеринбурге осенью 2025 года. Организаторы выставки: Центр Вознесенского, Национальная библиотека Республики Татарстан, центр современной культуры «Смена». Выставка будет работать в Национальной библиотеке РТ с 5 декабря до 1 февраля 2026 года. Вход по билетам. Время работы: с 12:00 до 20:00. Кураторы проекта: Кирилл Маевский (сооснователь ЦСК «Смена) и Дмитрий Мордвинцев (дизайнер, руководитель студии ABCdesign, который рабо­тает сов­местно с Акопо­вым с 1992 года). Непременно запишитесь на кураторскую экскурсию!

Советская промграфика как направление занимает особое место в пространстве между утилитарным искусством и художественным экспериментом. Этикетки, плакаты, знаки и логотипы, фирменные стили и графические системы были неотъемлемой частью визуальной реальности советского человека. Над их созданием трудились стоящие у истоков прикладной графики в СССР художники, которые и сделали прикладную дисциплину частью большого художественного высказывания. 

Автор фото: пресс-служба Национальной библиотеки РТ

И роль Валерия Акопова в этом процессе сложно переоценить. Ведь с него и началась история графического дизайна в России! Будучи символом профессионализма, создавая авангардные работы, он утвердил студийный подход к графическому дизайну, сочетая новаторство конструктивизма с функциональностью в духе своего времени. Само понятие профессии графического дизайнера сформировалось лишь к началу 1980-х, и ведущая роль здесь отведена герою выставочного проекта - Акопову.

Вот лишь основные произведения Владимира Акопова: эмблема и комплекс графических работ для Государственного академического Большого театра России, Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, разработка эмблемы «Знак качества» (помните такой?), систем условного обозначения (пиктограмм) к Московской Олимпиаде-1980, фирменный стиль внешнеторгового объединения «Союзпродимпорт», эмблемы Госкомитета по телевидению и радиовещанию СССР (1967), фирменный стиль сети ресторанов быстрого обслуживания «Русское бистро», Российской государственной страховой компании, а еще Акопов известен как автор значительных произведений графического искусства, выполненных по заказу ФГУП НТВМЦ Минатома России.

Рассказывая о становлении особого художественного направления (промышленном дизайне) на стыке утилитарного искусства и художественного эксперимента, представленная в стенах Национальной библиотеки Республики Татарстан экспозиция охватывает несколько десятилетий работы Валерия Акопова, начиная от студенческих проектов к Всемирной выставке в Брюсселе (1958) до масштабных заказов к Олимпиаде-1980 (более 200 пиктограмм) и логотипа Большого театра (1991). Безусловно, эта выставка – важное событие для понимания современниками развития графического дизайна России и его роли в культурном наследии нашей страны.

Родившийся в 1938 году в Кисловодске Валерий Сергеевич Акопов в конце 1950-х поступил в Московский полиграфический институт, а затем в Мастерскую прикладной графики МОСХ РСФСР - центр советского графического дизайна, где проработал более 40 лет. Заслуженный художник России, член-корреспондент отделения графики Российской академии художеств Акопов также был первым президентом Академии графического дизайна. С 1990-х преподавал в Строгановке, воспитал новое (и многочисленное!) поколение молодых художников, тоже ставших известными мастерами отечественного графического дизайна. Акопов удостоен звания лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, награжден золотой медалью и Гран-при Международной биеннале графического дизайна в Брно, медалью «За заслуги перед Академией» Российской академии художеств. 6 августа 2025 года мастеру исполнилось 87 лет.

- Валерий Акопов находится на стыке профессиональных интересов Центра Вознесенского, связанных с книжным кураторством. Начав работать в годы оттепели, которые мы изучаем в рамках проекта «Центр исследований оттепели», он, по сути, стал основоположником советского графического дизайна, — подчеркивает директор Центра Вознесенского Ольга Варцева. – Художник прошел путь от студента полиграфического института до признанного мастера, проработавшего более сорока лет в Мастерской прикладной графики. Его творчество оказало значительное влияние на формирование визуального языка советской эпохи. Центр Вознесенского рассматривает прикладной дизайн как часть культурного наследия и последовательно работает над его музеефикацией. Выставка «Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии» - очередная глава этого программного направления.

Центр Вознесенского открылся 12 мая 2018 года в здании бывшей усадьбы штабс-капитана Демидова, памятнике архитектуры начала XIX века, в Москве. Это частная институция, рассматривающая современную культуру через текстуальные практики: от экспериментальной поэзии до бытования слова в искусстве, театре и кино. Здесь проходят выставки, лекции, музыкальные вечера, кинопоказы, презентации книг и встречи с авторами.

Автор фото: пресс-служба Национальной библиотеки РТ

Национальная библиотека Республики Татарстан - главное книгохранилище Татарстана для национальных, республиканских, русских и зарубежных изданий. В фондах НБ РТ находятся более 3 200 000 документов, в том числе более 100 тысяч документов на татарском языке и еще 100 тысяч на иностранных языках.

Независимая институция центр современной культуры «Смена» открылась в Казани в 2013 году. «Смена» организовывает выставки современного искусства, образовательные и профессиональные мероприятия, крупные городские события (например, Летний книжный фестиваль), издает книги и занимается городским развитием. «Смена» - это четыре книжных магазина интеллектуальной литературы в Казани. Сегодня в здании ЦСК «Смена» работают архив Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Булата Галеева, магазин виниловых пластинок «Сияние».

Интересно, что открытие выставки Валерия Акопова в Национальной библиотеке РТ совпало по времени с еще двумя вернисажами. Также с 5 декабря в основной резиденции институции (ул. Бурхана Шахиди, 7) начали работать новые экспозиции - групповая выставка «На ножках» (художники исследуют дом Бабы-яги, то есть избушку на курьих ножках, как собирательный визуальный архитектурный образ, художественную метафору переходного пространства) и выставка «Улица Кремлевская», которая создана казанскими подростками в рамках весенней лаборатории «Новые путеводители» школы «Новая Смена». В общем, получился тройной культурный залп в честь дня рождения, который по традиции ЦСК в начале зимы отмечает со всем городом. Наши поздравления!

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей