Доцента юрфака КФУ уличили в плагиате

Научные труды сомнительного происхождения и незаслуженные ученые степени оказываются не только привилегией депутатов и госчиновников, но и принадлежностью тех, кто с кафедр университетов преподает студентам науки...
«Диссернет» - «вольное сетевое сообщество экспертов, исследователей и репортеров, посвящающих свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов» - не обходит своим вниманием Татарстан. Охотники за крадеными диссертациями уже обнаружили многостраничные дословные «совпадения» с более ранними чужими трудами в докторских диссертациях депутатов Госдумы РФ от татарстанской «Единой России» Айрата Хайруллина и Ришата Абубакирова. А также в кандидатских экс-министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, ныне вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина, экс-министра связи РТ, ныне министра связи РФ Николая Никифорова, Марины Файрушиной (в ту пору главы Госкомитета РФ по тарифам), секретаря Центризбиркома РТ Надежды Борисовой...
Между тем в татарстанском научном сообществе были уверены, что разоблачение «паленых» диссертаций и обретенных благодаря им незаслуженных степеней «штатных ученых» - вопрос лишь времени. И вот на днях под обоснованное подозрение в плагиате попал доцент юрфака КФУ Владимир Катков.
В кандидатской диссертации «Федеральные округа в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ», защищенной Катковым в 2006-м, «Диссернет» обнаружил обширные, выражаясь деликатно, совпадения с более ранними трудами других авторов... А выражаясь конкретно, 60 страниц диссертации Владимира Каткова являются частичной или полной копией страниц диссертации Владимира Шарикова «Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе: правовой статус и функции», защищенной в 2004 году в Москве. А еще на 23 страницах удивительным образом повторяются обширные фрагменты книги советского исследователя Николая Ерошкина «История государственных учреждений дореволюционной России», изданной аж в 1968 году.
Словом, из 171 страницы диссертации, защищенной Владимиром Катковым (ее оглавление, введение, список литературы и приложения анализу не подвергались), половина представляет собой «совпадение» с научными трудами других авторов. Как принято у плагиаторов, без условностей в виде кавычек и ссылок.
Конечно, сказать, что это совпадение абсолютно дословное, никак нельзя. Например, в длинной «совпадающей» фразе вместо первоначального «выступать» у Каткова - «выступить», вместо «практически» - «фактически», вместо «большее удобство» - «большое удобство»... А «подворная» перепись, о которой идет речь в книжке историка Ерошкина, в диссертации юриста Каткова превращается в никогда не существовавшую в природе «подворовую».
Или у Шарикова: «Федеральный округ должен стать структурой, на уровне которой возможна организация эффективной системы федерального управления территориями» - у Каткова же: «Федеральный округ постепенно становится структурой, на уровне которой возможна организация эффективной системы федерального управления территориями».
То есть важные научные различия - налицо. Что указывает на творческую самостоятельность нашего диссертанта.
Опять же, с одной стороны, если у наших деятелей юридической науки принято полдиссертации забить изложением всяких официальных государственных актов без какой-либо их оценки, то такой текст, как говорят в «Диссернете», можно прямо чемоданами грузить, и при этом один "чемодан" естественным образом ничем не будет отличаться от другого… Но с другой-то стороны, если так, то за какие такие научные открытия называть этот "чемодан" диссертацией и давать за него научную степень?..
«Вечерняя Казань» связалась по телефону с г-ном Катковым и попросила его объяснить этот, выражаясь по-научному, казус - то, что диссертация, давшая ему право называться кандидатом юридических наук, наполовину состоит из фрагментов работ других авторов. «Никаких комментариев на этот счет», - ответил Владимир Катков и немедленно отключился.
То, что общение с ним в апогее учебного года возможно лишь по телефону, объясняется просто: доцент кафедры конституционного и административного права юрфака КФУ бывает в Казани фактически (или практически? Это ведь существенная разница, не будем забывать!) лишь очень краткими наездами. Потому что он постоянно проживает в Москве и вообще человек чрезвычайно занятой. Является доцентом также и на кафедре конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета, кроме того, возглавляет журнал «Современное право»…
А главное, Владимир Катков трудится замначальника отдела в правовом управлении аппарата Совета Федерации России, он государственный советник Российской Федерации 1-го класса. Вот до каких высот в чиновничьей иерархии смог подняться трудолюбивый бывший студент юрфака Казанского университета 1989 года выпуска, простой зеленодольский парень - сын тогдашнего гендиректора завода им. Серго…
И понятно, что грех было не пригласить столь именитого выпускника на 0,25 ставки доцента (благо наличие научной степени позволяет) в рамках принятого руководством КФУ курса на сближение науки и практики. Опять же как практик доцент всегда может дать ценную консультацию: как оно по Конституции - всегда ли нельзя брать чужое или кому-то кое-где у нас порой все-таки можно? А то с безнаказанными сановными диссертантами уже и не поймешь…
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Тема нехватки кадров штормит почти все силовые ведомства страны. Основной причиной возникшей ситуации называют зарплаты. Но не все сотрудники служат за скромное довольствие. Есть вполне зажиточные, даже миллионеры.
Один из проектов строительства дублера Оренбургского тракта предусматривает уничтожение вековых деревьев. Это приведет к экологическому кризису на долгие годы.
Незадолго до трагедии поступала жалоба на стаю из 18 особей, покусавших женщину. Специалисты на месте отловили всего двух, а представитель исполкома не смог суду пояснить, почему работу посчитали выполненной.
Верховный суд Татарстана отправил на пересмотр дело старшего помощника прокурора района Ильнура Мухаметзянова – его бывшие коллеги засомневались в том, что подсудимый торговал приговорами единолично.
2025 год в ретейле ознаменовался системной перестройкой: период взрывного роста спроса сменился стагнацией и снижением продаж. В 2026 году спрос продолжит снижаться, предсказывают эксперты, однако это не спасет от удорожания продуктов.








