Дотации не спасают Казань от роста цен на проезд в общественном транспорте
С 1 января 2026 года проезд в казанском транспорте вырастет до 46 рублей. Связывают это с ростом цен на топливо и дефицитом бюджета. По прогнозам, повышение тарифов будет продолжаться и дальше.

Казань: проезд подорожал на 70 процентов за два года
Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин утвердил новое постановление, по которому с 1 января 2026 года стоимость разовой поездки в общественном транспорте Казани вырастет до 46 рублей. Изменения коснутся всех видов транспорта: метро, автобусов, трамваев и троллейбусов.
Госкомитет республики по тарифам объяснил повышение «объективными экономическими факторами»: ростом цен, увеличением стоимости электроэнергии, запчастей и минимальной зарплаты. При этом на сегодняшний день казанское метро остаётся одним из самых доступных видов подземного транспорта в стране, считают в ведомстве.
- Стоимость проезда в общественном транспорте Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска вырастет до 46 рублей за поездку. Для обладателей билетов длительного пользования цена останется прежней — 36 рублей. В Менделеевске, Нурлате, Лениногорске, Заинске и Актаныше поездка будет стоить 33 рубля. Стоимость жетона не изменится, независимо от способа оплаты — наличными или картой. За провоз ручной клади сверх нормы также придётся заплатить 46 рублей отдельно, - отметила пресс-секретарь Госкомитета по тарифам Ольга Безносова.

По словам представителя ведомства, решение о повышении тарифов было принято с учётом нескольких факторов. В частности, влияние оказали изменения в маршрутных сетях и пассажиропотоке, а также рост эксплуатационных расходов, включая содержание подвижного состава.
- На увеличение стоимости проезда повлияли такие экономические показатели, как рост индекса потребительских цен, цен на топливо, электроэнергию, материалы и запчасти, а также повышение минимального размера оплаты труда. Были учтены и параметры транспортной системы, такие как протяжённость маршрутов, пассажиропоток, техническое состояние и возраст подвижного состава, - уточнила Безносова.
При этом, как подчеркнула собеседница, все действующие меры социальной поддержки для льготных категорий граждан сохраняются. Госкомитет установил предельную максимальную стоимость проезда, что позволяет муниципалитетам и перевозчикам гибко адаптировать тарифы под потребности местных жителей и особенности транспортной системы.
Несмотря на объективные экономические причины, которые влияют на цену проезда, горожане удивляются, почему не улучшается качество общественного транспорта в Татарстане. Независимо от количества прошедших внутрироссийских и международных мероприятий и новых построенных объектов, проблема графика работы транспорта в Казани остается актуальной.

- Я живу в этом городе с 2014 года, но за все это время общественный транспорт, особенно трамваи, не претерпел значительных изменений. Ждать их все так же приходится очень долго, иногда больше 20 минут. Когда трамвай наконец приезжает, он переполнен, и без помощи «заталкивателей», как в Японии, туда не попасть. Приходится пропускать его и ждать следующий еще 10–15 минут. Такая ситуация на маршрутах № 5 и № 7 не меняется уже 11 лет. Такое ощущение, что местные власти не осознают масштаб пассажиропотока, в особенности в час пик, а город-то миллионник, и население в нем продолжает расти. На вопрос, почему не решается проблема нехватки транспорта, чиновники обычно отнекиваются со словами: «Дефицит бюджета», — универсальная отмазка, — пожаловалась жительница Казани Алсу.

С ней согласен и другой житель города, Евгений, который считает, что поломки на ходу как у трамваев, так и у автобусов в Казани, особенно летом, — обычное дело. При этом и частота движения некоторых трамваев его тоже удивляет.
Тем временем стоимость проезда в общественном транспорте Казани за последние пять лет почти не отстает от официальной инфляции в России. К примеру, проезд подорожал на 42 процента — с 25 до 43 рублей при безналичной оплате. При этом перевозчики предлагали Госкомитету по тарифам увеличить цену проезда до 49 рублей, но идею так и не поддержали.
Цены вырастут и в Москве, с которой казанцы любят сравнивать уровень городских цен. Там с 2 января 2026 года стоимость разовой поездки по карте «Тройка» с тарифом «Кошелёк» составит 75 рублей вместо нынешних 67 рублей. Билет с биометрией будет стоить 71 рубль вместо 63 рублей. При оплате банковской картой в центре поездка будет стоить 83 рубля (сейчас 74), а за городом — 110 рублей (сейчас 97). А вот в Санкт-Петербурге стоимость проезда в 2026 году останется прежней.
Казань, уже установившая тариф на проезд в 2026 году, станет самым дорогим городом для поездок на общественном транспорте среди крупных городов Приволжского федерального округа. В других городах вопрос о повышении тарифов обсуждается или только планируется.
Обновление автопарка поглощает бюджетные миллиарды
Доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве России Андрей Жуковский считает, что цены на транспорт влияют на жизнь каждого горожанина. Повышение стоимости проезда в городском и пригородном транспорте может вызвать цепную реакцию, которая затронет многие аспекты повседневной жизни.
- В большинстве городов общественный транспорт выполняет прежде всего социальную функцию. Его экономическая эффективность зависит от пассажиропотока и маршрутов. При составлении маршрутной сети важно сбалансировать интересы муниципальных и коммерческих перевозчиков. Особенно важно учитывать, как распределение пассажиропотока влияет на доходы муниципального транспортного предприятия, - отметил Жуковский.
По словам спикера, фонд оплачивает труд водителей, кондукторов и контролеров, а также обеспечивает своевременный ремонт и обслуживание городского транспорта. Все эти факторы критически важны для стабильной работы транспорта в течение всего дня, с утра до вечера. Более того, фонд служит источником инвестиций, включая покупку новых транспортных средств большой вместимости, таких как трамваи, автобусы и троллейбусы. Это позволяет городским администрациям избегать значительных долгов, повышая их финансовую устойчивость.

- Считаю, что тарифная политика должна учитывать важность транспортных услуг для общества. Особенно это касается муниципального транспорта, где система ценообразования и сбора средств должна быть прозрачной. В случае с частными перевозчиками это практически невозможно. С частными перевозчиками также связаны ошибочные представления некоторых городов о том, что определённые виды транспорта, например трамвайные или троллейбусные линии, убыточны. Однако они могут быть «убыточными», если им установлен слишком большой интервал движения, например раз в час, в то время как маршрутки ходят каждые 5–10 минут, - уточнил Жуковский.
Финансовый эксперт Алексей Кричевский считает, что причина повышения цен на проезд — в росте тарифов по всей стране. Процент увеличения стоимости проезда колеблется от 8 до 12. Это стандартная реакция перевозчиков на увеличение цен на электроэнергию и топливо, а также на необходимость обновления подвижного состава.
- При этом логичным аргументом может быть факт, что в Казани стоимость проезда с 2022 года выросла на 70 процентов. Но такая ситуация в большинстве городов-миллионников, в среднем подорожание составило около 50 процентов, и лишь в Самаре цены выросли только на 15 процентов. В Краснодаре, к примеру, на 80 процентов, в Москве на 63 процента, в Петербурге на 50 процентов. В дальнейшем можно ожидать такого же ежегодного повышения чуть выше, чем на уровень инфляции. Крайне маловероятно, что правительства или регионов, или страны в целом заморозят рост, - объяснил Кричевский.

Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов считает, что работа общественного транспорта в городах всегда вызывает сложности. Общественный транспорт не может существовать без финансовой поддержки. Это справедливо для многих городов по всему миру. Поэтому в Казани и Набережных Челнах развитие городского транспорта сталкивается с различными трудностями.
- Рост цен на проезд связан с несколькими причинами. Во-первых, дорожает топливо, а это важный фактор, влияющий на стоимость проезда. Во-вторых, из-за бюджетного дефицита дотации не могут полностью покрывать расходы транспортных компаний. Известно, что бюджетные средства в основном идут на обновление автопарка. За последние годы на это было потрачено немало денег. Чтобы решить проблему, нужно повысить эффективность работы транспортных предприятий. Кроме того, необходимо улучшить качество обслуживания общественного транспорта в Казани. Муниципальные службы должны активнее заниматься этой задачей, - отмечает Атласов.
Он считает, что часть проблем с качеством обслуживания можно решить, усилив контроль и оптимизировав операционную деятельность этих организаций.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.












