Гражданская оборона Татарстана нуждается в изменениях
Дроны в тылу страны — уже не миф, а повседневная реальность. Против многих из них РЭБ неэффективна, а зениток на всю площадь страны не хватает. А большинство бомбоубежищ все еще непригодны для использования и нуждаются в реконструкции.

Двустволка против дронов
По словам военного эксперта Владимира Прохватилова, Украина сейчас располагает целым ассортиментом дальнобойных дронов, которые фактически могут и до Урала доставать. Причем многие из этих дронов, по мнению эксперта, просто перерисованные западные образцы, ведь это несложно организовать. Но чаще всего все-таки у них просто налажено собственное производство на основе западных комплектующих.
- Защититься от них очень сложно, практически невозможно. На эту тему рассуждали ряд серьезных военкоров — мнения разные, но многие согласны с тем, что надо усиливать доступные ресурсы на местах и развивать свою территориальную оборону, — отметил Прохватилов.
По мнению военного волонтера, эксперта и автора телеграм-канала «Живов Z» Алексея Живова, Украина уже три года вместе со своими западными партнерами активно работает над созданием эффективного ассортимента дронов.
- Суммарно дальнобойных дронов у них уже более 20 наименований. Как обычных, так и реактивных. Их цель как раз таки избирательная, диверсионно-террористическая деятельность, удары по достаточно далеко стоящим от границы военным объектам, — заявляет Живов.
Некоторые украинские дроны способны летать на тысячу и полторы тысячи километров. И у них есть боезаряд от 5 до нескольких десятков килограммов тротила. По мнению эксперта, это целенаправленная работа противника в этом направлении.

По словам Прохватилова, Украина также часто применяет и дроны с волоконно-оптической «ниткой»: они на этом волоконно-оптическом приводе летят. Для всех систем РЭБ они попросту неуязвимы.
- Самое лучшее оружие против них — это банальная двустволка. Это на самом деле так. Кто-то считает, что фигня это, мол, в дроны не попадешь прицельно. А дробь ведь врассыпную идет. Но дальность поражений небольшая, где-то от 50 до 100 метров. Поэтому если есть у тебя двустволка, то ты спасен. Но в связи с тем, что у нас народ лишен в массовом порядке охотничьего оружия, то это проблема, — считает военный эксперт.
Украина, с его слов, закупила сотни километров оптического волокна и готова к выпуску неимоверного количества FPV-дронов. И в перспективе планирует полностью перейти на дроны именно с таким типом управления.
Но по мнению Живова, это не совсем рабочая история. Ведь для того, чтобы сбить большой дрон самолетного типа, а именно такие являются дальнобойными, человека с двустволкой или даже с автоматом Калашникова никак не хватит. Для сбивания таких радиоуправляемых самолетов необходимы установки типа ЗУ-23, ЗУ-37, то есть полноценные зенитные орудия.
При этом, обсуждая подходы к решению вопроса, Прохватилов заявил о том, что разные нефтегазовые стратегические объекты можно снабдить зенитной защитой, к примеру поставить так называемые адские молотилки. Они применялись в различных военных конфликтах прошлого.
- Если дроны бьют по жилым домам, то можно вспомнить, как в Ленинграде дружинники дежурили на крышах и, если «зажигалка» попала на крышу, гасили ее там. Грубо говоря, посадить на каждую крышу дружинника с двустволкой и пусть отстреливается, — говорит Прохватилов.

С ним не согласен другой военный эксперт, Алексей Леонков, считающий, что дроны на оптоволокне не способны преодолевать расстояние в тысячи километров, чтобы попасть в отдаленные места России.
- Надо учить физику: представьте оптоволокно, растянутое на тысячу километров. Это сколько его будет висеть? Нет такого рода дальнобойных беспилотников. Они используются на дальности максимум 20 километров, но не дальше, — говорит Леонков.
А по мнению Живова, волоконный дрон может улететь на расстояние катушки. Можно сделать катушку на 15 километров, и дрон будет летать на 13 километров. А можно сделать катушку на 20 километров, и он будет летать на 17—18 километров.
- Катушку можно сделать любого размера, хоть на 50 километров. Вопрос в том, что дрон, имея катушку, несет и ее вес. Чем больше катушка, тем меньше полезной боевой нагрузки может взять дрон. Соответственно, если надо работать на дальности 10−15 километров, то нужен примерно 11-дюймовый дрон, то есть довольно крупный, чтобы он еще мог нести 2—2,5 килограмма боевого заряда, — отметил Живов.
Все дальнобойные дроны, которые в том числе долетели до Казани, по словам Леонкова, имели в начинке роутер «Старлинка» (Starlink), так как через него операторы, находящиеся на большом расстоянии от дронов, могут в режиме реального времени управлять беспилотниками.
- Обычно два таких старлинковских роутера стоит на БПЛА, но в последнее время управлением беспилотников занимается в том числе искусственный интеллект и управление в таком случае происходит не через систему «Старлинка»» (Starlink), а через пентагоновскую версию спутников «Старшилд» (StarShield). Это совместный проект Илона Маска с американским Минобороны, — заявил Леонков.
По мнению эксперта, там орудует целая группировка спутников, в каждой из которых их находится 21 единица. Через них осуществляются управление, передача и ретрансляция данных, в том числе и системы разведки. А также системы, которая фактически дистанционно зондирует землю и подбирает наиболее оптимальные маршруты для таких беспилотников.
- К примеру, чтобы по ним можно было лететь на достаточно низких высотах, попадая в так называемую радиолокационную тень зенитно-ракетных комплексов, а также для атаки объектов с неожиданных азимутов, — отметил военный эксперт.
И такая картина, с его слов, наблюдается с 2023 года, когда первая группировка спутников «Старшилд» (StarShield) вышла на орбиту.
Военные хитрости
Для того чтобы прорваться через эшелон противовоздушной обороны, по мнению Леонкова, украинские беспилотники по линии боевого сопротивления проводят комбинированные атаки, для того чтобы истощить боезапас.
- Все знают, что у каждого зенитного ракетного комплекса, когда он обстреливает цели, есть свой боекомплект. Когда он заканчивается, его надо перезаряжать. И вот такого рода моментами пользуется противник, проводя беспилотники самолетного типа практически неповрежденными в отдаленные уголки страны, — считает Леонков.

Используя хитрости и обходя «глушилки», они на низкой высоте и добираются так далеко. Поэтому и в прифронтовых областях, и в глубоком тылу местные власти занимаются вопросами формирования средств, которые бы обнаружили подобные беспилотники и по возможности либо их уничтожали, либо глушили.
- Если у них есть возможность поставить зенитный ракетный комплекс, например как у мэра Москвы Собянина, то это одна история, если могут установить комплексы РЭБ, то это другая. Кому-то это удается, кому-то нет, но такого рода залеты таких беспилотников говорят о том, что нам надо пересматривать систему противовоздушной обороны во многих регионах страны, — считает военный эксперт.
По словам Живова, дроны сейчас уже не такие устаревшие, как раньше, они более продуманные. Они стали более малозаметными, поскольку в их составе минимум металлических частей и максимум пластика, углепластика и дерева. ПВО просто часто не может их увидеть, потому что они не отражаются на радарах, а если и отражаются, то как птица.
Нехватка оборонных мощностей и плачевное состояние убежищ
Поскольку одним из ключевых факторов успешного отражения атак беспилотников является хорошая обеспеченность средствами противовоздушной обороны, то при их недостатке и всплывают знакомые многим сюжеты из новостных телеграм-каналов.
Как показала практика, зениток и систем РЭБ все еще не хватает, так как, по мнению Живова, территория России большая и войска ПВО технически не способны обеспечить сплошное покрытие таких пространств. Комплексы ПВО стоят дорого, их производство идет медленно. У страны пока нет возможности производить их тысячами.
- При планировании угроз для страны до СВО такого фактора, как дальнобойные дроны, в принципе не было. А военные результаты любой страны не берутся за 7 минут, это результаты работы минимум пятилетками, а чаще это десятилетние циклы. Поэтому если, например, пять лет назад никто не задумывался о том, что по России будут бить малозаметными дальнобойными дронами, то, соответственно, никто и не вносил это в военное планирование. И, как следствие, ПВО на текущий момент не рассчитана на сбивание большого количества малозаметных дронов, — уточняет Живов.
Но за время СВО, со слов эксперта, произошли определенные изменения, и сейчас проводят научно-конструкторские работы, испытания, то есть рано или поздно эту проблему решат. В частности, очень помогает малая авиация, которой недостаточно, а использование ее ограниченно.
- Одним из средств ПВО, которое у нас только в последний год, и то очень ограниченно, стали использовать, является истребительная авиация. Странно, что ее так мало используется, ведь в войсках ПВО Советского Союза стоял целый класс специальных истребителей, и ничто не мешает сейчас насытить войска такими самолетами ПВО, которые находятся внутри состава ВКС, способными дежурить именно для уничтожения беспилотников различного типа, — напоминает Живов.
Говорить о прогрессе как в гражданской обороне, в частности Татарстана, так и в противовоздушной защите, по мнению эксперта, пока рано. Но такой растерянности, которая была, когда только начались массовые атаки, уже нет, все-таки определенная работа над ошибками проделана, но не вся. Приспособленных под современные нужды убежищ, по мнению Живова, откровенно не хватает, не говоря о нерасторопности систем оповещения в некоторых регионах страны.
- Я еще в 2022 году начал поднимать этот вопрос — состояние убежищ, но уже тогда никто не хотел этим заниматься всерьез. Все считали, что таких угроз не будет. Особенно далекие от фронта регионы. А гражданская оборона, естественно, со времен Советского Союза пришла в негодность, а большинство объектов либо были некорректно законсервированы и, опять же, пришли в негодность, либо использовались для экономических целей. Восстанавливать инфраструктуру гражданской обороны в некоторых субъектах принято уже опосля, — отметил военный эксперт.
Но не стоит забывать и о системе оповещения населения о наличии ближайших бункеров, а также прилетов дронов. Здесь, по словам Живова, многим регионам надо улучшать качество своей работы.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
На «Диалогах» главный архитектор Казани призывает позаботиться о создании альтернативных форм жилья, чтобы помочь молодым специалистам. Один из главных критериев при выборе квартир для них - небольшая удалённость от места работы.












