Казаньоргсинтез отрабатывает негативные комментарии через суд
Иск об оскорблении деловой репутации казанского предприятия рассматривается Арбитражным судом Татарстана. К ответу призвана жительница города Диляра Гайсина, писавшая «экспрессивные комментарии» в социальных сетях государственных ведомств.

Неугодными оказались шесть публикаций о вреде Казаньоргсинтеза для экологии: Гайсина связывала болезни жителей приграничных к предприятию территорий именно с деятельностью завода – и делала это в оскорбительной форме, что, как уверяют в пресс-службе предприятия, доказала лингвистическая экспертиза.
Впрочем, оскорбились промышленники не столько из-за формы, сколько из-за содержания этих комментариев.
– Они строят свою позицию на том, что ответчик распространяет сведения, которые не соответствуют действительности. И получается, если суд сейчас удовлетворит иск, то, значит, все материалы проверок могут быть подвергнуты пересмотру, – заявил суду адвокат Гайсиной Андрей Железнов.
Говоря о материалах проверок, юрист имел в виду данные о выявленных на Казаньоргсинтезе нарушениях производства – он предоставил суду заключения Росприроднадзора, министерства экологии и природных ресурсов Татарстана, данные Природоохранной прокуратуры и Ростехнадзора, в которых зафиксированы грубые случаи загрязнения воздуха и сточных вод.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Сторона истца же настаивала на том, чтобы не привлекать госорганы к судебному разбирательству, аргументируя это документами об уплате штрафов и данными о том, что работы по устранению замечаний выполнены.
Суд дал Гайсиной и Казаньоргсинтезу время на ознакомление с предоставленными друг другу документами — до тех пор стороны могут прийти к мировому соглашению.
— Вы удаляете все, что написали, и больше так не делаете. Мы отказываемся от иска. Сэкономим время и себе, и вам, — с таким предложением на выходе из зала заседания обратился к ответчику юрист Казаньоргсинтеза.
Гайсина на такую «мировую» не согласилась, о чем «Вечерней Казани» сообщили в пресс-службе предприятия.
— У поданного иска нет финансовых целей, единственная цель – защита репутации многотысячного коллектива предприятия через опровержение ответчицей своих суждений, опубликованных в социальных сетях, — прокомментировали иск в пресс-службе промышленного гиганта. — Лингвистическая экспертиза подтвердила оскорбительный характер ее однотипных комментариев, публикуемых на систематической основе. С учетом публичных комментариев ответчицы о том, что она не получала направленной предприятием досудебной претензии, мы повторили ее в виде предложения по мировому соглашению, согласно которому Диляра Гайсина отказывается от порочащих репутацию Казаньоргсинтеза высказываний.
Обвинения голословны?
В личной беседе с журналистом нашего издания представитель Казаньоргсинтеза ответил на закономерный вопрос: если комментарии Гайсиной основаны на официальных проверках, то в чем «недостоверность информации»?
Собеседник заявил, что документально нигде не сказано, что причина смерти — завод, а значит, и нельзя писать, что Казаньоргсинтез «травит людей». Как нельзя обвинять в плохой экологии лишь одно предприятие: вся деятельность Казаньоргсинтеза занормирована и согласована в госорганах, а нарушения устраняются в рабочем порядке.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
— По поводу связи между выделением ядовитых газов и ухудшением здоровья мы предоставим заключения специалистов или даже научные работы, которые говорят об обратном: о том, что выбросы предприятия непосредственно влияют на здоровье, — рассказал «Вечерней Казани» адвокат Гайсиной Андрей Железнов.
Он также добавил, что в случае безвредности выбросов предприятия не было бы смысла устанавливать предельно допустимую концентрацию (ПДК) выбросов.
Повышение верхнего порога в 66 раз
Поддержать Гайсину на процессе пришли около десяти человек: в суд явились простые жители домов, находящихся близ Казаньоргсинтеза, правозащитники, юристы и экоактивисты.
— Я как биолог понимаю, что любое биологическое вещество в определенных концентрациях может нарушать работу биологических систем, в том числе клеток человеческого организма, — рассказал «Вечерней Казани» эколог и экоактивист Антон Бортяков.
Собеседник заявил, что периодически выезжает на рейды вокруг Казаньоргсинтеза, чтобы проверить состояние воздуха. И часто во время поездок он сталкивался с удушливым запахом сероводорода. В пресс-службе предприятия заявили, что сероводород не является частью производственной цепочки.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
— Когда мы едем по улице Химической и чувствуем этот удушливый запах, то используем бытовой газоанализатор, например, сероводорода, и он показывает четырехкратное превышение ПДК. Сколько бы мы ни фотографировали эти данные, сколько бы ни писали актов, судья в своих решениях может учитывать только данные сертифицированных приборов, сертифицированных сотрудников, — заявил Бортяков.
Биолог подчеркивает, что превышение ПДК обязывает человека надевать противогаз, поскольку появляется риск вреда здоровью. А постоянное пребывание в зоне повышенных выбросов наносит кумулятивный вред здоровью.
Бортяков вспомнил случай проверки чистоты воздуха сотрудниками Роспотребнадзора, которые приезжали на жалобу жителей домов, расположенных недалеко от КОС. Проверка выявила 0,9 ПДК: «Превышения нет, а значит, все нормально». Однако представитель завода в общении с «Вечерней Казанью» напомнил, что сероводород не является частью производственной цепочки Казаньоргсинтеза, а значит, и вопросы экологу нужно задавать по другому адресу.
Но с начала нулевых годов, как утверждает экоактивист, ПДК только по метилмеркаптану в жилой зоне был повышен не в два раза, а сразу в 66 раз.
— Человек-то с советских времен как вид не изменился. То, что было доказано советскими врачами, санитарными органами в те времена, сейчас практически отброшено, — заявляет эколог.
«Мне нужно, чтобы люди так же не пострадали»
Свои комментарии Диляра Гайсина начала писать после обнародования проверок Росприроднадзора и других ведомств — тема чистого воздуха для нее является болезненной, поскольку женщина столкнулась со смертью своих родителей из-за онкологии. Они жили на Тэцевской, в санитарной зоне Казаньоргсинтеза.
— Это моя личная боль, и я хочу, чтобы люди к такой ситуации не пришли. Моя цель участия в этом иске — дойти до конца не из-за финансов, просто мне нужно, чтобы люди так же не пострадали, — поделилась Диляра Гайсина.
По мнению жительницы города, помочь ситуации могли бы новые очистные сооружения на заводе — предприятие с чистой прибылью в десятки миллиардов рублей в год может реализовать подобный проект.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Гумер Нафиев, обвиняемый в незаконном получении трех миллионов рублей, признался во время своего допроса в суде, что взял от «друзей» только один миллион, который позже потратил на благотворительность.
Январь стал для столицы Татарстана не только временем длинных выходных, но и периодом серьезных испытаний для ЖКХ. Начало года ознаменовалось серией аварий. Есть ли выход?
В суде по делу экс-председателя Пестречинского и Менделеевского райсудов республики Ирека Набиева допросили главного потерпевшего - директора ООО «Кишер» Вячеслава Утробина. В 2017 году мужчину похитили, чтобы опустошить счета его фирмы.
Один из лидеров казанской группировки Ринат Фархутдинов заявил на допросе, что организовал убийство директора ломбарда, чтобы помочь другу, который на самом деле «использовал его втемную».
В Татарстане 13-летний мальчик напал с ножом на уборщицу. Преступник пронес оружие в рюкзаке, и, выйдя в туалет, на первом уроке переоделся в боевую экипировку. Обошлось без погибших.








