Рыбаков хотят ловить на штрафы
В России рыбаки ежегодно становятся виновниками масштабных спасательных работ. Они, игнорируя погоду, а порой и здравый смысл, рискуют своими жизнями ради хобби. Но в их сообществе считают, что таких людей немного.

Опасные маневры
Зима славится не только красивыми пейзажами и сезонными видами спорта, но также и небезызвестным хобби — подледной рыбалкой. Ежегодно тысячи любителей знаменитого медитативного процесса вылова рыбы съезжаются, в зависимости от своих финансовых возможностей, в различные точки страны и республики, чтобы снова и снова удовлетворять свои потребности в отдыхе и азарте. Но порой такие вылазки для рыбаков оборачиваются опасными ситуациями и даже трагедиями.
Громким событием последних дней стала ситуация, возникшая на Сахалине, где при помощи вертолета Ми-8, 31 спасателя и 17 единиц техники пришлось эвакуировать 139 рыбаков, оказавшихся на дрейфующей льдине, уходящей в даль Охотского моря. Льдину оторвало из-за сильного ветра, став причиной масштабных спасательных работ, которым часть рыбаков оказалась не рада. Поначалу любители поудить рыбу старались самостоятельно покинуть опасный участок льда, перепрыгивая увеличивавшуюся в размерах трещину. Но спустя время стало понятно, что все провернуть такой трюк не успеют.
И хоть поначалу спасателям удалось вытащить с льдины часть рыбаков, некоторые представители этого тематического мужского клуба оказывали упорное сопротивление и отказывались покидать опасное место без улова.

Случаи, когда любители порыбачить проваливаются под лёд или оказываются на отколовшихся льдинах, не единичны и происходят в России довольно часто. И каждый раз для спасения оказавшихся в этих ситуациях людей задействуется множество специализированной техники и личного состава профильного ведомства, что не способствует уменьшению государственных расходов.
За прошлый год, по данным российского МЧС, произошло 92 опасных инцидента, связанных с выходом на лед, а с начала осенне-зимнего периода 2024–2025 годов ведомством только в одной Нижегородской области было зафиксировано 6 эпизодов провала людей под лед, где погибло 6 человек. Причем, по данным МЧС, все провалившиеся под лед в данном случае были мужчины-рыбаки в возрасте от 60 до 70 лет.
Усиление контроля
В профессиональных российских сообществах и на уровне профильных государственных служб уже давно ведется дискуссия о необходимости ужесточения правил для зимней рыбалки. Со стороны государства чаще всего звучат голоса о введении новых штрафов и увеличении существующих, в то время как из лагеря рыбаков доносятся куда менее радикальные идеи.
Одной из последних инициатив в этой сфере стали предложения руководителя движения «За безопасность» Дмитрия Курдесова, который намерен добиться усиления регулирования зимней рыбалки, особенно в тех местах, где она наиболее опасна для жизни рыбаков.
Среди его идей есть как новые штрафы, так и формирование специального реестра опасных для рыбалки мест, куда рыбаков пускать однозначно не будут под угрозой штрафов и уголовки. При этом для посещения других мест Курдесов хочет внедрить механизм лицензирования фанатов зимней рыбалки, ведь это, по его словам, позволит снизить опасные риски.
С ним не согласен старший охотовед татарстанского сообщества охотников и рыболовов Николай Емельянов, считающий, что невозможно решить подобные вопросы лишь бездумными штрафами и запретами, а создание реестра в принципе невозможно.
- Такой реестр невозможно будет сделать из-за нестабильной зимней погоды. К примеру, в эту зиму все места, безопасные для рыбалки, были опасными, потому что в январе шел дождь и все ледяные покровы покрылись водой сверху, из-за чего невозможно было понять, где лед, а где не лед. А в другую зиму на ранее считавшихся опасными местах при морозах в минус 25—30 градусов можно было спокойно рыбачить. Если эти места были бы в реестре опасных и на них был бы запрещен выход, то, получается, было бы некое злоупотребление властью, ведь вряд ли кто-то следил бы за ними и проверял тщательно и своевременно, — считает Емельянов.

По его мнению, рыболовное сообщество будет категорически против подобных реестров, потому что в такой зоне, где разница температур день ото дня может составлять не то что несколько градусов, а несколько десятков градусов, вводить фиксированные списки мест просто нецелесообразно и неэффективно.
Также Курдесов предложил взыскивать со спасенных рыбаков постфактум некую сумму, превышающую расходы на спасение в пятикратном размере, для того чтобы отвадить от опасных мест нерадивых рыбаков. Частично с этой позицией согласен и Емельянов, но без превышений размера и при определенных условиях.
- Нужно не огульными штрафами решать вопрос, а просто внести в законодательство обязанность для рыболовов за мероприятия по их спасению, к примеру с отколовшихся льдин, оплачивать все расходы, но только в тех случаях, когда рыбаки заранее знали о рисках, но решили их проигнорировать. А ведь есть водоемы, в которых, например, я измерил лед, там 10—15 сантиметров, иду-иду — и вдруг провалился. Везде все замерзшее, а там провалился, потому что там где-то промыло лед, может быть, какие-то там рыбины бьют, то есть по независящим от меня причинам. Тогда возможно, что спасение моей жизни там произойдет все-таки за счет государства, — отметил Емельянов.
По его словам, нюансы и разницу ситуаций просто необходимо законодательно прописать, а не штрафовать всех подряд, как в России привыкли делать во многих сферах.
- А иначе штрафовать людей у нас будут либо всех подряд, либо не тех, кто виноват, а тех, кого легче взять и к кому проще подойти и оштрафовать. У нас не бегают за браконьерами, которые ночью сетки ставят, у нас бегают за пенсионерами, которые поймали судака меньше разрешенного размера, — говорит Емельянов.
Психология рыбалки
По мнению медицинского и клинического психолога, а также бывшего моряка Ивана Матренина, у людей существует два вида психологической защиты: примитивная и высшего порядка. Со слов Матренина, среди примитивных механизмов защиты психики есть отрицание, которое способно блокировать в сознании любую опасность, затмевая ее потенциальным удовольствием.
- Та же рыбалка, та же рыба способна затуманить сознание в контексте тех опасностей, которые могут возникнуть в процессе ее ловли. Люди под воздействием примитивных защитных механизмов психики чаще попадают в какие-то неприятности, чаще у них возникают проблемы, чаще эти люди сталкиваются с тем, что их жизнь в целом либо здоровье оказывается в опасности. Также в рыбалке основную роль играет азарт, при котором задействуются те самые защитные механизмы психики, и человек не мыслит рационально, — считает Матренин.
Кроме того, по словам психолога, у нас нет культуры платы за свои поступки, так как если бы люди полноценно платили бы за спасательные операции, которые организуются ради них, то, возможно, со временем в стране уменьшилось бы число трагедий.

- Сейчас получается такая ситуация, что наиболее ответственные граждане, которые не выходят на лёд, наравне с теми, кто на лёд выходит, оплачивают их дорогую спасательную операцию, в которую входит привлечение техники, специалистов, — отмечает Матренин.
Поэтому часто и встречается такой типаж людей среди рыбаков, которые просто заявляют: «Ну, мне же все равно за это не платить, меня все равно спасут, они мне должны, а я им ничего не должен». По мнению Матренина, человек, который привыкает отвечать за свои поступки, разумеется, так себя вести не будет, но это нужно воспитывать.
- У человека за работу и за развлечения может отвечать разная часть его нервной системы, то есть, например, показатели активности мозга, когда он работает, одни, а когда занимается хобби — другие. Соответственно, разные отделы психики работают, то есть в рыбалке часто проявляются наиболее инфантильные структуры психики. Но опять же, если человек по своей природе более ответственный, более зрелый, то он на лёд пойдёт там, где он знает, что если он провалится, то там ему будет, например, по пояс и он сможет выбраться. Он на лодке не поплывет на середину судового хода, — считает Матренин.
А по мнению клинического психолога Олега Староверова, до тех пор, пока человек не столкнется с реальной угрозой жизни, он будет скептически воспринимать все, что может быть потенциально опасным.
- Человек относится ко всему потенциально опасному с безалаберностью, — говорит Староверов. — Ведь не каждый готов, хочет или способен просчитать возможные риски. Например, когда кто-то взбирается на крышу дома для того чтобы очистить ее от снега, как правило, не задумывается о том, что может упасть. Я лично наблюдал, как люди поднимались на крышу многоэтажек без страховок, не думая о последствиях. То же самое происходит и в других ситуациях, - говорит Староверов.
Однако, по его мнению, рыбалка не вызывает психологической зависимости.
- Без нее можно вполне жить. Это не алкоголь и не наркотики, а всего лишь хобби, пусть и довольно захватывающее», — отмечает он.
Таким образом, когда люди отправляются в заведомо опасные места ради рыбалки, это, по его словам, всего лишь проявление обыденной человеческой безалаберности.
Староверов также отмечает, что благодаря наличию большого количества свободного времени рыбаками в основном становятся пенсионеры.
- Человек, который работает, вряд ли пойдет рыбачить среди бела дня, если только это не выходной или период отпуска. Пенсионный возраст позволяет заниматься рыбалкой гораздо чаще», — считает он.
Более того, пожилым людям часто не хватает социализации, поскольку они уже не ходят на работу и их социальное взаимодействие ограничивается визитами на почту, в поликлинику или в гости.
- На замерзшей реке у рыбаков складывается своеобразный кружок по интересам, где для души проходят обычные бытовые беседы», — добавляет Староверов.
Причиной популярности рыбалки, по его мнению, является сам процесс. Он позволяет уединиться и погрузиться в своеобразную медитацию, которая успокаивает ум. «Потребность в таком уединении часто путают с депрессией, хотя у человека с депрессией зачастую отсутствует даже желание вставать с кровати, не говоря уже о том, чтобы идти на рыбалку», — поясняет Староверов.
- Медитация — термин, не являющийся строго психологическим, но я использую его для простоты восприятия и понимания, поскольку в психологии имеется термин саморегуляция. По сути, медитация — один из инструментов саморегуляции. Названия могут различаться, но принцип остается единым», — заключает Староверов.

С ним согласен невролог, массажист, а ныне пенсионер и рыболов-любитель Альфред Алиуллин, который пришел на Казанку вместе с друзьями.
- Насчет рыбалки, тут все вот, как видите, пенсионеры, тут нет молодежи. Дома сидеть в такую хорошую погоду не хочется, — отметил Алиуллин.
Рыбалка — это болезнь
Сами рыбаки считают, что строго регулировать зимнюю рыбалку не стоит, так как сфера и так урегулирована донельзя. Но контроль за особо рискованными рыболовами со стороны профильных ведомств необходим.
- Есть места, в которых лёд тонкий. Например, вот узкий участок, там течение, там лёд тонкий. Кто знает, туда не идёт. А где нормальный лёд, они всё равно спокойно рыбачат. Надо просто самим рыбакам понимать это, ну и сотрудникам, которые следят за этим, предупреждать, как-то дежурить, — заявил казанский рыбак, пожелавший остаться анонимным.
При этом он признает, что порой стремление найти «то самое место» и наловить побольше рыбы может преобладать над здравым смыслом и инстинктом самосохранения. Тех, кто не соблюдает технику безопасности и лезет в опасные места, по его словам, немного, но шума в интернете они делают достаточно.
- Рыбалка, я вам скажу, это болезнь. Болезнь рыбаков. Больше наловить. Больше изучить мест. Это все-таки азарт, который движет всеми, а иногда сводит с ума, — сказал он.
По словам Алиуллина, дополнительно вводить запреты, увеличивать штрафы и дальше закручивать гайки для рыбаков не нужно. Ведь целевая аудитория этого хобби, как правило, и так не всегда может себе его позволить финансово, а тут еще и запреты.

- Не надо, я думаю, ограничивать для пенсионеров такую возможность побыть на природе. Если поймаем, это хорошо: что-то можно сварить. Если не поймаем, то настроение хорошее будет. Завтра поймаем, послезавтра поймаем, — считает Алиуллин.
Для того чтобы меньше рыбаков лезли в опасные места, для начала, по его мнению, нужно сделать доступными безопасные места: не создавать для этого бюрократические и финансовые препоны.
- Штрафовать никогда не поздно. И так уж много штрафов для простого народа. Просто нужно какие-то примеры приводить. Потому что живем один раз и ради рыбы, пускай даже ради большого количества рыбы, рисковать не стоит. Надо с умом подходить. С человеком там что-то случилось, а семья, дети, родственники же переживают. Вот это неправильно немножко. Надо думать, прежде чем рисковать. Я так думаю, наше правительство должно как-то поддерживать немножко, помогать, можно сказать, не наказывать нас, пенсионеров-рыбаков, а наоборот, поддерживать и поощрять, — отметил Алиуллин.
По его словам, возможно, в скором времени у рыбаков тоже появятся какие-то права и льготы, особенно для рыбаков-пенсионеров. А пока бывалые рыбаки довольны и тем, что не запрещают выход на лёд.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.












