Рынку такси в Татарстане нарисовали нерадужные перспективы
Нормативное регулирование проредило сферу, а монополия «Яндекса», царящая в ней, не идет на пользу ни таксистам, ни пассажирам. Одни возмущены низкой стоимостью проезда, а другие недовольны качеством услуг.

Новая инициатива
Еще в декабре прошлого года в рамках заседания Кабмина раисом Татарстана Рустамом Миннихановым была озвучена инициатива о необходимости создания специального управления для регулирования деятельности местного такси. Затем уже в этом году схожее предложение прозвучало из уст республиканского министра транспорта и дорожного хозяйства Фарита Ханифова в рамках выступления на заседании коллегии Минтранса.
Суть инициативы заключается в организации структуры, регулирующей деятельность такси по части контроля соблюдения законов и качества обслуживания клиентов. Причинами подобной необходимости стал как рост числа заявлений на регистрацию для работы в этой сфере, так и бум теневых аккаунтов, помогающих обходить законодательные требования.
- В среднем в министерство поступает 150 заявлений в сутки, в пиковые дни бывает по 500. Нужны технические и организационные решения в связи с таким наплывом заявок. Мы обсудили это с агрегатором, обсудим с муниципальными образованиями, - отметил Ханифов.

Такая популярность заявок основывается в том числе на принятом еще в сентябре 2023 года федеральном законе об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России. Он буквально своими требованиями вынудил многих легализоваться, но в процессе отпугнул большинство водителей, которые предпочли зарабатывать, уйдя на СВО или заводы.
Татарстан в числе первых в России принял региональный закон о такси. Он вступил в силу 1 сентября 2023-го. В начале осени прошлого года в России начал действовать федеральный закон о перевозках такси. Среди его нововведений, например, обязанность региональных властей создавать и вести 3 реестра: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси.
Со слов Ханифова, республиканский закон разработали, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.
Но обязательные медосмотры, оформление путевых листов, а также контроль технического состояния автомобиля перед рейсом или сменой отпугнул многих опытных таксистов. Как итог, законопроект лишь сузил и без того непопулярный в нынешние времена способ заработка.
Благодаря закону таксисты стали должны оформляться в качестве ИП, самозанятого или идти работать в штат по трудовому договору. У работников этой сферы появилась и обязанность покупать ОСАГО по тарифу для перевозчиков. В рамках того закона была введена и ответственность перед пассажирами как перевозчиков, так и служб заказа легкового такси. Отдельно закон регулирует меры по борьбе с нелегальными таксистами, которых ввиду имеющихся и грядущих ограничений все-таки стало меньше.
Но несмотря на непопулярные меры и снижение количества таксистов, из серой зоны вылезло куда больше водителей, нежели раньше.
По словам министра, в Татарстане работают 19 официально зарегистрированных служб заказа такси, 1012 перевозчиков и более 15 тысяч официально зарегистрированных автомашин. Количество машин, имеющих разрешение на работу в качестве такси, в прошлом году выросло на 89 процентов по сравнению с 2023 годом.
Считает необходимой реализацию инициативы об отдельном органе контроля в сфере такси и юрист Расул Багаутдинов. Ведь, по его словам, растет спрос на грамотное регулирование, поскольку в Татарстане количество автомобилей, имеющих разрешение на осуществление деятельности такси, стало больше.
- Однако законодательное регулирование деятельности пассажирского такси требует более детального анализа особенностей работы самих агрегаторов, поведения водителей и пассажиров при разных обстоятельствах, - считает Багаутдинов.
При этом 95 процентов перевозок фактически осуществляет «Яндекс.Такси», 3 процента рынка держат такси «Татарстан», «Максим» и «Казанский извозчик», а оставшиеся 2 процента делят между собой все остальные.
Крик души
Инициатива о создании нового органа вызвала неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе, особенно учитывая корпоративный расклад по сферам влияния на рынке услуг по перевозкам.
- Давайте говорить как есть, «Яндекс» является монополистом и единственным агрегатором, с которым, скорее всего, какой-либо государственный или региональный контролирующий орган будет взаимодействовать в республике. А это означает, что если структуру, о которой говорят в местном Минтрансе, и создадут, то она, скорее всего, будет необъективна ввиду взаимодействия с заинтересованной компанией, которая будет защищать свои интересы и не даст никому развернуться. Поэтому вот эту службу по регуляции деятельности такси нужно делать обособленной, работающей чисто на государственных началах, — считает таксист Илья Андреев.
Со слов таксиста, в условиях монополии выбирать не приходится, и «Яндекс» понимает свое положение и активно им пользуется. Поэтому влияние этой компании сильно, особенно на регулирующие органы — не только республики, но и страны. И на пользу этому бизнесу такое положение дел не идет.

Одной из основных проблем у казанских таксистов являются выставляемые агрегаторами низкие цены. За последние три месяца, со слов Андреева, ценники на услуги перевозок просели ниже некуда. По словам таксиста, все эти разговоры в соцсетях о высоких зарплатах берутся с потолка и часто не отражают действительность. Это ситуация как с курьерами, очень высокие зарплаты являются результатом переработок.
- Я тут недавно вез семью из 4 человек, двое детей, двое взрослых, и отец меня спрашивал: «А сколько будет на автобусе доехать от кремля до казанской Чаши?». Я говорю, ну, рублей 200. Поскольку у нас проезд подорожал, там 43 рубля. Он прямо при мне открывает приложение «Яндекс.Go», вбивает кремль и Чашу, и у него выходит с двумя детскими креслами по тарифу детский 165 рублей против 200 рублей автобусных. Мы возим дешевле, чем автобус. А еще с этих 160 рублей ты вычти за содержание машины, за заправку машины, - отмечает Андреев.
Регуляция в сфере такси нужна, но только если она действительно независима от агрегатора-монополиста. На неоднократные запросы «Вечерней Казани» компания «Яндекс», как и такси «Татарстан», комментарий не прислала.
Теневая сфера
Несмотря на то, что таксоперевозки стали чище, полностью они не очистились. По словам Андреева, ограничения, введенные законом 2023 года, имели неоднозначный эффект. С одной стороны, стало больше легальных водителей, но с другой, выросло число и тех, кого не отпугнули ограничения и кто не хотел приспосабливаться по тем или иным причинам к новым правилам рынка.
- Для меня, как для таксиста, легализованного таксиста, у которого есть абсолютно все разрешения, которые возможно получить на данный момент, очень грустно и обидно наблюдать то, как «Яндекс» раздает заказы водителям, у которых подобных разрешений нет. Вот за этим со стороны, пусть даже местного самоуправления, то есть республиканского управления, должен вообще в принципе осуществляться надзор за соблюдением федерального закона, - считает опытный таксист.
По мнению Андреева, сейчас из-за принятых в 2023 году ограничений вырос спрос на так называемые дублируемые аккаунты.
- Вот, допустим, я не хочу палить свою личность как самозанятый и не хочу делать ряд документов. В таком случае я иду к определенным людям и прошу их сделать мне аккаунт со всеми вытекающими, т. е. со страховкой, лицензией и со всеми прочими важными бумажками, и мне такой аккаунт делают. И вот таких аккаунтов на самом деле, наверное, процентов семьдесят от общего числа аккаунтов. И на фоне этого, скорее всего, я так подразумеваю, очень много жалоб как от пользователей, так и от таксистов на таких ребят, - говорит Андреев.

«Яндекс» активно борется с ними, но сил на всех явно не хватает. Поэтому государственная или республиканская поддержка в этом деле, конечно, не помешает. По словам таксиста, наказание как таковое в экосистеме агрегаторов есть, но оно придерживается давления только в рамках внутренней экосферы.
- То есть как к личности ко мне агрегатор не может ничего применить. Они могут в своей экосистеме заблокировать меня там на определенное количество времени. Либо же списать баллы приоритета, сказать: «Ай-яй-яй, Илюша, ты плохой мальчик, мы тебя вот так-то сделаем». Но не более того, - уточняет Андреев.
Чаще всего ложные аккаунты создают водители для сокрытия своей личности, а также для чувства безнаказанности и обхода документарных требований закона. В связи с чем подобные вещи очень популярны у трудовых мигрантов из Средней Азии и бывших зеков.
- Я лично знаю таксистов, которые, откровенно говоря, забивают на ограничения и штрафы агрегаторов. У них блокируют аккаунт, они такие: «Ха-ха, я пойду полторы тысячи рублей сейчас отдам за левый аккаунт и буду дальше кататься». То есть человек, которого заблокировали, идёт просто денежку дает, и ему создают аккаунт, и он идет дальше работать как ни в чем не бывало, - отмечает таксист.
В борьбе на этом направлении идет взаимодействие силовиков с перевозчиками, и вот здесь новая структура может помочь.
Особенности реализации инициативы
Со слов пресс-службы агрегатора такси «Максим», идея создания новой государственной структуры, которая обслуживала бы бюрократические процессы, порожденные законом о такси, без анализа этих процессов сомнительна.

«Предлагается набрать новых чиновников для работы с разрешениями, но никто не задается вопросом о том, насколько это вообще целесообразно. Само по себе разрешение на деятельность такси в таком виде, в каком оно существует сейчас, не гарантирует ни безопасности поездки, ни налоговую дисциплину перевозчика, оно носит лишь уведомительный характер и имеет ценность только для тех же государственных органов», - считает пресс-служба агрегатора.
- Продуктивнее было бы пересмотреть систему выдачи разрешений, а не плодить структурные подразделения в органах государственного управления. Со временем наплыв обращений снизится, а вновь созданная структура останется, и чем она будет заниматься в дальнейшем? - задается вопросом перевозчик.
Планируемая структура в том числе должна будет прорабатывать самые распространенные нарушения в сфере, на которую направлен укоризненный взор транспортного ведомства: подача машины не по месту назначения, завышение стоимости проезда в час пик (работа алгоритмов), а также грубость отдельных водителей.
В первой проблеме, считает таксист, виноваты глушилки, которые сбивают GPS-навигацию, и из-за чего у тех пассажиров, кто не отмечает точку подбора, а ставит поиск их месторасположения по навигации, не выходит найти точно водителей. Они просто видят их в другом месте. При этом стоимость проезда зависит от алгоритмов агрегаторов, которые ведут расчеты исходя из ситуации в городе. А грубость — дело индивидуальное, по словам таксиста, порой и пассажиры не отличаются вежливыми манерами.
Принятый в 2023 году закон был призван как раз-таки бороться с этими неприятными явлениями. Но его эффективность до сих пор критикуется участниками рынка изнутри, а ситуация не меняется. Со слов Багаутдинова, с юридической точки зрения реализация новой инициативы по созданию отдельного ведомства по контролю за таксоперевозками возможна и может быть осуществлена через несколько ключевых механизмов.

Во-первых, с его слов, необходимо будет разработать нормативные акты, регулирующие деятельность такси, которые могут включать требования к лицензированию водителей и компаний, стандарты обслуживания, а также правила разрешения конфликтов между пассажирами и водителями.
Во-вторых, потребуется создание органа, ответственного за контроль и надзор в сфере такси, что может потребовать изменений в региональном законодательстве.
- Это может включать в себя разработку новых положений о полномочиях, обязанностях и организационной структуре такого управления, - уточнил юрист.
В-третьих, понадобится взаимодействие с существующими службами такси. Ведь это может включать в себя сотрудничество с агрегаторами для внедрения новых стандартов и механизмов контроля. Здесь важна скоординированная работа всех агрегаторов такси.
В-четвертых, по словам Багаутдинова, нужно будет обеспечить наличие эффективного механизма для подачи и рассмотрения жалоб пассажиров, включающего в себя создание горячей линии или онлайн-платформы для сбора и анализа жалоб.
- Реализация такой инициативы потребует значительных усилий как со стороны властей, так и со стороны бизнеса, но при правильной организации и поддержке она может привести к значительному улучшению ситуации в сфере такси, - сообщил Багаутдинов.
По его мнению, Татарстан будет одним из первых, кто примет нормативно-правовой акт об учреждении управления такси.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Ключевые свидетели обвинения по делу Гумера Нафиева раскрыли детали получения им взятки.
Вспоминаем громкие дела, главными свидетелями обвинения по которым оказались пожизненно осужденные члены группировок республики.
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
Падение самолета в Татарстане произошло из-за ошибки пилота Евгения Гущина. Он допустил несколько запрещенных виражей на запредельно малой высоте. Расследование дела завершено и передано в суд.
В Казани стартовало рассмотрение нового уголовного дела пожизненно осужденного «лидера бригады киллеров» ОПГ «Хади Такташ» Рината Фархутдинова, известного в криминальном мире как Ринтик, — его и еще двух фигурантов судят присяжные.










