Общество
04 September 07:00
Автор материала:Алина Камалютдинова

Школьники Татарстана нашли новую опасную забаву — кофейный снюс

На маркетплейсах подростки нашли новый потенциально опасный товар. Опасен он не только экстремально высоким содержанием кофеина. Но интернет-площадки по всем вопросам отправляют к продавцам.

Школьники Татарстана нашли новую опасную забаву — кофейный снюс

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Вред в красивой упаковке

Кофейные снюсы стали новым трендом среди подростков. Они активно приобретают новые жевательные смеси с высоким содержанием кофеина. Яркие пакетики с кофейным ароматом активно распространяются через популярные маркетплейсы.

По-другому кофейный снюс ещё называют кофеиновыми паучи. Производитель обещает ощущение бодрости и необычный вкус, что привлекает неприхотливую молодежь, не обращающую внимание на состав. Один пакетик заменяет одну чашку кофе или энергетик, не содержит сахара, никотина и табака и подходит тем, кто пытается бросить курить. Для быстрого эффекта продавцы советуют употребить сразу несколько пакетиков. Чаще всего результат заметен спустя 20—25 минут, пик действия паучи наступает к 40-й минуте.

- Кофейный снюс опасен для детей и взрослых, потому что всего одна упаковка снюса содержит столько же кофеина, сколько примерно в пяти чашках кофе. И если взрослый человек способен контролировать этот процесс, то дети не знают меры, у них нет критического восприятия действительности. Они воспринимают всё это как весёлую игру, как возможность повысить настроение, взбодриться. И это чревато последствиями вплоть до остановки сердца, - рассказала уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Производитель предупреждает, что при первых использованиях вполне вероятно ощущение жжения, поскольку слизистая «не привыкла» к подобному.

«Приятное жжение, расслабляет, в некоторых случаях даже вызывает адреналин, привыкаешь к нему со временем, и жжение становится не таким сильным, как при первом виде, но это нормально», - такой отзыв представлен на маркетплейсе.

Помимо него, многие покупатели отмечают быстрый эффект, горьковатый вкус. Есть и те, кто жалуется на то, что товар получил маркировку «18+», однако, судя по другим комментариям, выдают кофейные «пакетики» каждому без проверки паспорта. А значит, дети и подростки, несмотря на предупреждение, спокойно могут приобрести потенциально опасный продукт. Стоимость 20 таких снюсов стартует от 400 рублей.

Автор фото: скриншот

- Необходимо ограничить возможность детей покупать подобное на маркетплейсах. Нужно поставить знак «18+», возрастное ограничение, с невозможностью несовершеннолетним забрать этот товар, по аналогии с сигаретами и алкоголем. Когда приходит ребенок в магазин, у него требуют паспорт, так же и здесь должно быть. Даже если заказ сделан на аккаунт взрослого человека, родителя, то ребенок не должен иметь право забирать этот товар. И родителям советуем внимательнее следить за детьми и тем, что они приобретают, на что они тратят деньги, - поделилась Волынец.

Детский омбудсмен уже попросила проверить товар и обратить внимание на то, что риск доступа детей к вредным товарам в интернете слишком велик.

Что говорят маркетплейсы?

Мы отправили запросы трем крупным маркетплейсам относительно безопасности и проверки товаров перед выставлением их на продажу. Ответил на вопросы лишь Wildberries, на просторах которого часто появлялись потенциально опасные товары, в том числе толуолосодержащие энергетические ингаляторы.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Как рассказали представители Wildberries, маркетплейс уделяет особое внимание безопасности и качеству продукции, представленной на платформе. Принимая оферту, продавцы подтверждают полное соответствие товаров всем нормам законодательства России и стран присутствия, а также правилам площадки. Продавцы обязаны отражать полную информацию о потребительских свойствах товара в его карточке и предоставлять необходимые в зависимости от категории товара документы, доказывающие соответствие их продукции обязательным требованиям.

«Для контроля качества и безопасности продукции мы также используем дополнительные инструменты. Например, Wildberries инициативно участвует в эксперименте с Росаккредитацией с 2022 года. Более 18 миллионов товаров уже прошли верификацию ведомства — ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность. Пользователи маркетплейса могут пройти по ссылке в электронный реестр федеральной службы и подробно изучить данные и актуальный статус соответствия документов», — рассказали в компании.

Помимо этого, в Wildberries отметили, что обязанность проводить сертификацию и декларирование соответствия законодательно возложена на производителей и импортеров товаров, которые определяют необходимость прохождения данных процедур и обеспечивают соблюдение требований по безопасности. Потенциальный покупатель имеет право обратиться к продавцу и запросить все необходимые документы, подтверждающие безопасность продукции.

Товары разрешены к продаже, поэтому маркетплейсы не виноваты

Адвокат Николай Иванов рассказал, что в России безопасность товаров, продаваемых на маркетплейсах, регулируется в первую очередь общими нормами законодательства о защите прав потребителей и техническом регулировании.

- Маркетплейс по закону чаще всего является не продавцом, а агрегатором информации (электронной площадкой). Он предоставляет витрину для тысяч сторонних продавцов. Прямая ответственность за безопасность каждого товара от каждого продавца в действующем законодательстве для площадки прописана недостаточно, - добавил спикер.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

По словам адвоката Дарьи Хамматовой, пока товар не внесли в какой-то определенный перечень запрещенной к продаже несовершеннолетним или опасной продукции, его распространение допустимо. Соответственно, ни площадка, ни продавец сейчас не понесут какой-либо ответственности, даже если наступят какие-то негативные последствия.

Ответственность в первую очередь несет владелец товара. Маркетплейс может быть признан виновным в случаях, когда не была проведена базовая проверка, были проигнорированы очевидные нарушения (например, продажа настоящего табачного снюса), а также если после предписания контролирующего органа маркетплейс не удалил опасный товар после жалоб.

Иванов отметил, что имеющихся норм регулирования продажи на маркетплейсах недостаточно. Существующее законодательство не поспевает за быстро развивающейся цифровой экономикой. Спикер предлагает закрепить статус «электронной площадки» (маркетплейса) в законе, четко прописать его права, обязанности и ответственность, отличную от прав и ответственности обычного онлайн-магазина или продавца, ввести понятие «проверенный продавец» и законодательно обязать маркетплейсы проводить обязательную предпродажную проверку, ужесточить ответственность самих маркетплейсов не только за запрещенные товары, но и за товары, вводящие в заблуждение или не имеющие обязательных документов о безопасности.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

На данный момент кофейные снюсы не относятся к категории табачной или никотиносодержащей продукции, они оказываются в серой зоне. Это делает их особенно опасными, так как состав и влияние на здоровье никем не контролируются. Здесь необходимо либо точечное запретительное регулирование такой категории товаров, либо ее приравнивание к никотиносодержащей продукции со всеми вытекающими ограничениями, добавил собеседник.

Маркетплейсы, по словам Иванова, похожи больше на сервисы по поиску необходимых товаров, где каждый может «повесить объявление». Этот подход необходимо изменить, полагает адвокат.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей