Шумозащитные экраны уродуют Казань
Второе лето подряд в столице Татарстана разгорается скандал из-за установки шумозащитных экранов. Возмущаются как эксперты, так и обычные горожане, но их мнения, кажется, никто не учитывает.

В Казани снова наступают на одни и те же грабли - устанавливают ненавистные жителям шумозащитные экраны. В городе за последние несколько лет появилось не менее трех бетонных конструкций: у моста «Миллениум» вдоль элитных гостиниц, на Горьковском шоссе, а теперь и на Кировской дамбе.
Вопреки пожеланию Минниханова
Недавно на межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности раис Татарстана Рустам Минниханов одобрил проект акватермального комплекса у Кировской дамбы. На территории появятся гостиница, бассейн, бани и ресторан. Планируют строительство места отдыха у воды, откуда будет открываться вид на Казанский кремль. Строительством занимаются частные инвесторы.
Кстати, изначально глава республики поручил благоустроить эту зону общей площадью 3,7 гектара Институту развития городов Татарстана и Институту пространственного планирования. Организации должны были составить мастер-план развития пространства совместно с мэрией Казани. Однако впоследствии территорию отдали в частные руки.
На заседании межведомственной комиссии стало известно, что объект хотят закрыть шумозащитными экранами, как на мосту «Миллениум». В прошлом году перед саммитом БРИКС у гостиниц владельца ПСО Равиля Зиганшина установили экраны, которые полностью перекрыли вид на Казанский кремль. Тогда жители Казани просили убрать это недоразумение, но безрезультатно. Обосновали установку экранов уменьшением шумового фона от проезжающих машин, но «отдохнуть» от него могут только гости города, которым по карману проживание в элитных гостиницах. В свою очередь жители города, проходящие или проезжающие мимо, любуются серыми конструкциями. Кстати, они обошлись татарстанскому бюджету в 82,5 миллиона рублей.

Узнав, что то же самое хотят сделать и на Кировской дамбе, Минниханов поручил рассмотреть альтернативы шумозащитным экранам. Несмотря на это, уже через пару дней на дамбе появились основания для установки непрозрачных конструкций. Уже объявлен тендер - новые конструкции обойдутся в 89 миллионов рублей.
Меньше всего споров вызвала установка шумоизоляционных экранов на Горьковском шоссе. А всё потому, что жители города сами просили оградить их от шума и пыли автомобильного трафика. В случае же с мостом» Миллениум» и Кировской дамбой экраны ставят не на благо жителей, а скорее для изоляции гостей города от окружающего мира.
«Вместо того чтобы видеть город, мы видим стену»
Защита от шума важна, особенно рядом с жильём. Но на Кировской дамбе, по словам градозащитника, социолога и учредителя института городских исследований «Тамга» Марьи Леонтьевой, такие экраны создают «трубу» для пешеходов и велосипедистов, концентрируя шум и выхлопы, и закроют уникальное видовое раскрытие города, которое открывается с железнодорожных путей — панораму кремля, центра, набережной Казанки. По словам Леонтьевой, важно проектировать такие зоны как открытые городские пространства, а не закрытые коридоры между инфраструктурой и бизнесом.
- Это утрата ключевого визуального символа столицы, её открытости и исторического достоинства, - отметила собеседница. - Похоже, в данном случае экраны обслуживают интересы объектов, не предназначенных для размещения на дамбе, — гостиницы и бани, которые теперь экранируются от шума железной дороги.

С осторожностью к шумозащитным экранам относится и архитектор-урбанист Вероника Ямилова. По её словам, с одной стороны, они действительно помогают снизить уровень шума вдоль оживлённых трасс и защищают жителей ближайших домов от постоянного звукового давления.
- Шум — это не просто дискомфорт. Он влияет на сон, на психоэмоциональное состояние, даже на сердечно-сосудистую систему. Особенно важно защищать уязвимые группы: детей, пожилых, людей с повышенной чувствительностью, - добавила собеседница.
С другой стороны, экраны часто становятся символом разрыва между человеком и городом, отметила спикер.
- Когда они выполнены из непрозрачных, глухих материалов, они буквально отсекают пейзаж, реку, небо. Вместо того чтобы видеть город, мы видим стену. Особенно остро будет чувствоваться это на Кировской дамбе, важной магистрали, но также и пространстве с мощным ландшафтным потенциалом. Там, где можно чувствовать воздух над водой, ловить свет заходящего солнца, мы получаем визуальный тупик, - поделилась Ямилова.
Альтернатив много, но их в Казани почему-то не используют
Жители Казани и эксперты в области урбанистики и архитектуры ещё год назад просили власти рассмотреть альтернативу экранам на мосту «Миллениум» в виде зеленых насаждений. По словам архитектора Ямиловой, зелёные шумозащитные насыпи и холмы, особенно если они террасированы или включают растения, более мягко вписываются в ландшафт, создают приятную глазу текстуру. Но на мосту «Миллениум» посадить зеленые насаждения не смогли из-за инженерных коммуникаций.
Что именно помешало использовать зеленые насаждения в это раз? Неизвестно. Кстати, живые изгороди в прошлом году появились в парке Тысячелетия, что отгородило и украсило общественное пространство.

Казань не является первопроходцем в вопросе установки шумозащитных экранов. В Перми, к примеру, два года назад урбанисты и жители города так же возмущались из-за появления серых конструкций вдоль дороги у Коммунального моста. Бесполезно. Ограждение закрыло вид на противоположный берег. В Красноярске в прошлом году жители так же выступали за снос шумозащитных экранов, которые не меняли уже много лет. За время службы они потеряли изначальный облик и стали ржаветь. Власти города их услышали и решили менять экраны на новые, а на некоторых участках заменять их живой изгородью.
Альтернативой зеленым насаждениям, по словам Ямиловой, могут стать полупрозрачные экраны: стеклянные или с комбинированной структурой, которые гасят шум, но не изолируют визуально. Можно также обратиться к архитектурно-художественным решениям: экраны могут быть не просто технической конструкцией, а элементом городской идентичности, с рисунками (в таком случае можно устроить фестиваль стрит-арта) и подсветкой. В общем, варианты есть.

- Почему бы не дать людям возможность видеть, а не прятать? Кроме того, шум можно снижать на уровне источника, использовать более тихие дорожные покрытия, внедрять скоростные ограничения, направлять потоки транспорта через разные маршруты. Это более системная, но и более устойчивая мера, - рассказала Ямилова.
Редактор телеграм-канала «Казанец» Эдгар Сулейманов также предлагает снизить дорожный трафик с помощью развития общественного транспорта, ограничения скорости на дамбах и мостах. В случае, если установка экранов неизбежна, можно ставить их ближе к проезжей части, а не у тротуаров. Проблема, по словам урбаниста Васила Закиева, в том, что все эти методы требуют больше времени, внимания и аккуратного проектирования. Собеседник полагает, что через несколько лет экраны всё-таки уберут и забудут как страшный сон.
Почему город всё же возвращается к шумозащитным экранам?
Урбанист Ямилова предполагает, что шумозащитные экраны устанавливают по причине их прагматичности, небольшой цены и простоты установки.
- Это удобно, когда сроки сжатые, а бюджет ограничен. Но это краткосрочная эффективность. Город не только про «работает — не работает». Город — это атмосфера, восприятие, эмоции. Когда мы защищаем людей от шума, но лишаем их вида на город, мы, по сути, заменяем один стресс другим сенсорным дефицитом. Мы всё чаще видим города, в которых инфраструктура становится слишком обезличенной, и мне кажется, что у Казани есть шанс идти другим путём — деликатным, чувствительным, ищущим баланс между нужным и красивым, - отметила собеседница.

По словам редактора телеграм-канала «Казанец» Сулейманова, прозрачность решений в Казани отсутствует — никто не объясняет, почему выбран именно такой тип экранов и почему они ставятся у тротуара. Помимо этого, отсутствует городская стратегия по благоустройству и борьбе с шумом, несмотря на то что город участвует в архитектурных форумах, принимаемые решения не поддаются логике и противоречат принципам урбанистики. В конечном итоге мы понимаем, что не экология и комфорт, а интересы застройщиков и имитация прогресса определяют облик Казани сегодня, добавил собеседник.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.












