Общество
5 апреля 07:39
Автор материала:Дилия Мингазова

Судьба электросамокатов в Казани повисла в воздухе

В столице Татарстана уже долгое время держится теплая погода, однако открывать сезон сервисы кикшеринга не спешат. Эксперты подчеркивают повышенную опасность такого транспорта, но уверяют, что отказаться от него уже не получится.

Судьба электросамокатов в Казани повисла в воздухе

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В столице республики уже многие дни стоит теплая погода. Но электросамокаты так и не появились на улицах города. Если в прошлом году прокатный сезон от сервиса кикшеринга Whoosh начался с 5 апреля, то в этом году даже не назначена дата начала проката. Ранее оба крупных сервиса проката — Urent и Whoosh — говорили, что ждут стабильного плюса, сухого асфальта и таяния снега. В то же время с конца марта сезон возобновился в соседнем Иннополисе. Казанцы предполагают, что сезон может вовсе не начаться в городе. Кто-то не хочет расставаться с вошедшим в привычную жизнь транспортом, а кто-то надеется на отказ от самокатов по примеру Перми.

В исполкоме Казани нам сообщили, что по началу сезона проката пока нет информации. В сервисе Whoosh также рассказал, что конкретной даты старта пока нет.

- Мы не готовы подробно комментировать предстоящий сезон и сопутствующие вопросы, - отметили в сервисе.

Что будет, если самокаты больше не появятся на улицах города?

Самокаты стали важным элементом современной городской мобильности, считает урбанист Василь Закиев. Они снижают нагрузку на дороги, помогают эффективнее использовать общественный транспорт и делают город удобнее. Сейчас самокаты в столице республики явно оказались в подвешенном состоянии, отмечает он. В то же время Закиев уверен, что возможная отмена кикшеринга не решит проблему с самокатами — на место арендованных просто придут личные.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Власти взяли самый простой курс – на ужесточение регулирования и, кажется, не совсем понимают, что простой запрет не решит проблемы. Люди уже активно пользуются личными самокатами, число которых растёт ежегодно, и их никто контролировать не сможет. Вместо готовых к диалогу шеринговых компаний мы получим полный хаос с детьми и владельцами личных самокатов. В результате пострадают комфорт и безопасность на улицах, — считает эксперт.

Электросамокаты уже вошли в привычную жизнь россиян — у них много постоянных пользователей, отмечает автоэксперт Петр Шкуматов.

- В Казани нет таких гигантских расстояний, как в Москве или в Питере. Но все равно Казань — большой город, пешком его не пройти. Поэтому, конечно, любые моторизованные средства очень помогают людям. Особенно если они недорогие, доступные и быстрые. Их можно также быстро припарковать, можно хранить даже на домашнем балконе. Но у этой медали есть, конечно же, обратная сторона — это то, что города у нас не приспособлены для движения электросамокатов и электровелосипедов, — поделился мнением эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Страдают от такого резкого увеличения числа средств индивидуальной мобильности на дорогах прежде всего пешеходы. Чтобы это предотвратить, нужно развивать инфраструктуру, создавать места, где водители таких средств могут быть безопасны для себя и для окружающих. Автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также уверен, что запрещать самокаты не вариант. Даже если ограничить движение в центре города, проблема останется на окраинах.

- Это большая проблема, на самом деле, государственная. Например, у нас строят новые микрорайоны, но не изменяют градостроительные правила — можно же изначально закладывать строительство не только дорог, тротуаров, детских площадок, но и велодорожек. Реализация механизмов, которые могут изменить ситуацию, у нас отстает лет на 10, — подчеркнул специалист.

«Необходимо к этому вопросу жестко подходить»

Последнее масштабное обсуждение электросамокатов состоялось на коллегии МВД по Татарстану. В прошлом году в республике зафиксировали 38 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, 39 человек получили травмы, а один погиб. По стране цифры, конечно, выше. Известно, что только за первое полугодие 2024 года три ребёнка погибли и 354 получили травмы.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Большое количество происшествий обусловлено увеличением количества СИМ, в первую очередь за счет прокатных электросамокатов. Зачастую ими управляют именно дети. Эти ДТП показывают, что сегодня дорожная инфраструктура городов республики не позволяет интегрировать в неё электросамокаты. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос по исключению возможности предоставления земельных участков под размещение прокатных электросамокатов, — ранее говорил глава МВД по Татарстану Дамир Сатретдинов.


Раис республики Рустам Минниханов одобрил предложение, отметив, что всегда был против этого вида транспорта. По его словам, электросамокаты должны использоваться только в специальных местах, где есть инфраструктура и отдельные дорожки.

- Они не только себя подвергают опасности, они напрягают и нас, людей. Необходимо к этому вопросу более жестко подходить, — резюмировал глава Татарстана.

В марте этого года вопрос о проблеме самокатов поднял и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Поводом для этого стало обращение главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, который указал на резкий рост ДТП с участием таких устройств.

Аварийность растет, и с этим нужно что-то делать

Важность усовершенствования системы подчеркивают и наши эксперты, ведь количество ДТП с самокатами растёт. На сегодняшний день нужно более жёсткое законодательное регулирование, поделился с нами наблюдениями врио начальника Госавтоинспекции Татарстана полковник полиции Айрат Самигуллин. 

По мнению автоэксперта Шкуматова, для устранения проблем самокатчикам нужно сдавать тест на знание правил дорожного движения и получать водительское удостоверение. Кроме того, у каждого самоката должен быть идентификационный номер.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Водители будут знать, что им можно и нельзя делать. Прежде всего станет гораздо безопаснее. А случайные люди, которые катались ради «покуражиться», конечно же, станут пешеходами, — прогнозирует автоэксперт.

- Чтобы сделать транспорт комфортнее и безопаснее, Казани необходимо развивать связную сеть велодорожек, выравнивать тротуары и очищать их от препятствий, срочно убирать позорные заборы. А с точки зрения регулирования самокатов ужесточать контроль за соблюдением правил парковки, внедрять обязательную идентификацию пользователей самокатов (как это сделали в Москве через Mos.ID) и активнее использовать технологии для автоматического ограничения скорости в зонах высокой плотности пешеходов, — считает урбанист Закиев.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов рассказал «Вечерней Казани», что видит в самокатах угрозу безопасности горожан.

- К самокатам отношусь осторожно, сам никогда самостоятельно не пользовался, но когда рядом дети, правда они уже взрослые, их на это тянет, и, конечно же, не могу остаться в стороне. Самокаты являются угрозой как для водителя, так и для пешехода. Необходимо регулировать этот вопрос, и чем быстрее, тем лучше. В Госдуме есть предложение Следственного комитета, я уверен, что в ближайшее время будут рассматриваться эти законопроекты, — рассказал депутат.

Регулировать электросамокаты нужно однозначно, ведь они опасны и для детей, заключил Фаррахов.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей