«Все хотят купить путевки дешевле»: ждать ли турагентствам Татарстана банкротств
В стране идет рост банкротств представителей турбизнеса. Хоть местные представители отрасли и настроены оптимистично, риски у турагентств есть, среди них - повышение налогов и выход на рынок вездесущих маркетплейсов.

«В Татарстане таких проблем нет»
Согласно статистике T-банка, в этом году в России наблюдается рост числа банкротств туристических агентств. Например, в 2024 году было зафиксировано четыре таких случая, а за период с января по октябрь 2025 года — уже девять. Количество туристов, пострадавших от банкротств, увеличилось до 602 человек, что значительно превышает показатель 2016 года, когда было всего 49 пострадавших.
По словам представителя турагентства «Экзотика-тур» Айгуль Сафиной, слухи о массовых банкротствах турагентств или туроператоров сильно преувеличены и не имеют под собой серьезных оснований. Банкротства мелких компаний по тем или иным причинам случаются всегда, но сейчас нет признаков именно какой-либо масштабной волны банкротств.

- Я впервые слышу о таком. Недавно был общий сбор членов индустрии, и среди участников были 40 лучших турагентов в России. Все они успешно работают и развиваются. Некоторые открывают новые офисы, потому что сегодня развитие в этой нише в основном завязано на росте числа офисов, чтобы охватить больше людей. Возможно, мелкие компании банкротятся, но основной костяк на месте, - отметила Сафина.
Она также отметила, что на встрече турагентств обсуждались и другие компании, такие как «Т-Банк Путешествия» (ранее Tinkoff Travel) и «Альфа Travel». Эти компании вложили значительные средства в свои системы, но они оказались неэффективными.
- В России, как известно, даже если компания не обанкротилась, её могут представить как банкрота. Это касается и туризма: даже если агентство не банкротится, его могут представить как обанкротившееся. Туристы не должны были терять деньги. Если все платежи оператору были произведены, туристы должны получить свои деньги обратно. Возможно, некоторые агентства изначально были нечестными на руку, - предположила Сафина.
По словам собеседницы, сейчас существуют турагентства, которые используют банкротство как способ уйти от ответственности.

- Туроператоры продолжают помогать людям летать, не отказываются от своих обязательств и выполняют их. Даже если авиакомпании откажут в обслуживании, мы быстро найдём другую. Даже если самолёт сломается, эти компании всё равно решают возникающие вопросы, - добавила Сафина.
Не видит признаков роста банкротств у турагентов и директор занимающейся продажами билетов компании AVT Азамат Сабиров. По его словам, вероятно, речь идет о других регионах. В Татарстане ситуация более-менее стабильная.
- Такие проблемы, как банкротство, могут возникать в регионах, где закрылись аэропорты и упал пассажирский поток. В других регионах есть такая проблема, но в Татарстане все хорошо. Строится третий терминал, и, думаю, он будет еще лучше. Поэтому если и идут локально банкротства, то, скорее всего, это связано с закрытием аэропортов в других регионах, - считает Сабиров.
Проблема в том, что люди стремятся купить всё как можно дешевле, подчеркивает собеседник. Они не обращают внимания на юридические тонкости и небрежно составляют документы, что приводит к риску.
Коммерческий директор компании «Столица» Сергей Мильграм подтверждает эту точку зрения. Он считает, что ситуация на рынке туристических услуг в Татарстане и России в целом стабильная.

- Фирмы обычно продают туры, организованные туроператорами. Если турист грамотно заключает договор, ответственность за проданную путёвку несёт не турагентство, а туроператор. Даже если турагентство обанкротится, ответственность за путёвку остаётся на туроператоре. Каждый туроператор застрахован. Например, мы, как туроператоры по внутреннему туризму, застрахованы на 50 миллионов рублей. У туроператоров, занимающихся зарубежным туризмом, страховка в 10 раз выше. Как правило, этой суммы достаточно, чтобы покрыть проблемы, которые могут возникнуть с недобросовестными турагентствами, - пояснил эксперт.
Мильграм объяснил разницу между туроператором и турагентом. Туроператор сам создает туристический продукт. Он покупает билеты, бронирует отели и заказывает трансферы, объединяя все это в единый пакет и предлагая на рынке. Турагент, в свою очередь, продает уже готовый пакет, получая за это комиссию. Он выступает неким посредником между туристами и туроператором.

Доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве России Андрей Жуковский считает, что проблема банкротства турагентств сейчас не актуальна, но в будущем может возникнуть. Риски носят системный характер.
- Глобальные вызовы, с которыми сталкивается наша страна, и, как следствие, турбулентность на туристическом рынке выездного туризма стали нашей современной реальностью. Это касается не только России, но и многих других стран, откуда люди отправляются на популярные курорты. Для нормализации ситуации важно усилить координацию между органами власти и загранучреждениями. Туристические компании и турагенты также должны пересмотреть свои подходы к ведению бизнеса, поскольку старые бизнес-модели уже не так устойчивы к внешним вызовам, как раньше, - уточняет Жуковский.

Одна из причин банкротств — стремление участников рынка, особенно туроператоров, продолжать использовать устаревшие методы, которые были эффективны 10–15 лет назад. Сегодня эти методы не актуальны и требуют серьезных изменений, считает Жуковский.
Повышение налогов отразится и на турпутевках
Как оказалось, турагентства Татарстана, похоже, не беспокоит и тренд на нейросети, который продолжает набирать популярность. В социальных сетях уже несколько месяцев обсуждают готовые промты — текстовые команды для нейросетей.
С их помощью люди сегодня получают план путешествия со всеми нюансами, а персональный помощник на базе ИИ может находить и заказывать недорогие туры, покупать билеты и оформлять всё необходимое по команде пользователя. Нейросеть сама анализирует данные из интернета и подстраивается под запросы.
- Туристические агентства используют ИИ для составления маршрутов и гайдов, но для туристов важно, чтобы за качество услуг отвечал туроператор. ИИ пока не может полностью заменить человека, ведь люди обращаются в турагентства, чтобы доверить профессионалам всю рутину и не беспокоиться о мелочах. Они хотят получить индивидуальный подход и общение с живым человеком, а не с роботом. Для всех видов деятельности найдётся своя ниша, и турагентства вряд ли исчезнут из-за ИИ и нейросетей, - отметила Сафина.

При этом она уточнила, что сегодня типичный портрет пользователя услуг турфирм — это в основном люди от 30 до 65 лет, с достатком выше среднего, которым важны надёжность и комфорт. Они хотят, чтобы обо всём позаботились: купили билеты, забронировали отель, обеспечили безопасность. Такие клиенты предпочитают не переживать о деталях поездки, а просто наслаждаться отдыхом. Поэтому у нас количество туристов в этом году осталось прежним.
- Молодёжь без детей реже обращается в турагентства. Они предпочитают путешествовать самостоятельно или «дикарями», используя онлайн-сервисы для поиска жилья и билетов, а также нейросети, — добавила Сафина.
Азамат Сабиров тоже не видит угрозы в нейросетях, считая их лишь полезным инструментом, а не заменой профессионалов. Но вызывает беспокойство у него больше рост налогов, ведь уже с 1 января 2026 года в России планируют повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22 процентов и уменьшить порог доходов для упрощённой системы налогообложения с 60 до 10 миллионов рублей.

- Подобный налоговый рост приведёт к росту цен на туры как минимум на 2 процента. Спрос может замедлиться, а учёт усложнится. Турагентствам нужно будет рассчитывать и уплачивать НДС, выписывать счета-фактуры и подавать декларации, - считает Сабиров.
По его словам, турагентства и их сотрудники столкнутся с отменой льгот по страховым взносам. Ведь им придется платить взносы за некоторых работников, включая учредителя, который одновременно является директором и единственным сотрудником ООО без зарплаты.
На рынок выходят маркетплейсы
Еще одной причиной возможной волны банкротств в туристической сфере может стать запуск Wildberries продажи туристических туров. Еще в сентябре маркетплейс объявил о старте нового проекта с туристическим оператором Fun&Sun. Теперь через сайт и мобильное приложение платформы можно выбрать, забронировать и оплатить путешествие по России или за рубеж.
- Сейчас они активно развивают направление туров. В будущем компания может попытаться монополизировать рынок. Хотя у нас есть защита, мы знаем, как работает поддержка Wildberries. В сентябре маркетплейс продавал туры не по себестоимости, а с большой скидкой. Мы ждём, что будет делать компания дальше. И пока они работают только с одним туроператором. Компания еще только заходит на рынок, прощупывает его. Но опасения сегодня, конечно, есть, однако часть клиентов у прежних туроператоров всё равно останется — те, кому нужны стабильность, безопасность и комфорт, - уверена Сафина.

По словам спикера, пока рано говорить о конкретных рисках для туриндустрии, ведь ее участники внимательно следят за развитием событий и решениями Wildberries. Однако с развитием технологий и появлением крупных игроков, которые будут вытеснять конкурентов низкими ценами и большими ресурсами, частные турагентства станут более элитарными. Возникнет более доступная система с низкими ценами и высоким качеством обслуживания, которая будет интересна большинству российских семей. Те, кто зарабатывает больше, смогут выбирать дорогие частные агентства с более качественным обслуживанием. Ниша таких агентств потенциально может сузиться до небольшого элитного сегмента, но произойдет это не скоро.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Инесса Куляжева, обвиняемая в вымогательстве пяти миллиардов рублей у своего бывшего мужа, заявила в суде, что, если бы следствие к ней прислушалось, покушения на Ирину Шевыреву можно было бы избежать.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
На «Диалогах» главный архитектор Казани призывает позаботиться о создании альтернативных форм жилья, чтобы помочь молодым специалистам. Один из главных критериев при выборе квартир для них - небольшая удалённость от места работы.
Замруководителя исполкома Казани пытается убедить суд в том, что подписал брачный договор с бывшей супругой под давлением, а предоставленные женщиной сведения о его миллиардных активах считает оговором.
Зеленодольский городской суд на два месяца арестовал директора и единственного отловщика фонда «Кот и Пес» Альберта Галиева и Максима Иванова — следствие считает, что они допустили нападение стаи собак на 9-летнюю девочку.












