Константин Асмолов: «Русский язык в школах Северной Кореи — игра вдолгую»
Почему популярность изучения русского в КНДР снова растет - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает ученый-кореевед, сотрудник Института Китая и современной Азии РАН.

Русский язык стал обязательным в школах Северной Кореи. Дети будут начинать изучать его с четвертого класса. До этого русский язык входил в тройку самых популярных иностранных языков в КНДР. В 2026 году на базе северокорейского Педагогического университета имени Ким Чхоль Чжу планируется запуск Центра открытого образования на русском языке. Сейчас ведутся строительные работы, сообщил глава Минприроды и сопредседатель международной правовой комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству России и КНДР Александр Козлов.
Помимо стран СНГ, позиции русского языка сильны и в странах Восточной Европы — там проживает большая русскоязычная диаспора. Вместе с укреплением деловых связей растет интерес и на Ближнем Востоке. Все более перспективным регионом становится Африка, более чем в 20 странах Африканского континента созданы центры русского языка.
О том, как обязательное изучение русского скажется на связях России и КНДР, мы попросили рассказать Константина Асмолова. Далее — от первого лица.

Автор фото: Андрей Кулагин / Известия
Изучение русского языка в Северной Корее начиналось давно, практически с момента образования страны. Потому что есть российские корейцы, которые играли определенную роль в строительстве государства. Русский язык как минимум был языком связи, с которым северокорейцы могли потом учиться в российских вузах и не только.
Понятно, что по мере более сложных отношений Москвы и Пхеньяна внимание к русскому языку то увеличивалось, то уменьшалось. И улучшение отношений двух стран резонно влияет на изучение языка. Северокорейцам, просто в силу особенностей административной системы, проще быстро организовать массовое обучение русскому. Тем более вполне вероятна помощь с российской стороны - если не преподавателями, то учебниками.
Чтобы понять, как северокорейцы относятся к изучению русского языка в целом, требуются исследования, которые ввиду закрытости севера тяжело проводить. Поэтому можно только высказать предположения, вполне вероятно, далекие от реальности.
В КНДР очень хорошо дают языки в профильных вузах. Как выглядит знание иностранных языков в школах, особенно в школах в глубинке, непонятно. Но, предполагаю, что не очень - просто ввиду отсутствия постоянных плодотворных контактов между носителями. Грубо говоря, на уровне London is the capital of Great Britain. И то, что русский начинают учить везде, в том числе в глубинке, — хороший знак.

Изучение русского языка в школах — это работа вдолгую. Стоит разделять экспресс-обучение русскому языку тех, кому понадобится общаться с русскими в ближайшем будущем, будь то рабочие или туристические гиды, и факт, что через какое-то время (условно, через 8 лет) вырастет молодежь, которая будет учить русский язык по новым программам. Это программа на среднесрочную перспективу. Каким будет мир через восемь лет — хороший вопрос.
Если представить себе дальнейшее развитие контактов, то, по мере изменения отношения к санкциям, в России будет больше северокорейцев. Обучение языку дает необходимый уровень если не интеграции, то понимания российских реалий, что будет очень сильно упрощать коммуникацию и снижать число проблем.
То есть, грубо говоря, если санкции будут сняты и северокорейская рабочая сила через какое-то время начнет у нас появляться в действительно большом количестве, нам следует ожидать большого прилива северокорейских студентов в технические вузы, где они будут получать современные специальности, в первую очередь инженерные. Разумеется, знание языка будет хорошим подспорьем.

Пока формально трудовая миграция запрещена санкциями Совета Безопасности ООН. Может быть, со временем на фоне развития собственно противостояния России и Запада Москва придет к выводу о том, что санкции будут игнорироваться. Но пока это формальный запрет, который Россия старается соблюдать.
Северокорейская рабочая сила бывает разной - это и строительные рабочие, и швеи, и другие работники. При этом на Дальнем Востоке северокорейцы очень высоко ценились именно по соотношению цена—качество—безопасность—незаметность. Понятно, что какие-то проблемы бывают везде, но безопасность тоже важный фактор. Мне все время говорили, что, условно, одинокая женщина, которая хочет сделать ремонт в квартире, наймет себе именно северокорейцев, а не узбеков или молдаван. В том числе из соображений безопасности.
Другой ближайший важный шаг по сближению России и Северной Кореи — это строительство автомобильного моста через реку Туманную, которое вполне вероятно завершится в следующем году. Пока между странами развито только железнодорожное сообщение. Появление автомобильного моста, естественно, очень сильно повлияет на двустороннюю торговлю и в целом повысит связность.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Известие о предстоящей «реорганизации производственных мощностей» на Зеленодольском машиностроительном заводе напугало район и сотрудников предприятия. Причина кадровых изменений - нестабильность нефтегазовой отрасли.
Рассказываем, во сколько обойдется бракосочетание, что обязательно нужно делать при подготовке к торжеству и почему меньшее количество гостей не обязательно ведет к уменьшению расходов.
Основная задача министерства экологии и природопользования Татарстана — не оштрафовать, а предотвратить нарушения. Штраф — крайняя мера, до которой стараются не доводить, рассказал министр.
Суд присяжных полностью оправдал Николая Казаева — предполагаемого главаря юдинской группировки из пригорода столицы Татарстана.
Отличительная особенность частных школ — меньшая нагрузка на педагогов, благодаря чему они могут уделять больше внимания ученикам. Но стоит ли это таких денег? И кому нужна частная школа?












