Происшествия
20 февраля 07:51
Автор материала:Андрей Мартыгин

Банду по легализации мигрантов судят в Казани

Через организаторов «гостиниц» прошло около 20 тысяч «иностранных специалистов» из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Обвиняемые за четкий «прайс» изготавливали для них документы о временной регистрации, считает следствие.

Банду по легализации мигрантов судят в Казани

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Около пяти лет назад, после допросов мигрантов из Средней Азии, силовики Татарстана смогли прикрыть «торговую лавку» с документами о временной регистрации в Казани. Тогда главный вопрос правоохранителей звучал так: «Через кого иностранец смог зарегистрироваться по несуществующему адресу?»

Ответ – это имена семерых подсудимых: Айрат Шакиров, Альбина Гинанова, Дмитрий Кузнецов, Вениамин Вареник, Натиг Искандаров, Рамзи Одинаев и Гафор Пулотов обвиняются в организации незаконной миграции и фиктивной постановке на учет иностранных граждан. Им грозит до 15 лет тюрьмы, вину подсудимые признают лишь частично.

Как действовала схема злоумышленников?

Как стало известно «Вечерней Казани», центральной фигурой обвинительного заключения является Айрат Шакиров – именно его следствие и прокуратура называют лидером попавшейся преступной группы. «Работа» мужчины заключалась в том, чтобы контролировать пусть и небольшой, но сплочённый коллектив злоумышленников.

Всё начиналось с так называемых курьеров, работавших непосредственно с мигрантами. Они, по данным силовиков, хорошо знали, где искать нуждающегося во временной регистрации «иностранного специалиста», поскольку имели среди них много знакомых. По данным следствия, эта роль была отведена Пулотову, Искандарову, Одинаеву.

Все документы «курьеры» передавали Дмитрию Кузнецову, а тот отдавал их Шакирову. Лидер группы, в свою очередь, передавал паспортные данные Альбине Гинановой – женщина на дому изготавливала бланк-уведомление о постановке иностранного гражданина на миграционный учёт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Бланк имеется в свободном доступе в интернете, поэтому главная сложность состояла в том, чтобы поставить на него печать с адресом хостела, в котором якобы и проживал мигрант. По данным источника «Вечерней Казани», таких печатей у Гинановой было около 15 штук.

Но существовали ли хостелы на самом деле? Сторона защиты утверждает, что какие-то учреждения действительно вели реальную деятельность, однако большинство из них функционировало лишь на бумаге. Собеседники издания, близкие к следствию, утверждают, что иногда в качестве «хостела» в документах указывалось нежилое помещение или и вовсе несуществующий адрес.

После того как документы изготавливали, их необходимо было легитимизировать. В этом, по данным следствия, главарю помогал подсудимый Вениамин Вареник – мужчина в силу своих служебных полномочий имел доступ к электронной базе миграционного учета, куда и вбивал данные «своих» иностранцев.

Позиция защиты

Как стало известно «Вечерней Казани», подсудимые признают вину лишь частично – обвиняемые полностью отрицают статью об организации незаконной миграции, зато полностью признают незаконную регистрацию иностранных граждан.

– Что значит организация незаконной миграции? Он что, встречал кого-то в аэропорту, что ли? Нет, конечно. Кого-то там встречал на границе? Нет. Это были люди, которые уже находились на территории Российской Федерации достаточное количество времени, – рассказал адвокат Искандарова Лаврентий Сичинава.

Еще на старте процесса юрист заявил суду ходатайство о возвращении дела в прокуратуру из-за ряда процессуальных нарушений. Во-первых, говорит Сичинава,  по статье о фиктивной регистрации лица нет пункта о предварительном сговоре, а именно такая формулировка фигурирует в обвинении. Во-вторых, по подсудности дело должно было перейти в Ново-Савиновский райсуд Казани, поскольку именно в том районе изготавливались все документы, рассказал адвокат.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

– Мы изначально соглашались с тем, что имеет место фиктивная регистрация, но никаким образом не организация незаконной миграции. Следствие нас не услышало. Если бы нам вменили фиктивную регистрацию, то другое дело – мы бы, может быть, вину бы признали и даже настаивали бы на особом порядке. Но почему-то следствие и прокуратура усмотрели организацию незаконной миграции, хотя действия моего подзащитного ограничивались только тем, что он документы от одного человека переносил другому. Грубо говоря, выступал в роли курьера, – поделился защитник.

Стоит отметить, что организации незаконной миграции – это более тяжкое преступление, чем фиктивная регистрация. По первой статье подсудимым грозит до 15 лет лишения свободы, по второй – до пяти.

Ожидается, что на следующем заседании гособвинитель продолжит оглашать показания свидетелей.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей