Происшествия
16 декабря 08:22
Автор материала:Андрей Мартыгин

Бизнесмен из Казани потратил на взятки силовикам 39 миллионов и вышел на свободу

Суд признал трех фигурантов дела «7 озер» виновными в особо крупном мошенничестве и покушении на многомиллионное взяточничество. Самый большой срок фактического наказания составил чуть более одного года общего режима.

Бизнесмен из Казани потратил на взятки силовикам 39 миллионов и вышел на свободу

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Слезами радости, горя и даже проклятиями встретили приговор Приволжского райсуда Казани родственники фигурантов дела «7 озер». Председательствующий Ильнур Гарифуллин отпустил на свободу бизнесмена Марата Сахапова, признав его виновным в покушении на дачу взятки в особо крупном размере. Служитель Фемиды посчитал доказанным факт передачи им 39,1 миллиона рублей двум другим обвиняемым — Азату Нугманову и непосредственному владельцу компании «7 озер» Аделю Гильманову. Их суд признал виновными в особо крупном мошенничестве и приговорил к двум с половиной и полутора годам колонии общего режима соответственно. Также Нугманов и Гильманов получили штраф в 300 тысяч рублей.

Прокурор просил для Сахапова 8 лет общего режима

Границы вмененного троице подсудимых преступления сторона обвинения определила периодом с 2020 по 2021 год. Следствие установило, что летом 2020-го Сахапов обратился к ранее знакомому Гильманову, чтобы через него «решить вопрос с налоговой» по компании «Гаравто», учредителем которой является родственник Сахапова. Будущий взяткодатель встретился с владельцем «7 озер», мужчины нашли общий язык и договорились о сделке — за 7,5 миллиона рублей ФНС должна была «забыть» о «Гаравто». Часть этой суммы должна была пойти на взятки должностным лицам.

Гильманов деньги получил, но передавать их никуда не стал, а просто похитил. После чего уже в декабре 2020-го сам обратился к Сахапову и решил «развести» его на своего рода «подписку». Сказал, что тот должен ежемесячно платить ему по 250 тысяч рублей, чтобы сотрудники ФНС даже при проведении проверки в отношении «Гаравто» делали свою работу формально.

Сахапов согласился. И через бухгалтерию компании Гильманов получал обещанные деньги аж до июля 2021-го. Так набежало два миллиона рублей, однако все они снова оказались в кармане владельца «7 озер».

ФНС тем временем не переставала интересоваться «Гаравто»: с января 2021-го налоговой орган «шерстил» компанию — и к июню нашел у юрлица недоимку в 88 миллионов рублей.

Источник: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Обидно? Пожалуй, что так: Сахапов стал высказывать Гильманову претензии, однако вскоре снова заплатил своему «партнеру» новую взятку. На этот раз 25 миллионов рублей — по легенде, эти деньги предназначались не только для налоговиков, но и для сотрудников правоохранительных органов, которые за щедрое вознаграждение не должны были возбуждать уголовное дело после проверок ФНС.

Из материалов уголовного дела следует, что Сахапов из обозначенных Гильмановым 25 миллионов передал 9 миллионов рублей наличкой, а остальные 16 пришлось обналичивать с комиссией в 14%, из-за чего «второй транш» составил 18,6 миллиона рублей. Примечательно, что для убеждения Сахапова передать эту сумму Гильманов обратился к их общему знакомому Нугманову — «безопаснику» ООО «Ликада+», компании, в которой Сахапов являлся учредителем и коммерческим директором.

Интересно также, что на услуги «обнала» Сахапов вышел через своих соседей по скамье подсудимых. Так, вышеупомянутые 18 миллионов рублей ушли на счета ООО «Альфатрейд», ООО «Мастердиск», ООО «Лидерстрой+», ООО «Альфагрупп» и ИП Галимов, считает следствие.

Отметим, что наличные 9 миллионов рублей Сахапов занимал у директора ООО «Татэко» Рината Рафикова. Таким образом, через руки Сахапова на взятки ушло 39,1 миллиона рублей. Помогло ли это хоть в чем-нибудь? Нет. К июлю 2022 года «Гаравто» должно было выплатить налоговой 124 миллиона рублей, а троица Гильманов—Нугманов—Сахапов оказалась на скамье подсудимых.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В прениях сторон помощник прокурора Приволжского района Казани Азамат Ризванов просил для Сахапова 8 лет колонии общего режима, попросив признать мужчину виновным в «покушении на дачу взятки должностному лицу в особо крупном размере». Максимальное наказание, предусмотренное законом в случае Сахапова, — 10 лет колонии.

Для Нугманова прокурор запросил 7 лет общего режима и штраф в 500 тысяч рублей. В обвинительном заключении «безопасника» ООО «Ликада+» фигурируют статьи об особо крупном мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК РФ) и хранении наркотиков (часть 2 статьи 228 УК РФ). Во время обысков у подсудимого нашли несколько таблеток «запрещенки». По каждому из вмененных эпизодов Нугманов мог оказаться за решеткой на 10 лет.

Что же до Гильманова, то гособвинитель просил отправить его в колонию общего режима на 4 года, назначив подсудимому штраф в 500 тысяч рублей. Владелец «7 озер» обвинялся в особо крупном мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК РФ), признал вину и почти полностью погасил ущерб.

Детали приговора

По статье о мошенничестве судья Ильнур Гарифуллин приговорил Гильманова и Нугманова к полутора годам общего режима со штрафом в 300 тысяч рублей, однако у последнего обвиняемого итоговое наказание составило 2,5 года колонии общего режима. И все из-за наркоэпизода, по которому Нугманова тоже признали виновным.

Интересно, что председательствующий постановил взыскать штраф с подсудимых из арестованных у них средств— у Гильманова силовики арестовали счет, на котором находилось1,7 миллиона рублей, возвратят ему уже 1,4 миллиона. У Нугманова же в банке находилось 413 тысяч рублей — вернут подсудимому только 113 тысяч.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Также суд засчитал им отбытое в СИЗО наказание — день заключения под стражей считается за полтора дня в колонии общего режима. В СИЗО обвиняемые содержатся с 5 марта 2025 года. Фактически Гильманову осталось «отсидеть» 2,5 месяца. Адвокаты подсудимого Ирина Князева и Альберт Сафин не отрицают, что этот срок может истечь к рассмотрению дела апелляционной инстанцией, однако будет ли защита обжаловать приговор, вопрос еще не решенный.

Но почему суд назначил столь «гуманный» приговор по тяжкой статье? Во-первых, Гильманов признал фактические обстоятельства дела и раскаялся. Во-вторых, он возместил пострадавшему взяткодателю почти весь ущерб — 35 миллионов рублей (хищение именно этой суммы признал подсудимый). В-третьих, в деле имеется ряд смягчающих обстоятельств и положительно характеризующих подсудимого материалов.

Так, например, на иждивении у Гильманова находятся трое детей и пожилые родители. Одному из сыновей мужчины сегодня необходима реабилитация после перелома позвоночника. Кроме того, компания «7 озер» помогает бойцам СВО своей продукцией и стройматериалами.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань», на фото Нугманов и Гильманов

А что насчет Нугманова, не признавшего вину в мошенничестве, но сознавшегося в хранении наркотиков? Адвокат подсудимого Ильнур Хисамиев в прениях сторон просил у суда оправдать своего доверителя по статье о хищении в особо крупном размере, ссылаясь на отсутствие у следствия доказательств.

Так, юрист утверждает, что заявленные Сахаповым аудиозаписи были сделаны за периодом совершения преступления, а значит, ни в какой преступный сговор мужчина вступить не мог. Период совершения преступления, по версии следствия, это 2020—2021 год, а записи Сахапова сделаны осенью 2022-го, говорит адвокат.

Почему Сахапов вышел на свободу?

Совсем другая ситуация с наказанием Сахапова — подсудимый хотя и вышел на свободу, все же лишился 35 миллионов рублей. Эквивалент его взятки суд конфисковал у бизнесмена в доход государства. Оглашая резолютивную часть приговора, председательствующий заявил о применении примечания по статье о даче взятки: Сахапов «деятельно раскаялся» и потому его преследование прекратили по нереабилитирующим основаниям. Иными словами, Сахапова признали виновным, но освободили от наказания — в его досье все же будет числиться «уголовка».

Источник: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Как раз об этом в прениях сторон просили адвокаты Сахапова Всеволод Добрынин и Марат Вафин — юристы отметили явку с повинной своего доверителя, после которой правоохранители возбудили дело на Гильманова и Нугманова. Также Сахапов предоставил следствию фактически всех свидетелей обвинения и снабдил силовиков доказательствами по делу.

— После обращения с явкой с повинной Сахапов в рамках доследственной проверки был опрошен следователем. В протоколе объяснения он подробно изложил обстоятельства совершенного им преступления, а также сообщил о посредниках, через которых была передана взятка, тем самым изобличил их, — говорил на прениях сторон Добрынин, напомнив, что все показания его доверитель подтвердил и в рамках очных ставок.

Защита также отметила, что 35 миллионов рублей — эквивалент переданной взятки — Сахапов самостоятельно передал силовикам.

Все это в конце концов и помогло предпринимателю оказаться на свободе, однако родственники Нугманова и Гильманова начали кидать в спину мужчины проклятия. И помогут ли они при обжаловании приговора — покажет время.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей