Происшествия
12 March 2024 07:02
Автор материала:Андрей Мартыгин

Дело «тукаевских» снова буксует, а обвинение ссылается на показания умерших

Когда Верховный суд Татарстана не смог в шестой раз связаться с «засекреченным» свидетелем из «Черного дельфина», прокурор зачитал показания умерших людей, указывающие на вину «тукаевских», если не с того света, то из прошлых десятилетий.

Дело «тукаевских» снова буксует, а обвинение ссылается на показания умерших

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Есть ли в этой «пробуксовке» магия числа 6 или злой рок, нависший над всеми процессами казанской группировки (самое первое дело по «тукаевским» вернули прокурорам), — остаётся только гадать. Но сторона защиты не удивляется уже ничему и новости об очередном отложении допроса Пака (так в материалах дела указан засекреченный свидетель из «Черного дельфина») встречает равнодушно, даже без былой ухмылки.

– Сторонам напоминаю, что в соответствии со статьей 274, часть один, очередность предоставления доказательств определяется стороной, предоставляющей доказательства суду, – заявил председательствующий Айрат Ибатуллин, перед тем как во второй раз продолжить процесс.

О перерыве его просила гособвинитель Элина Ильясова — чтобы связаться с «Черным дельфином» по ВКС и допросить Пака, потребовалось время на устранение технических неполадок. И судья давал его дважды: в общей сложности около двух часов.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Неизвестно, действительно ли планировался допрос тайного свидетеля или гособвинитель так соблюдал правила хорошего тона перед судьей, но журналисту «Вечерней Казани» Ильясова говорила сразу и без обиняков: допроса не будет. Судью же почему-то обнадеживали.

Впрочем, и утверждать, что время потрачено впустую, нельзя: в перерыве на том конце провода был слышен чей-то голос, говорящий, как правильно держать микрофон и настроить звук. Но судье Ильясова заявила, что сигнал является нестабильным, после чего зачитала письменные доказательства по эпизодам убийства Баранова и Садыкова.

Кроме того, были оглашены показания 2002 года — на тот момент 80-летнего жителя Приволжского района Шауката Даутова. В 2004 году мужчина умер.

В своих показаниях Даутов говорит о том, что видел в окно двух парней, связанных с «зеленой девяткой» (машиной одного из убитых) — якобы они вытолкнули из нее одного человека, а перед этим были слышны хлопки. Свидетель также видел, как два молодых парня убегали со двора.

Госзабота

Вероятно, истинная причина переноса допроса ключевого свидетеля в том, что журналисты все же не ушли из суда после подчеркнуто убедительных слов прокурора: «Можете уходить, допрос все равно не состоится! Ну, просто, чтобы вы время не тратили», – сказала Ильясова.

Кто знает, может, в отсутствие прессы все карты вдруг сложились бы как надо — допрос бы состоялся, а Ильясова отстояла бы хоть какую-то «тайну» личности Пака. Поскольку для защиты в ней нет абсолютно никаких загадок – это лидер группировки «Хади Такташ» Раджа, в миру известный как Радик Галиакберов.

Прийти к этому оказалось несложно: в Соль-Илецке, где находится «Черный дельфин», сидят всего два казанца, связанных с ОПГ, — Раджа и Ринтик (Ринат Фахрутдинов), киллер «Хади Такташа». Последний уже дал показания под своим именем, а вот другой заключенный «Черного дельфина» в шестой раз остается недопрошенным.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Впрочем, большой неожиданности для защиты нет и в показаниях Пака: адвокаты говорят, что Раджа преследует некий план, который позволил бы ему заменить пожизненное 25 годами, и для этого заключенный оговаривает «тех, кого нужно следствию».

В чем обвиняют «тукаевских»?

Начатый в апреле 2023 года судебный процесс стал вторым судом для «тукаевских» — первое дело в октябре 2022 года возвратили в прокуратуру.

По второму делу на скамье подсудимых оказались семь человек — это Геннадий Кирилов, Айрат Аюпов, Ильнур Киямов, Рустем Шарафутдинов, Александр Марфин, Айрат Абдрахманов и Альберт Казаков. Все семеро, по версии обвинения, являлись вооруженной бандой внутри группировки «Тукаевские» — первое уголовное дело, которое райсуд развернул, было как раз по вообще всем «тукаевским».

Обвинение полагает, лидером подсудимых был Геннадий Кирилов по кличке Гена, но, чтобы понять, как следствие к этому пришло, нужно углубиться в историю создания группировки, которую приводит прокуратура.

«Тукаевские» как группировка образовалась в 80–90-е, и их лидером был некто Радик Ахметшин по кличке Гитлер. Обрастая влиянием, он решает создать вокруг себя еще и вооруженную «банду внутри банды», чтобы защитить себя и свой «бренд». Оружие получили самые активные члены группировки, в том числе и те, кто находится по этому делу на скамье подсудимых.

Итак, в 1993 году происходит убийство казанского бизнесмена Раиса Садыкова — очень влиятельного в городе на тот момент человека и врача-венеролога, в списках клиентов которого, по словам защитников Кирилова, можно было найти весь казанский бомонд.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Гособвинитель считает, что Садыков решил выйти из-под влияния «тукаевских» и за это Ахметшин поручил Кирилову убить «коммерса». Кирилов же, в свою очередь, якобы поручил убийство двум киллерам, которых нет среди подсудимых по этому уголовному делу. Садыкова застрелили в январе 1993 года.

А уже в марте был убит и сам Ахметшин — на его место, по версии следствия, встал Кирилов.

Следующий эпизод, вменяемый новому лидеру «тукаевских», — организация убийства внутри своей же группировки: в 1997 году застрелен некто Баранов, претендовавший на лидерство внутри преступной иерархии.

Также в 1997 году был убит член группировки «Новотатарские» Гарипов — у него произошел конфликт с одной из бригад «тукаевских». В его смерти обвиняют Казакова, Шарафутдинова, Абдрахманова, Аюпова. Также Киямову и Аюпову вменяется эпизод хранения оружия.

Кирилов же обвиняется в организации покушения на убийство директора КСК «УНИКС» Александра Щербакова — он не только был директором спорткомплекса, но и держал свой бизнес — за отказ от «крыши» его решили «убрать», но Щербаков после нескольких выстрелов в тело чудом выжил. Преступление датируется 1999 годом.

В 2002 году был убит лидер группировки «Новотатарские» Роберт Аюпов — этот эпизод следствие вменяет Кирилову, Айрату Аюпову и Киямову. По легенде, у «новотатарских» были планы по убийству «тукаевских», и тогда группировка Кирилова решила «бить первой».

Что может сказать Раджа?

Адвокаты Кирилова Алина Богатеева и Анна Гарипова считают, что свидетель Пак может дать показания едва ли не по всем вмененным эпизодам, но при этом проверить слова свидетеля будет трудно: любые вопросы, которые могут раскрыть личность Пака, судом отклоняются, поскольку он засекреченный свидетель.

Сторона защиты полагает, что Пак оговорит Кирилова, как это уже сделал Ринтик, сидящий с «тайным свидетелем» в одной колонии на пожизненном, — все из-за возможного смягчения приговора.

О том, что это именно оговор, в суде заявил другой, уже освободившийся член группировки «Хади Такташ» Андрей Ситнов по кличке Сито. Он же говорил, что Кирилов являлся «коммерсом» и в группировку «Тукаевские» не входил, а следователям нужно было оговорить Кирилова.

«Слушать Сито» просил однажды и Ринтик, когда его этапировали из «Черного дельфина» в Казань для судебного разбирательства по эпизоду покушения на Щербакова — в минуту «просветления» он сказал, что на него оказывалось давление и он от этого устал, отчего и решил рассказать все как есть.

Но уже на процессе «тукаевских» Ринтик эти показания не подтвердил.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей