Происшествия
10 October 08:33
Автор материала:Андрей Мартыгин

«Изумрудный» король FrendeX остается в тени после краха пирамиды

В Казани стартовал процесс по делу организаторов «автоматизированной системы по генерации прибыли», похитивших, по версии следствия, свыше 134 миллионов рублей. На скамье подсудимых оказалось пять человек, вину они не признали.

«Изумрудный» король FrendeX остается в тени после краха пирамиды

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

В Вахитовском райсуде Казани стартовало рассмотрение дела в отношении организаторов финансовой пирамиды FrendeX — на скамье подсудимых оказались пятеро «изумрудных директоров» организации, некогда державших целые офисы проекта «по генерации прибыли». Алексей Богомолов, Андрей Лобанов, Рамис Миндияров, Азат Насыбуллин, Алексей Тришаков обвиняются в особо крупном мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК РФ). Каждому из подсудимых грозит до 10 лет лишения свободы — никто из мужчин не признал вину.

«Хотите, чтобы побольше нашли доказательств вашей виновности?»

Цепочку обвиняемых в суд завели конвоиры. Когда пятерка директоров FrendeX оказалась за стеклом «аквариума», его тут же окружили адвокаты — защитники передавали своим доверителям бумаги и наоборот. Согласовывали позицию.

И первым ее проявлением, уже после того как в зал вошел председательствующий Ильдар Салихов, стало ходатайство представителя Насыбуллина. Он попросил вернуть дело на дополнительное расследование, поскольку ряд следственных действий с его доверителем проводили в отсутствие адвоката.

— То есть хотите снова на следствие, снова знакомиться [с материалами], снова под стражей? — спросил председательствующий.

— Да, ваша честь, все верно, — ответил Насыбуллин.

— Понравилось? Жена-то согласна ваша, нет? — продолжил судья.

— Есть на то основания, ваша честь, очень много недочетов, — оправдывался обвиняемый.

Насыбуллин заявил, что следователь проводил следственные действия даже без адвоката по назначению. Отметил он и «половинчатое» присутствие определенных документов в деле.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

— Хотите, чтобы побольше нашли доказательств вашей виновности? — спросил Салихов.

— Я считаю, что их вообще нет на сегодняшний день, — ответил подсудимый.

— Вернуть хотите?

— За отсутствием события преступления.

— Все у вас?

— Нет, ваша честь, также имеются в экспертизах значительные противоречия: то есть в обвинении говорится одно, а сделанная следователем экспертиза говорит вообще обратное, — заявил Насыбуллин.

Он также посчитал нужным сказать, что следователь не провел полноценной экономической экспертизы по делу, а имеющиеся доказательства назвал «выдуманными», обвинения же против себя окрестил оговором. Судья, впрочем, решил не удовлетворять ходатайство защиты.

FrendeX — клон Finiko?

Сторону обвинения на старте процесса поддерживал помощник прокурора Вахитовского района Казани Михаил Житлов — на оглашение двухтомной фабулы дела у него ушло чуть больше часа. За это время представитель надзорного ведомства смог изложить суть преступной схемы, раскрыть роль каждого подсудимого и, конечно, назвать лидера предполагаемых преступников.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Им оказался беглый казанский бизнесмен Руслан Пичугин — еще в 2022 году суд заочно арестовал мужчину. По версии следствия, предприниматель в период с января по март 2020 года собрал вокруг себя единомышленников, «обладающих широкими познаниями и практическими навыками агрессивных продаж в сфере сетевого маркетинга». Целью этого объединения стало хищение средств физических лиц.

Так, Пичугин и Ко создали виртуальную интернет-платформу FrendeX. Позиционировать ее стали как «автоматизированную систему генерации прибыли» — все держалось на легенде о трейдерах компании, которые делились процентом с вкладчиками после успешных спекуляций с недвижимостью, выкупленной якобы на банкротных аукционах.

Также, по словам «зазывал» финансовой пирамиды, зарабатывала FrendeX на торгах Московской биржи и рынке Forex. Кроме того, часть своей прибыли компания якобы вкладывала в стартапы и реальный сектор экономики. «Инвесторов» также убеждали в полной возвратности средств и обещали им ежедневную доходность до 2% от вклада.

Лишь летом 2021 года аттракцион неслыханной щедрости вдруг прекратился — вкладчики FrendeX столкнулись с «заморозкой» своих активов. Примечательно, что случилось это всего через месяц после «схлопывания» нашумевшей финансовой пирамиды Finiko.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Вообще между этими проектами много общего: и там, и там прибыль компании, пусть и на словах, обуславливалась деятельностью трейдеров. Оба проекта выпустили свои криптомонеты, чтобы отказаться от хорошо видимых правоохранителям инвестиций. При этом злые языки утверждают, что в одном из первых «сомнительных» проектов основателя Finiko Кирилла Доронина участвовал также и Пичугин. Собеседники «Вечерней Казани» косвенно подтвердили этот факт, отметив, что в «этой тусовке случайных людей нет» — и все приближенные к верхушке сам-проектов в республике так или иначе знакомы между собой.

Интересно также и то, что во FrendeX и в Finiko существовали одинаковые программы «вкладов» — и Пичугин, и Доронин могли пообещать своим партнерам приобрести недвижимость или машину за 35% от стоимости.

Иерархия и роли

Из обвинительного заключения, оглашенного Житловым, следует, что все подсудимые в проекте FrendeX имели статус «изумрудных директоров» — то есть отвечали за работу определенного офиса. Всего же компания имела 23 офиса, открытые главным образом в пандемию.

Так, Тришаков, например, отвечал за офис в казанском бизнес-центре «Парус» на проспекте Ямашева. Насыбуллин — за офис в «Казанском подворье», что на Баумана. Миндияров руководил офисом в центре «На Ибрагимова», а вот Лобанов и Богомолов отвечали за Йошкар-Олу.

Что входило в их обязанности? Из материалов дела следует, что «изумрудные директора» проводили конференции, обучали новоприбывших участников проекта и разрабатывали план продвижения «филиала» — в общем, старались эффективно продавать FrendeX, получая процент от каждого приведенного пользователя.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Отметим также, что в обвинительном заключении фигурируют фамилии не одних лишь подсудимых, но и так называемых выделенных и заочно арестованных фигурантов дела. Речь идет о Дмитрии Чечулине, Табризе Ахтямове, а также дочери последнего — Эльвире Миндияровой, в прошлом ведущей регионального канала.

Миндиярова, кстати, по данным следствия, внутри FrendeX была региональным директором и курировала весь Татарстан, отвечая за «головной офис» в «Корстоне». В 2022 году девушку заочно арестовали, а вот ее отец Ахтямов находится под следствием. Дело мужчины выделено от накануне стартовавшей пятерки «изумрудных директоров».

Защита: подсудимые — рядовые пользователи платформы

В разговоре с журналистом «Вечерней Казани» адвокат Тришакова Владимир Якимов заявил, что в материалах нет доказательств, указывающих на то, что подсудимые причастны к созданию FrendeX и непосредственному хищению денежных средств. В деле просто не установлен соответствующий кошелек, на который выводилась криптовалюта.

— Подсудимые были такими же вкладчиками, как и все. На что система была рассчитана? Допустим, вы пришли, зарегистрировались, если вы привели еще человека, то за это получили соответствующий процент. Это правила сетевого маркетинга. Подсудимые просто приводили людей, получали за это комиссию и сейчас за это и сели — не из-за того, что они похитили чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Кого они обманули? — рассказал адвокат.

По словам Якимова, Тришаков не имеет отношения к созданию организации, структуре и правилам внесения денежных средств — кто это делал, доподлинно из материалов дела неизвестно. При этом информацию о существовании присвоенного ему статуса «изумрудного директора» силовики узнали лишь из показаний пары засекреченных свидетелей по делу, проверить осведомленность которых крайне проблематично.

Ожидается, что уже сегодня по делу начнется допрос потерпевших.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей