Происшествия
4 декабря 2025 08:48
Автор материала:Андрей Мартыгин

Куляжева о своем уголовном деле: «Шевырев просто испугался за свой холдинг»

Инесса Куляжева, обвиняемая в вымогательстве пяти миллиардов рублей у своего бывшего мужа, заявила в суде, что, если бы следствие к ней прислушалось, покушения на Ирину Шевыреву можно было бы избежать.

Куляжева о своем уголовном деле: «Шевырев просто испугался за свой холдинг»

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

— Шевырев просто испугался за свой холдинг, и если бы расследование было проведено честно и должным образом, то холдинг был бы подтвержден. И, возможно, тогда бы и не случилось нападения на Ирину Шевыреву. Таким образом, все показания Куляжева, Шевырева, Сафина и директоров фирм, а также Забродиной — ложные, — так в Московском райсуде обвиняемая Инесса Куляжева закончила первую часть своего выступления в прениях сторон по делу о вымогательстве пяти миллиардов рублей у бывшего мужа, замруководителя исполкома Казани Игоря Куляжева.

В своей речи, несмотря на множественные замечания председательствующей, Куляжева сумела раскрыть историю брака с чиновником, а также высказать свою версию описанных в обвинительном заключении событий.

Краткая фабула обвинения

По версии обвинения, представляет в процессе которое прокурор Ленар Миннибаев, Куляжева в целях вымогательства у своего мужа «имущества в особо крупном размере», а именно в размере пяти миллиардов рублей, наняла бывших силовиков Александра Прохорова и Руслана Заббарова.

Именно они, как считает следствие, помогли бывшей жене замруководителя казанского исполкома составить на чиновника «лживый» компромат об имеющихся у того теневых активах. Под угрозой его распространения троица и стала требовать у Куляжева пять миллиардов, считают силовики.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Все переговоры супругов происходили в рамках трех встреч: дома у Куляжевой на улице Восстания, в ресторанах «СЭКО» и «Мангал». На первой локации Куляжев впервые столкнулся с Прохоровым и Заббаровым. Те напомнили ему о необходимости исполнения брачного договора, в противном случае — вся схема работы его теневого «холдинга» оказалась бы на столе у правоохранителей и журналистов, уверено следствие.

С этой квартиры Куляжев бежал, прихватив с собой обращение, которым его и пугали. После созвонился со своим другом Станиславом Шевыревым, рассказал о ситуации. Тот предложил решить вопрос через своего «безопасника» Рифа Сафина — последнему показали видео Куляжева из квартиры, Сафин опознал на нем ранее знакомого по службе Прохорова и предложил ему встретиться.

Итак, встреча в ресторане «СЭКО» — от Куляжева там был только Сафин. Куляжева же с представителями была в полном составе. Сафин выслушал требования и передал их Куляжеву. После чего третья встреча уже состоялась при личном участии Куляжева, однако чиновник договариваться не желал: на нем уже была «прослушка» от МВД, запись с которой суд изучил в рамках дела.

Как раз эта запись, говорит сторона обвинения, и служит доказательством вины Куляжевой в вымогательстве. Однако сама женщина вину не признает. Говорит, все, что на ней зафиксировано, — это переговоры бывших супругов о разделе имущества, поскольку Куляжев вопреки заключенному брачному договору не разделил с ней деньги со своих счетов. По словам подсудимой, перед разводом Куляжев вывел порядка 83 миллионов рублей, чтобы не подвергать их дележке — имеющейся папкой «компромата» женщина хотела напомнить чиновнику об исполнении обязательств, однако оказалась под следствием вместе с Прохоровым и Заббаровым.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Каждому из тройки обвиняемых вменяется идентичная статья о вымогательстве имущества в «особо крупном». И максимальное наказание по ней составляет 15 лет лишения свободы — прокурор же запросил для Куляжевой 8 лет колонии общего режима, а для Заббарова и Прохорова — по 7 и 6 лет «строгача» соответственно.

Бывшие силовики признали вину лишь частично.

Куляжева: «Я выходила замуж за иногороднего студента»

Последний процесс по делу Куляжевой председательствующая Ирина Саматошенкова открыла с небольшого предостережения — судья зачитала статью 292 УПК РФ, из которой следует, что «председательствующий вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому уголовному делу, а также доказательств, признанных недопустимыми».

— Поэтому, если вы будете отклоняться от обстоятельств дела, вы будете остановлены. Не злоупотребляйте, пожалуйста, своими правами. Все, Инесса Андреевна, готовы? — спросила судья, отказавшаяся ранее приобщать к делу около 70 ходатайств Куляжевой как не относящихся к делу.

— Да, сейчас. Я хочу начать с краткой предыстории, что я вышла замуж за иногороднего студента третьего курса энергоинститута города Казани Куляжева Игоря Владимировича — и прожила с ним в браке более 35 лет. Есть сын, внук и внучка. Мы жили вместе с моими родителями 9 лет, и все это время они нам помогали материально. Куляжев учился в институте, я работала. Более 30 лет я работаю индивидуальным предпринимателем: бизнес-полеты в Китай и Турцию. Поэтому первые 20 лет я полностью содержала всю свою семью, — начала свою речь подсудимая.

Вскоре ее остановит председательствующая, однако перед этим Куляжева еще успеет сказать, что ее родители, после того как Куляжев закончил институт, помогли тому устроиться в администрацию Московского района Казани, чтобы молодой человек мог сделать карьеру. Когда же родители подсудимой скончались, «Куляжев не только не пошел на похороны, но и не дал на них ни копейки», заявила Куляжева. Примечательно, что в «отказном» постановлении Следкома, не нашедшего состава преступления в действиях Куляжева, фигурируют его объяснения, где тот помогает с похоронами родителей своей «подруге» Диане Забродиной.

Автор фото: мэрия Казани

Подсудимая продолжила: «И вот какое-то время назад, лет 10-13, его отношение ко мне изменилось, появилось охлаждение, он стал меньше общаться со мной, меньше проводить семейных праздников, не ночевать дома. Одну, две, три ночи говорил, что командировки, перестал ездить на отдых со мной за границу. Стал летать на отдых якобы с друзьями. Ну, и я, как женщина и жена, почувствовала, что меня обманывают, почувствовала, что у него появилась другая женщина».

— Как-то один раз я пришла домой, он сидел на кухне, разговаривал по телефону, был сильно выпивший и не слышал, что я пришла. В разговоре несколько раз проскочило, что «все-все, я сейчас готовлюсь к разводу и скоро его оформлю». С кем он разговаривал, я не знаю, потом он услышал, что я пришла, и разговор по телефону свернул. Но пока он разговаривал по телефону, он меня не видел. Я все поняла, пазлы в голове сложились с учетом того, о чем говорилось выше, — заявила Куляжева.

Женщина поняла, что ее муж готовится к разводу, — и позднее, в рамках уже гражданского дела, она поймёт, в чем заключалась эта подготовка. А заключалась она в выводе 83 миллионов рублей, как считает Куляжева. Движение именно такой суммы на счетах бывшего мужа подсудимая смогла отследить в рамках гражданского дела, запросив по Куляжеву банковские документы. Не исключено, что по мере поступления новых ответов на запросы, эта сумма станет больше, говорит подсудимая.

Отметим, что говорила все это Куляжева, срываясь на обвинения. Говорила, что Куляжев использует административный ресурс, что ему «видимо, наплевать на законы РФ» — за это председательствующая сделала ей замечание. Однако женщину это остановило мало, она продолжила.

— Он пошел к министру [Хохорину] и пять раз переписывал заявление под диктовку — он это говорил в своих показаниях, здесь в суде, — свое заявление, на свою бывшую супругу, с которой прожил более 35 лет, чтобы не смела требовать того, что полагается ей по закону. А также то, что он обещал ей при разводе. Что он обещал и фирмы сделать, и имущество разделить — то, которое сверх того, что указано в брачном договоре. И, значит, исполнение брачного договора, и денег 100 миллионов — компенсация. Обещал все это, только чтобы уйти туда, куда хотел…  И вот... Говорить можно, что у нас по соседству с Хохориным дома? С его сыном, тещей. И Дроздов, который… — но Куляжеву снова прервали.

В конце концов Куляжева объяснила, что вся эта автобиографическая подводка служила обоснованием ее мотивации обратиться к Прохорову и Заббарову — раз Куляжев готовится к разводу, то и она тоже будет.

«Куляжев — лжет»

Что успели собрать на Куляжева бывшие силовики? Подсудимая считает, что вся информация на него содержалась в некой «черной папке» Прохорова, фигурировала которая еще на первой встрече Куляжева и подсудимых.

«Члены семьи Шевырева и Шевырев, вот они создали схему работы. И когда Куляжев дома выпивал, рассказывал, как они с Шевыревым откаты, деньги пилят. И так как мы много лет дружим семьями с Шевыревыми, вместе путешествовали по миру, то огромный объем информации у меня был постоянно на слуху. Куляжев, Шевырев и Шевырева употребляли много алкоголя, вели много разговоров в компании по телефонам, — начала излагать суть содержания «черной папки» Куляжева. — А так как я не употребляю алкоголь, других веществ, не курю, морально устойчива, всю жизнь работала и регулярно была за рулем, развозила компанию, поэтому я и слышала большое количество названий организаций, фамилии учредителей, бухгалтеров, директоров, слышала много информации, которую невозможно обнаружить ни в одной базе данных.

Например, только на общесемейных вечеринках можно услышать, что Стасик Шевырев подарил своему сыну асфальтовый завод. Или от самого Шевырева: «Мы миллиардеры, жизнь удалась». Или услышать разговор, что на Горьковской развязке столбы «будем заливать бетоном не нормативной марки — экономия».

Куляжеву снова прервали и попросили говорить ближе к обвинению. Представитель потерпевшего Нияз Абдразаков даже попросил применить 258-ю статью УПК РФ и удалить подсудимую в связи с нарушением порядка судебного заседания, а выступление в прениях юрист попросил делегировать ее защитнику Юрию Ложкину. Судья снова сделала Куляжевой замечание, та снова продолжила, но уже более детально, сфокусировавшись на анализе показаний потерпевшего.

Так, Куляжева отметила, что первое, что сделал ее бывший супруг, как вышел из квартиры с Прохоровым,— позвонил Шевыреву, а тот предложил решить вопрос через Сафина. Куляжева считает, что подобная инициативность Шевырева связана с тем, что он, как главный «держатель» холдинга, больше всего и испугался обращения Куляжевой, поскольку его большая часть посвящена именно Шевыреву и его семье.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Дальше Куляжева посвятила свое выступление изобличению бывшего мужа — подсудимая отметила, что никаких требований от Прохорова и Заббарова или ее самой на встрече в квартире не озвучивалось. В распоряжении Куляжевой есть соответствующая аудиозапись встречи.

— Куляжев, не зная, что Прохоровым велась аудиозапись встречи от 20 июня, полностью оговорил и оболгал меня и Прохорова: «Куляжева пояснила, что она при содействии присутствующих лиц, двух мужчин, собрала на меня некий компромат, который намерена предоставить в правоохранительные органы и СМИ в случае, если я откажусь пойти на ее условия», — зачитала подсудимая протокол допроса бывшего мужа.

Подобным образом Куляжева отрицает и то, что якобы угрожала своему бывшему мужу распространить компромат в СМИ.

Ожидается, что на следующих процессах подсудимая продолжит свое выступление в прениях, после чего в судебном заседании выступит ее защитник.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей