«Не сказал про договоренности»: адвокаты Закирова допросили потерпевшего
По делу экс-начотдела казанского СКР Радик Губаев рассказал о деталях задержания и допросах с фокусом на оказание давления. Но позже защита вскрыла интересные факты, которые потерпевший предпочел недоговорить.

Кировский райсуд Казани продолжил рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего руководителя следственного отдела Приволжского района СУ СКР по РТ Эдуарда Закирова и его подчиненного Евгения Скрипникова. Оба обвиняются в превышении полномочий группой лиц из личной заинтересованности с причинением тяжких последствий. На прошлом заседании прокуратура зачитала обвинительное заключение, подсудимые и адвокаты выразили предварительное отношение к нему.
Прошедшее заседание председательствующий Булат Шарафутдинов посвятил допросу потерпевшего Радика Губаева. По традиции первой начала сторона обвинения, которую представляли Сабина Марфина и Диляра Яфизова.

Радик Губаев рассказал, что в сентябре 2023 года в его компании «Таскшеринг Рус» образовался долг в районе 80 миллионов рублей перед «Татэко». К декабрю удалось закрыть около 40 миллионов, и в конечном итоге сумма снизилась до 48 миллионов. По его словам, эта цифра являлась телом основного долга, однако кредитор решил добавить пени — еще 65 миллионов рублей. Потерпевший с этим не согласился и сообщил Марату Сахапову (бенефициар «Татэко». — «ВК»), что для решения спорной ситуации тому необходимо обратиться в арбитраж.
В марте 2024 года дело поступает в арбитражный суд, Губаев распоряжается перечислить на депозит суда 40 миллионов в качестве обеспечительной меры, а также для закрепления твердых намерений оплатить долг. Остальные восемь миллионов суду предоставил в залог техникой компании. Таким образом, говорит Губаев, он никогда не отказывался от оплаты суммы основного долга. Кстати, забегая вперед, путем обжалования решения Арбитражного суда Татарстана сумму пени удалось снизить с 65 до 32 миллионов рублей.
Фиктивное дело
Губаев пояснил, что в августе 2024 года был задержан сотрудниками ОМОН недалеко от своего дома в Альметьевске. Произошло все около шести утра, вместе с бойцами был Евгений Скрипников, он представился, после задержанного доставили в Казань. Уже в отделе СКР по Приволжскому району Казани Губаеву рассказали, что возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Якобы заявление подано по факту задолженности перед «Татэко».

— Вопрос таким образом стоял: либо я сегодня сумму оплачиваю и уезжаю домой, либо еду в СИЗО. Скрипников говорил, что нужно оплатить всю сумму, но у меня не было таких денег. Вечером на счет компании поступили 15 миллионов, они предназначались на зарплаты сотрудникам и другое. Я попросил телефон, позвонил главному бухгалтеру, она произвела платеж. Скрипников сказал, чтобы мы с Сахаповым решали вопрос. После мой адвокат Александр Меньщиков позвонил Сахапову, отправил платежку и попросил, чтобы меня не задерживали, — рассказал прокурору Радик Губаев.
Договорила историю с задержанием уже сама гособвинитель Сабина Марфина: «То есть уже были предприняты меры к вашему доставлению в следственный изолятор, ИВС. Конвой приехал, вы осознавали, что риск есть, что вас доставят в изолятор и вы произвели оплату и вас отпустили», потерпевший одобрительно кивнул.
Таким образом, путем возбуждения уголовного дела Губаев погасил основную сумму задолженности размером 48 миллионов. Он взял два кредита и добавил деньги, полученные в ходе коммерческой деятельности. После завершения арбитражей 32 миллиона рублей были автоматически списаны с депозита суда, остальное было возвращено.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Адвокаты экс-следователи заставили попотеть
Первой задала вопрос Тамара Таболова, она попросила пояснить, знает ли потерпевший, что «Татэко» несла убытки из-за дебиторской задолженности. Также юрист попросила прокомментировать, какие претензии имеются к Закирову и Скрипникову. На что получила ответ, что между «Таскшеринг Рус» и «Татэко» был договор, по которому часто возникали задолженности, а среди претензий — незаконное возбуждение дела.
После в бой вступил бывший следователь СКР, а ныне известный адвокат Эдуард Гайнуллин. В течение часа он методично бомбардировал Губаева вопросами, выясняя детали задержания, уголовного дела и последующего похода в ФСБ с заявлением на подсудимых. Просил уточнить время, место, подробности в документах, заявлениях, чем вызвал гнев обвинения. Но ни один вопрос судом отклонен не был.
Спустя часового истязания для «нокаутирующего удара» вышел еще один экс-сотрудник регионального СК, адвокат Айрат Уразманов. Он поинтересовался деталями беседы потерпевшего с Эдуардом Закировым. Были ли угрозы или давление и сообщал ли он, что «действует из чьего-то интереса»?

— Он говорил лишь: «Погашаете долг — закрывается уголовное дело». Там дословно не помню, суть такая была. Дело было возбуждено из-за задолженности. Я понимал, что речь в целом идет про Сахапова, однако конкретно Закиров мне не сказал, что были какие-то договоренности, — ответил Радик Губаев.
Затронули тему неуплаты долга в 48 миллионов самостоятельно, без привлечения арбитража. Защита не совсем понимает, по какой причине нужно было вносить деньги на депозит суда, а не напрямую кредитору. И вели ли разговор с Сахаповым по задолженностям компании «Проммаш» и ее долгу перед «Татэко», поскольку ранее он заявлял об отсутствии у него информации.
На первый вопрос Губаев ответил стандартно, якобы его не устраивали проценты. Но по долгам сторонней для него компании заявил, что не помнит такого разговора и о задолженности не знал. Еще забыл, участвовал ли в разрешении долга между компаниями, а к «Проммаш» никакого отношения не имеет. Однако выяснилось, ранее Губаев выступал поручителем для них при заключении соглашения с «Восток-Лизинг», якобы «это нормальная практика, когда компания идет к другой поручителем».

Причем тут «Проммаш»
В ходе допроса адвокат напомнил, что «Проммаш» и «Татэко» вели сделки по топливным картам и в рамках сотрудничества «Таскшеринг Рус» Губаева выступил поручителем последних. Оказалось этот факт потерпевший совсем забыл, но вспомнил, что попросил его об этом Зуфар Хусаинов [директор «Проммаша»]. Более подробно помогла разобраться стенограмма телефонного разговора между Губаевым и Сахаповым. Оба обсуждали вопросы погашения задолженности между тремя компаниями.
На допросе установлено — «Таскшеринг Рус» в итоге сотрудничали с «Проммаш» и первая имела задолженность, так же как и перед «Татэко». В ситуации решили передать долг по переуступке, но не оформляя соответствующих документов. Это подтверждается протоколом допроса Губаева во время предварительного расследования. Там же говорится и про документы «Проммаша», изъятые из его офиса во время обысков силовиками.
На прямой вопрос — какой ущерб причинен от действий Эдуарда Закирова, потерпевший отвечать не стал. Радик Губаев сказал, что ему необходимо время для подготовки сформулировать позицию. После чего судья объявил перерыв до 15 декабря.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
Покупка машино-места на этапе строительства — удачная инвестиция.
Глава Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов объявил о планах по переосмыслению улицы Профсоюзной. Многие решили, что улица может стать полностью пешеходной.
За год число ДТП в республике выросло в 2,5 раза. Власти ищут причины и вызывают руководителей районов «на ковер». Пора начинать большую работу - через «десятилетку» по всей стране почти не должно случаться аварий.
Какую культуру пронес служилый народ царской России и как сохранить свою идентичность — в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает культуролог, магистрант Казанского государственного института культуры.










