Происшествия
21 апреля 17:57
Автор материала:Дилия Мингазова

Смерти подростков на квадроциклах не стали уроком для Татарстана

Пока взрослые уже который год думают, как обезопасить несовершеннолетних от опасных игрушек, юные «водители» продолжают гибнуть на дорогах республики.

Смерти подростков на квадроциклах не стали уроком для Татарстана

Автор фото: Госавтоинспекция Татарстана

Вечером 20 апреля в Пестречинском районе Татарстана произошла очередная авария с детьми на квадроциклах. Возле села Кощаково 15-летняя девочка за рулем транспорта выехала на дорогу вместе со своим младшим братом на пассажирском сиденье. Квадроцикл столкнулся с попутно двигавшимся автомобилем и от удара перевернулся. В результате девочка получила тяжелые травмы, а пассажир, ее 12-летний братик, погиб.

«При совершении маневра перестроения она не предоставила приоритет в движении автомобилю, что привело к столкновению. От полученных травм мальчик скончался в автомобиле скорой помощи, его сестра госпитализирована», — отметили в пресс-службе Следственного комитета России.

Автор фото: прокуратура Татарстана

После смертельной аварии в Татарстане возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения». Отмечается, что председатель СК России Александр Бастрыкин поручил руководителю республиканского Следкома Владимиру Липскому доложить о ходе расследования уголовного дела.

Источник: прокуратура Татарстана

Печальная статистика


Это уже далеко не первая такая ситуация не только в России, но и в Татарстане. Только за прошлый год в республике произошло 24 аварии с участием детей на мототранспорте. В них погибли три ребенка, а пострадали 25. Например, в августе в Лениногорском районе 15-летний подросток на питбайке наехал на лошадь. Он опрокинулся и, получив тяжелые травмы, погиб на месте. Также в сентябре в Казани 13-летний школьник на квадроцикле столкнулся с мотоциклом, въехал в ограждение и скончался от полученных травм.

Последняя громкая история была у нас в сентябре - тогда на квадроцикле в ходе погони от полицейских погиб 13-летний мальчик. Правоохранители увидели транспорт без номеров на заправке, молодой человек попытался от них скрыться. В итоге подросток протаранил мотоцикл ГИБДД – от удара квадроцикл вылетел на обочину, ребенок потерял управление и разбился. После этого случая Госавтоинспекция Татарстана просила ограничить детям езду на питбайках и квадроциклах.

«Встречи с родителями проходят, но... когда уже поздно. Нам важно проинформировать население до происшествий, а не после», - комментировал статистику начальник отделения ГАИ по Казани Михаил Савин.  

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

С начала 2025 года с участием детей до 16 лет в Татарстане зарегистрировано 75 ДТП. В ходе аварий 82 ребенка пострадали, двое погибло. С участием несовершеннолетних, управлявших транспортом, зарегистрировано всего две аварии: один подросток погиб, еще двое пострадали, рассказал «Вечерней Казани» представитель отдела пропаганды БДД УГИБДД МВД по Татарстану Рушан Шакиров.

«В 99% случаев покупают родители»

По словам автоюриста Владлена Копвиллема, чаще всего детям квадроциклы покупают родители. В других случаях у несовершеннолетних просто есть возможность взять технику родителей и кататься на ней безнаказанно.

- Одно дело, когда он катается в поле, еще можно как-то это понять. Питбайк — это спортивное снаряжение. Но большинство подростков так или иначе понимают, что все меняется, когда они выезжают на дорогу общего пользования. Кто-то больше осознает, кто-то меньше. В противном случае либо родители это не донесли, либо родители знают, что их ребенок ездит на квадроцикле или питбайке, но считают, что это нормально. Когда человек еще молодой, у него не всегда развиты инстинкты самосохранения - кажется, что можно успеть, проскочить, чтобы не быть пойманным. Начался летний период, каждую неделю где-то будет какой-то трагический случай, - уверен спикер.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

С тем, что ответственность должны нести родители, согласен и редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

- На квадроцикле можно ездить лишь с 16 лет. Если родители купили детям квадроцикл, значит, деньги у них есть. Скорее всего, купили, может, на день рождения подарили, разрешили ездить на нем или ребенок взял транспорт самовольно. Для родителей должна быть более жесткая ответственность за действия своих детей, - уверен спикер.

«Нет другого выхода, кроме как полностью запретить покупку питбайков»

Ситуацию можно изменить лишь с помощью высоких штрафов, полагает Копвиллем. Родителей должны наказывать за передачу питбайка или квадроцикла человеку, заведомо не имеющему водительского удостоверения.

- Надо штрафовать. Но без активного участия полиции, ведь сотрудников полиции у нас не хватает. Если ГАИ поймает ребенка, она выпишет владельцу транспорта штраф в 30 тысяч рублей. Много это или мало? Для кого-то очень много, для кого-то нет. Потом, наверное, надо детей обучать, объяснять, что можно, что нельзя. Но это работает, к сожалению, на длинном отрезке. Мы же хотим, чтобы уже завтра ситуация изменилась, — обращает внимание автоюрист.

Другое мнение высказал бывший депутат Госсовета РТ, ректор ИСГЗ Раиль Шамсутдинов. Прошлым летом на заседании Госсовета он выступал за ужесточение контроля за питбайками и квадроциклами. Он считает: чтобы переломить ситуацию, нужно работать как со школами, так и с родителями.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- В прошлом году все районные отделы образования, все школы, директора и родители были уже в этом плане информированы, — рассказал Шамсутдинов. — Но со временем работа сошла на нет. Потому что питбайки — это вещь сезонная. Сейчас, весной-летом, снова возникает ситуация, когда детям покупают такие «игрушки». Работа была проделана, но она временная, не системная. Как у нас что-то случилось, так мы сразу реагируем. Пока не случилось ничего — дело не двигается.

Как отметил спикер, питбайки и квадроциклы можно даже купить на маркетплейсах. Это доступно любому ребенку, у которого есть пара десятков тысяч рублей. Родители могут даже не знать, чем на самом деле занят их сын или дочь — думают, что он просто ушел гулять во двор. Поэтому такие ситуации и происходят, считает собеседник.

- Здесь нет другого выхода, кроме как полностью запретить покупку питбайков. Или разрешить их использование только во время спортивных соревнований, чтобы ни в коем случае, даже, например, в поле, в горах, не было доступа у детей. Может, запретить надо, но это очень долгий процесс. Здесь надо вносить изменения в федеральное законодательство, а потом и договариваться с бизнесом. Пока к этому вот мы не пришли, — заключил эксперт.

Безопасность детей на дорогах остается на повестке

Как раз ужесточить законы после трагедии в Пестречинском районе предложила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Как отметила омбудсмен, в неумелых детских руках этот транспорт становится угрозой не только окружающим, но и самим несовершеннолетним «водителям».

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Настаиваю на введении серьезных штрафов для родителей, разрешающих своим детям ездить на квадроциклах, мопедах и мотоциклах без соблюдения установленных норм и требований. Мною предложено ввести возрастные ограничения для управления такими транспортными средствами, установить обязательное требование иметь водительские права соответствующей категории и значительно повысить уровень санкций за нарушения, — отметила Волынец в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани».

Но никакие штрафы не вернут погибшего ребёнка. За обеспечение безопасности ребенка в первую очередь отвечают родители, напомнила Волынец.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей