В Татарстане дважды оправдали гражданина Узбекистана по делу об убийстве
В Альметьевске суд присяжных посчитал, что иностранец не виновен в убийстве 17-летней давности. Прокуратура будет обжаловать решение.

Уже дважды казанский адвокат бюро «Валеев и партнеры» Сергей Николаев смог добиться оправдания своего подзащитного Эмиля Бикбова, обвинявшегося в убийстве 68-летнего пенсионера Раиса Лутфуллина. Мужчину нашли мертвым в салоне собственного авто недалеко от деревни Миннибаево Альметьевского района Татарстана в марте 2008 года.
Защита смогла доказать невиновность 38-летнего гражданина Узбекистана несмотря на невозможность допроса ключевых свидетелей защиты. Осложнило положение Бикбова и то, что он находился в розыске 16 лет, однако шесть из семи присяжных посчитали его вину недоказанной.
В чем обвиняли Эмиля Бикбова?
По версии следствия и прокуратуры, подсудимый решился на преступление из-за «личных неприязненных отношений» с убитым. Все происходило в доме жертвы по улице Дорожная, 16, деревни Миннибаево: в ночь на 8 марта 2008 года между пострадавшим Лутфуллиным и Бикбовым завязалась словесная перепалка, переросшая в драку.
Обвиняемый, как считают силовики, нанес пенсионеру не менее 17 ударов по голове и жизненно важным органам – бил при этом руками и ногами. Результат этой потасовки: отек мозга и смерть Лутфуллина.

Из обвинительного заключения также следует, что мужчины находились в состоянии алкогольного опьянения и ранее знали друг друга – Бикбов встречался с 15-летней внучкой новой супруги Лутфуллина. К моменту их предполагаемого конфликта подсудимому еще не исполнилось и 22-х лет.
Что же касается финала этой истории, то тело 68-летнего Лутфуллина с признаками насильственной смерти обнаружили в авто на трассе Альметьевск – Лениногорск. Машина находилась в кювете, у нее было разбито стекло со стороны водителя и повреждено лобовое.
Что говорили свидетели обвинения?
За пять месяцев до своей смерти погибший Раис Лутфуллин женился во второй раз – новой избранницей мужчины стала на тот момент 52-летняя Гульсина Садретдинова. Она и ее внучка Зарина вместе с Бикбовым находились в момент трагедии дома – именно показания женщин легли в основу обвинения.
Последние протоколы их допроса показали, что началом конфликта послужил какой-то спор между Лутфуллиным и Садретдиновой. Затем пенсионер якобы начал душить свою супругу, как вдруг за нее заступился только что вошедший в дом Бикбов.
Из показаний его девушки Зарины следует, что они пришли с прогулки примерно в 23:00, чтобы выпить чаю. До этого времени, с 19:30, Зарина была с Бикбовым, они пили пиво в каморке сторожа детского сада Фарита. Этот Фарит был другом подсудимого. Лутфуллин же и Садретдинова все это время проводили с гостями: был стол и выпивка. Когда Зарина с Бикбовым вошли в дом, то гости уже ушли.

Итак, Бикбов оттаскивает Лутфуллина от супруги, а дальше между мужчинами происходит драка, однозначное преимущество в которой за подсудимым. Дальше: «не менее 17 ударов», кровь, летальный исход. Это, по крайней мере, следует из показаний женщин.
Бывшая девушка Бикбова, также рассказала следователям, что тело Лутфуллина подсудимый отнес в его ВАЗ-2104 и поехал в неизвестном направлении. Уже под утро звонил по телефону и справлялся – не ищут ли его правоохранители?
Где скрывался Бикбов?
Задержали Бикбова в соседней Башкирии в 2024 году – там подсудимый жил 16 лет, занимался отделкой квартир, даже завел семью и детей. При этом находился все время в розыске. Силовики просто нагрянули к нему в квартиру, заковали в наручники, а дальше предполагаемый преступник по решению суда отправился в СИЗО.
С самого начала следствия мужчина отрицал свою вину, однако его версия мало интересовала правоохранителей – и уже через три месяца дело дошло до Альметьевского городского суда, а в январе 2025-го года присяжные вынесли первый оправдательный вердикт.
Бикбов оказался на свободе, однако сразу после оглашения приговора его снова задержали, но уже по административному делу о нарушении миграционного законодательства – поместили в изолятор временного содержания, где он дожидался пересмотра дела, поскольку прокуратура с вердиктом не согласилась и подала соответствующую жалобу.

С началом нового рассмотрения дела Бикбова снова отправили в СИЗО, а после второго оправдания – в изолятор временного содержания все по той же «административке». Вчерашнему подсудимому грозит выдворение из страны и многолетний запрет на въезд.
При этом Бикбов рискует вновь примерить на себя статус подсудимого – надзорное ведомство уже направило апелляционную жалобу в Верховный суд Татарстана во второй раз.
Почему Бикбова снова оправдали?
По словам защитника подсудимого, адвоката бюро «Валеев и партнеры» Сергея Николаева, доказать невиновность Эмиля удалось благодаря вскрывшимся противоречиям в версии обвинения. Во-первых, говорит юрист, в деле нет ни одной экспертизы, которая прямо указала бы на то, что удары Лутфуллину наносил именно Бикбов – все основано лишь на свидетельских показаниях. Во-вторых, у убитого и его супруги был конфликт, что подтвердила и сама Гульсина Садретдинова.
Как раз вокруг их конфликта и скопились основные противоречия. В своих последних показаниях на следствии женщина заявила, что «приставать» к ней Лутфуллин начал из-за того, что под алкоголем увидел в ней умершую бывшую супругу. Адвокат в этой версии усомнился: в деле нет документов подтверждающих психическое нездоровье обвиняемого, а вот драки в новой семье Лутфуллина время от времени происходили – и их слышали соседи.
Так, по словам свидетелей, в день трагедии погибший кричал «убивают», при этом женский голос агрессивно просил его замолчать. Присяжные, впрочем, этих показаний не услышали, тем не менее адвокат Николаев указал им на другую важную зацепку: за 23 дня до своей смерти пенсионер продал дом за 1,3 миллиона рублей, чтобы купить квартиру в Альметьевске. А после этого члены его новой семьи вдруг закрыли кредиты на более чем 700 тысяч рублей – при этом на следствии «родня» убитого денежный вопрос полностью игнорировала.
По версии защиты, именно внезапное обнаружение Лутфуллиным пропажи своих денег могло послужить причиной конфликта, который, по некоторому обыкновению супругов, уже и перерос в драку.
– Чем были нанесены повреждения? Согласно судебно-медицинской экспертизе, твердым тупым предметом. Сколько раз ударили по голове? Достоверно – шесть. Произошло кровоизлияние и, осложнивший состояние, отёк. На теле также имелись следы побоев, но они были незначительные, вреда здоровью не причинили. Вопрос: нанести шесть ударов по голове пожилому человеку, 68-и лет, рост 160, способен был только мужчина?, – произнес в своей речи перед присяжными адвокат Сергей Николаев.
Отдельно защитник обратил внимание и на другое противоречие по делу: внезапно во время своего допроса в суде Садретдинова обвинила в смерти Лутфуллина его дочь: «Он поехал к тебе и это ты его убила», — говорила женщина.

В пользу Бикбова говорит также и то, что никто из трех присутствующих после трагедии не вызвал полицию – и, кроме того, женщины даже начали вытирать с пола кровь Лутфуллина, а ковер, на который она попала, выбросили. Все это Садретдинова с внучкой сначала отрицали на допросах, но когда следователи нашли ковер со следами крови у соседей, то они сознались: сказали, что поступили так, чтобы ничего в доме не напоминало о трагедии. Отметим, что уничтожение улик происходило в течение двух дней после драки с Лутфуллиным.
Как все было на самом деле: версия защиты
В своем допросе Эмиль Бикбов рассказал, что ночью 7 марта он находился в детском саду, где сторожем работал его друг Фарит. В тот день подсудимый остался вместо него – это, как следует из показаний обвиняемого, иногда случалось, и тогда же к Бикбову приходила Зарина.
Вечером 7 марта они снова договорились встретиться: Зарина пришла в детский сад после 22:00, как ей вдруг позвонила тетя Гульшат Садова, дочь Гульсины Садретдиновой. Рассказала о драке между Лутфуллиным и матерью, попросила девочку прийти домой – та взяла с собой Эмиля.
Они поднялись на этаж, Зарина попросила его подождать в подъезде. Парень простоял около 10 минут, после чего уже Гульшат нервно попросила его войти в квартиру.
– Я зашел, на пороге снял обувь и подошел к залу, так как там стояли Зарина и Гульсина. В зале на полу недалеко от дверного проема возле дивана на спине без движений лежал Раис, головой к дверному проему. Гульшат держала пакет у него на голове, а именно скручивала низ пакета в районе шеи. Пакет был мусорный, неплотный, прозрачный, какого оттенка я не могу сказать, – рассказал подсудимый силовикам.
Жив ли был Лутфуллин на тот момент, подсудимый сказать не смог – но пакет на его голове был неподвижен. Бикбов предположил на следствии, что Гульшат таким образом хотела не испачкать пол кровью. А кровь на полу Бикбов все же увидел – в зале была лужа размером примерно пять на 10 сантиметров.
– Гульшат держала пакет, а Гульсина в это время сказала: «если сейчас убежишь и не поможешь нам, то все это произошедшее мы повесим на тебя. У меня связи большие, нас трое, а ты один, нам больше поверят». Гульсина была в очень возбужденном агрессивном состоянии, была пьяная, от нее исходил отчетливый запах алкоголя, это также было для меня очевидно по ее голосу, движениям. Гульшат добавила, что я встречаюсь с несовершеннолетней Зариной, что если что они меня посадят в тюрьму. Я испугался и остался там, – говорил Бикбов на своем допросе.

Дальше по инициативе Гульшат подсудимый вынес тело Лутфуллина из квартиры – при этом Гульшат и Зарина помогали ему. Труп поместили на заднее сидение «четверки» убитого, за руль сел Бикбов, а Гульшат и Зарина сели сзади, «окружив» тело Лутфуллина, предварительно пристегнув его ремнем безопасности.
По указу Гульшат Бикбов выехал из деревни и оставил машину на обочине трассы Альметьевск-Лениногорск. Операцией, как говорит подсудимый, руководила Гульшат – она указывала дорогу и она просила оставить машину на обочине. Итоговый план, как считает подсудимый, заключался в том, чтобы создать у силовиков впечатление, что на Лутфуллина где-то напали, он сел за руль, а в движении его якобы настигли последствия в виде отека мозга, из-за чего пенсионер и выехал на обочину и скончался.
Лутфуллина даже пересадили на водительское сидение, но Бикбов из-за недопонимания с Гульшат зачем-то разбил молотком водительское окно и повредил лобовое – он подумал, что необходимо создать впечатление будто напали на Лутфуллина прямо на дороге, но ошибся.
С места фейкового происшествия троица ушла по полю, затем свидетели и подсудимый вышли на дорогу, где встретили попутку и добрались до Миннибаево. Гульшат, говорил Бикбов следствию, предложила ему уехать к родне на несколько дней пока все не уляжется. Тот согласился. А дальше женщины дали на него показания.
– Мы созванивались с Зариной и примерно через 3-4 дня она мне сказала, что приезжала милиция, проводила обыск, нашли ковер с кровью, всех их допрашивали, но отпустили и теперь тебя ищет милиция, хотя якобы она сама им подтвердила, что я Раис абый не трогал. После этого я понял, что раз милиция выяснила, что Раис абый убили в квартире, при этом Садретдинову и Садову отпустили, а ищут меня, значит они всё повесили на меня. После этого я конечно был в полном отчаянии, не знал, что делать и решил не возвращаться, надеялся, что там всё выяснят, разберутся, может быть отпечатки пальцев, не знаю, через биллинг, через звонки установят, что они лгут, что это они сами избили Раис абый. Потом от брата я узнал, что его задерживали, вообще жестко с ним обращались, держали много дней, и прямо сказали, что если не найдем Эмиля, посадим тебя! Я слово в слово передаю, что мне брат сказал, он врать не будет. Поэтому я понял, что никто разбираться не собирается. Как Гульсина сказала: у меня связи большие, нам поверят, я понял, что так и происходит, поэтому я остался в Башкирии, работал, занимался евроремонтом, создал семью, два сына у меня родились, – объясняет свою позицию Бикбов.
Его адвокат Сергей Николаев также заявил в речи перед присяжными, что убили Лутфуллина ненамеренно, но смерть мужчины пришлась новой семьей «очень кстати», поскольку деньги пенсионера помогли закрыть их кредиты. Так, например, Гульшат Садова на 12 день после смерти Лутфуллина погасила свои кредиты на 313 тысяч рублей, а также кредит своего умершего супруга Ильшата Раисова на 413 тысяч рублей. При этом Садова, как отмечает защитник, гасила задолженности и до смерти Лутфуллина, но уже после продажи дома.

Теперь стороны по делу ожидают рассмотрения апелляционной жалобы прокуратуры. Заседание пройдет в Верховном суде Татарстана. Защита также ожидает разрешения административного дела Бикбова.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Транспортная инфраструктура столицы Татарстана продолжает переживать кризис. Из-за нехватки в отрасли денег страдают в первую очередь пассажиры. Они недовольны не только состоянием общественного транспорта, но и ценами на проезд.
С начала ввода в эксплуатацию первых станций метро прошло уже больше двадцати лет. Только в прошлом году в Казани снова началось строительство новой ветки. Рассказываем, что было сделано и планируется в наступившем году.
Объясняем, почему в прогремевшем на всю страну процессе выводы экспертов не повлияли на окончательное решение Фемиды.
Главным политическим событием ушедшего года для республики стали выборы раиса, а также избрание по-новому градоначальника Казани. Также регион смог добиться того, что его позицию по муниципальной реформе услышала Москва.
В январские праздники природная стихия решила показать всю свою силу. Из-за непогоды задержали десятки авиарейсов, остановилось движение. И это еще не все - синоптики обещают продолжение.












