ЖКХ
31 июля 08:35
Автор материала:Елизавета Зеленина

Коммунальные сети Татарстана ждут миллиардов для замены

В ремонте нуждается треть инженерных сетей республики, а коммунальщики планируют активнее использовать цифровой рубль. Также власти отчитались о снижении пассажиропотока в аэропортах из-за угроз атаки БПЛА.

Коммунальные сети Татарстана ждут миллиардов для замены

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Обещают повысить зарплаты

В Татарстане модернизация коммунальной инфраструктуры идет на основании меморандума, заключенного между министерством строительства и ЖКХ России и Кабмином республики. Этот документ, действующий до 15 января 2031 года, определяет условия софинансирования проектов модернизации. Опираясь на положения меморандума, власти Татарстана разработали стратегию развития сферы тарифного регулирования на период с 2026 по 2030 год, которую на заседании коллегии Госкомитета Татарстан по тарифам представила первый заместитель председателя ведомства Лариса Хабибуллина.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Так, планируется повысить заработную плату работников в сфере водоснабжения до среднеотраслевого уровня, рассказала Хабибуллина в ходе доклада. Однако какой будет зарплата – не сообщается.

Данное решение – одно из пяти ключевых направлений проекта по реформированию сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения. К остальным относятся:

- модернизация коммунальной инфраструктуры;

- введение пообъектного учета;

- внедрение тарифного регулирования, основанного на разделении расходов организаций на текущие и инвестиционные;

- использование цифрового рубля;

- усиление контроля над объектами коммунальной инфраструктуры, построенными за счет платы за подключение.

Также Хабибуллина сказала о цифровизации тарифного регулирования. Оно включает в себя создание единой информационной системы и внедрение ФГИС «Тариф», развитие инфраструктуры, внедрение типовых электронных форм экспертных заключений и тарифных заявок, а также обеспечение защиты данных и кибербезопасности.

Во время пресс-подхода Хабибуллина отметила, что другим аспектом тарифного регулирования на уровне республики является специальная надбавка к цене газа. Она не распространяется на население, но влияет на стоимость газа для промышленных предприятий и теплоснабжающих организаций. Согласно планам федерального правительства, планируется довести данный показатель до 50 процентов. В настоящее время он составляет 35 процентов от стоимости транспортировки газа.

Еще одним элементом регулирования в газовой сфере являются платы за снабженческие и бытовые услуги. В 2025-2026 годах их введение не планируется, что согласовано с ООО «Таттрансгаз Казань». В перспективе рассматривается возможность интеграции газоснабжения в единый платежный документ.

В Москве дешевле, чем в Казани

В 2024 году завершены работы на Казанской ТЭЦ-2 «Татэнерго» и Казанской ТЭЦ-3 «ТГК-16», доложил заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Марат Минибаев. Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в Татарстане по льготной ставке составляет 6600 рублей, сообщил спикер. В Москве аналогичная услуга обходится дешевле, 5994 рубля. Разницу стоимости в столице России и в Татарстане Минибаев прокомментировал тем, что решение принимается в регионе самостоятельно.

Автор фото: скриншот

- Существующие льготные тарифы, особенно для потребителей, не отражают экономической обоснованности. По-видимому, в Москве принято решение о большей компенсации льгот за счет других потребителей, - сказал докладчик.

Стоимость электроэнергии в регионе составляет 5,09 рубля за киловатт-час, что выше прошлогоднего показателя в 4,72 рубля. В 2025 году общая стоимость подключения к электрическим сетям в Татарстане составила 12 648,37 тысячи рублей.

Как «Вечерняя Казань» писала ранее, к 2030 году власти Казани стремятся к тому, чтобы 50 процентов горожан использовали общественный транспорт. В качестве одного из шагов рассматривается возможность внедрения электробусов, как это реализовано в Москве. Насколько данный переход повлияет на энергообеспеченность региона, корреспонденту «Вечерней Казани» прокомментировал Минибаев.

- Влияние транспортной сферы на стоимость электроэнергии отсутствует. На стоимость электроэнергии влияет объем потребления: чем он выше, тем ниже удельная стоимость. Это связано с тем, что сетевые компании, системный оператор имеют преимущественно постоянные затраты (амортизация оборудования, ремонтные программы, зарплата персонала и т. д.). При увеличении объема потребления распределение постоянных затрат на единицу электроэнергии снижается. Однако стоимость программного обеспечения для энергетической отрасли имеет тенденцию к увеличению. Что касается влияния перехода на экологичные виды транспорта и сокращения потребления энергии на тарифы, прямой связи нет, - пояснил Минибаев.

Также заместитель министра промышленности и торговли Татарстана прокомментировал ситуацию с переходом с газовых колонок на центральное водоснабжение в многоквартирных домах.

- Действительно, современные проекты многоквартирных домов, как правило, не предусматривают установку газовых колонок, то есть не предполагают потребление газа в этих целях. Это обусловлено техническими сложностями, связанными с обеспечением газоснабжения верхних этажей в многоэтажных зданиях, а в некоторых случаях такое газоснабжение нельзя делать, - сказал Минибаев.

Поэтому все чаще предусматриваются использование электрических плит. Сейчас существует программа по установке приборов учета газа за счет инвестиционных программ ПАО «Газпром», пояснил спикер. Новые приборы учета оснащаются датчиками, обеспечивающими автоматическое прекращение подачи газа при возникновении утечек.

Треть коммунальных сетей ждет замены

Общая протяженность коммунальных сетей республики составляет 26,8 тысячи километров, из которых 8,95 тысячи километров или 33,2 процента нуждаются в замене. В разрезе типов сетей ситуация следующая: в сетях водоснабжения замене подлежит 5,75 тысячи километров, в сетях водоотведения - две тысячи километров, а в сетях теплоснабжения - 1,19 тысячи километров, сообщил первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Дамир Шайдуллин.

В рамках федеральной программы модернизации коммунальной инфраструктуры на 2025 год запланировано проведение работ на 36 объектах, общая стоимость которых составляет 3,2 миллиарда рублей, включая 1,6 миллиарда рублей из федерального бюджета. Также планируется замена 99,7 километра инженерных сетей.

А в рамках республиканской программы в 2025 году планируется провести работы на 100 объектах, общая стоимость которых оценивается в 8,5 миллиарда рублей, и заменить 269 километров инженерных сетей.

Автор фото: скриншот

Согласно представленным данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, в сфере воздушного транспорта зафиксировали незначительное снижение общего пассажиропотока за первые шесть месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - сыграла роль угроза атаки БПЛА. При этом в международном аэропорту «Казань» этот показатель составил 2,4 миллиона пассажиров, в аэропорту «Бегишево» - 315 тысяч пассажиров, а аэропорт «Бугульма» показал рост пассажиропотока на 10,7 процента, обслужив 25,2 тысячи пассажиров, сообщила на коллегии начальник управления транспорта Минтранса РТ Мария Захватова.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Данные о динамике пассажиропотока в аэропортах республики прокомментировал председатель Госкомитета Татарстана по тарифам Александр Груничев: «Выглядит как реклама: летайте через Бугульму!». Снижение пассажиропотока в международных аэропортах Казани и Бегишево (Нижнекамск), как объяснила Захватова, связано с периодическим введением плана «Ковер», в то время как региональный аэропорт Бугульмы остался не затронут этими ограничениями.

А система общественного транспорта в республике представлена 577 маршрутами, включая 363 муниципальных, 175 межмуниципальных и 39 маршрутов городского электротранспорта, и располагает 2254 единицами подвижного состава.

Автор фото: Павел Хацаюк/ ИД «Вечерняя Казань»

В республике положительная динамика пассажироперевозок как в целом по общественному транспорту, так и по отдельным его видам. Например, за 6 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года общий объем пассажироперевозок увеличился на 3,5 процента - до 207,4 миллиона пассажиров. В том числе в электрическом транспорте на 4,5 процента - до 52,6 миллиона пассажиров, и в автомобильном транспорте на два процента - до 154,8 миллиона пассажиров.

Автор фото: скриншот

Подводя итоги, начальник управления транспорта отметила, что к 1 июля 2025 года все автобусы оснащены системами безналичной оплаты проезда, информирующих о реальном движении по маршруту, и оборудованы системой видеонаблюдения.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей