На открытие Музея самогона в Казани пришли министр культуры и бывший премьер

Татьяна ЯНЬКОВА
На открытие Музея самогона в Казани пришли министр культуры и бывший премьер

Первую экскурсию, правда, только для «своих», провел вчера казанский музей самогона, за неоткрытие которого бурно ратовала мусульманская общественность. Познакомиться с необычной экспозицией «антиалкогольного музея с дегустацией» (так написано на вывеске) пришли журналисты, представители турбизнеса, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и даже экс-премьер-министр республики Ильдар Халиков.

- Музей выстроен как историческое путешествие во времени, посвященное уникальной традиции, которая насчитывает уже 30 веков, - начал экскурсию один из создателей самогонного музея, историк, автор книги «Он-самогон» Юрий Круглов, ради воплощения в жизнь своей идеи переехавший в Казань из родного Ростова-на-Дону, и сразу отверг обвинения в пропаганде «зеленого змия»: – Тут есть одна тонкость. Водка – вот действительный путь к алкоголизму, а самогон – это народное творчество, это история, воплощенная в традициях. В том, чтобы купить бутылку водки, творчества нет – купил, выпил, забылся, все. Другое дело – попробовать создать уникальный фирменный напиток. В этом музее, который недаром назван антиалкогольным, мы открываем новую страницу в жизни человечества, истинное значение которой нам только предстоит оценить. Мы восстанавливаем справедливость: огромный пласт создания и использования таких напитков, существующих во всех мировых культурах, почти никем не исследован.

Как уже писала «Вечерняя Казань» незадолго до открытия музея самогона, сама экскурсия длится недолго, порядка 15 минут. Но за это короткое время Юрий Круглов успевает рассказать о ритуальных традициях древних ариев, которые лили спиртосодержащий напиток на алтарь в качестве жертвоприношения богам, почитать стихи Сергея Есенина «Самогонного спирта река – гармонист с провалившимся носом про расстрелы поет и ЧК...», показать чугунную медаль «За пьянство», которую вешали на шею пьяницам во времена Петра Первого, и бутылки «с орлом» времен Екатерины Второй, в которых дарили самый лучший русский самогон европейским монархам.

Попутно слушатели узнают, почему в России принято говорить, требуя денег, «гоните бабки», щелкать себя по горлу, призывая к распитию алкоголя, и как самое обычное стремя одним движением руки всадника превращается в приемистую рюмку.

Пространство музея, весьма компактно расположившегося на 150 квадратных метрах, от пола до потолка забито тысячами разноформатных предметов, призванных продемонстрировать тесную связь народа с самогоном. Например, здесь есть портрет первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева, объявившего в стране тотальный сухой закон, и эмалированная раковина, на которой смонтирован самогонный аппарат. Поэтому даже тот посетитель, который не хуже экскурсовода осведомлен, почему питейные заведения на Руси называли кабаками, сможет сделать оригинальные селфи на фоне бесконечных рядов разнокалиберной стеклянной посуды и подлинных предметов советского быта.

Есть в музее и своя сувенирная лавка, где продаются бутылки, склянки, водочные стопки, охотничьи ножи, монетки на удачу, значки, магнитики, барельефы с изображением сироты казанской и царицы Сююмбике.

А вот купить самогон навынос, вопреки ожиданиям, в музее нельзя. Зато попробовать – сколько угодно: после ознакомления с экспозицией всех гостей пригласили в дегустационный зал, где предложили оценить вкус разных сортов самогона, изготовленного, как сказала девушка-экскурсовод, «в частных подвалах».

Дегустация, которая проходила под демонстрацию гайдаевского фильма «Самогонщики», сопровождалась рассказом, какой самогон какими продуктами следует закусывать. Поскольку приобрести продегустированный продукт расслабленные посетители не могут, в чем коммерческая составляющая такой дегустации - осталось загадкой.

Тем временем власти Казани дали ответ городскому центру исламской культуры «Иман», который счел открытие музея самогона в столице Татарстана неуместной пропагандой алкоголизма.

В ответе, подписанном первым замом руководителя исполкома Казани Дамиром Фаттаховым, сказано, что «музеи в Республике Татарстан создаются исключительно в целях, установленных федеральным законодательством, для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера», при этом «Музей самогоноварения» до включения в Реестр музеев Республики Татарстан не является музеем».

- Странно получается, - недоумевает председатель центра «Иман» Наиль Гарипов. -  Организаторы музея самогона хоть и назвали свое заведение музеем и функционирует оно как музей с постоянной экспозицией, экскурсиями и, что особенно примечательно, дегустацией самогона (что возмущало мусульманскую общественность и трезвенников Казани), но поскольку музей самогоноварения не включен в реестр, он музеем не является. Но как тогда быть с другими частными (негосударственными) музеями в Татарстане: Музеем чак-чака, Музеем социалистического быта, Музеем счастливого детства и другими? Они включены в Реестр музеев Республики Татарстан? И что вообще считать музеем? Только то, что включено в Реестр музеев РТ?

Фото Александра ГЕРАСИМОВА