Промышленные парки не вдохнут жизнь в отстающие районы Татарстана
Заполняемость промпарков в Татарстане достигла 82%, однако не все площадки одинаково преуспевают. Эксперты считают, что инвесторы игнорируют часть районов из-за удаленности от крупных транспортных узлов и неэффективного менеджмента.

«Муниципальные промпарки – это важный потенциал для создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса на местах», — рассуждал раис Татарстана Рустам Минниханов в послании Госсовету в 2022 году. Целью создания промышленных парков было организовать комфортную среду для развития малого и среднего бизнеса, привлечь инвестиции и стимулировать рост экономики не только в крупных административных центрах, но и в районах. Так у предпринимателей появилась возможность разместить производство в промпарке на льготных условиях и воспользоваться государственными мерами поддержки.
Промпарки рядом с крупными городами собрали всех инвесторов у себя
На сегодняшний день в Татарстане функционируют 105 промышленных парков. Согласно данным министерства экономики республики, за 2024 год предприятия-резиденты заработали 560,5 миллиарда рублей. По итогам первого полугодия 2025 года они заполнены почти на 81,7%. Наибольшей популярностью среди предприятий пользуются промпарки города Набережные Челны, Зеленодольского, Кукморского и Менделеевского муниципального районов.

Встречаются два типа промышленных парков: «гринфилд» — еще не освоенная земля, на которой предполагается создание промышленного производства с нуля, и «браунфилд» — подход, при котором промышленный объект строится на территории, где уже имеются промышленные сооружения и инфраструктура. Промышленные парки также бывают муниципальными, как, например, технопарк «Менделеевск 2.0», промпарк «Тюлячи» и технополис «Химград», и частными — таким является индустриальный парк «М-7».
Директор УК промышленных парков «Развитие», «Менделеевск 2.0» и «Нижнекамск» Константин Пучкин разделил инвесторов на два типа. Первые ищут готовые производственные площади под аренду, чтобы без лишних затрат на строительство зданий арендовать готовое помещение. Для них важно, чтобы помещение было современным, большим, обеспеченным коммунальной инфраструктурой. Ко второму типу относятся компании, которые длительное время работают в арендуемых помещениях и имеют финансовую возможность самостоятельно возводить производственные объекты.
Самые заполненные промпарки Татарстана находятся вблизи городов с развитой промышленностью: Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и Нижнекамска. В промпарках отдаленных от крупных городов районов заполняемость ниже: по словам Пучкина, компании стараются размещаться недалеко от своих поставщиков и потребителей.
В Минэкономики Татарстана нашему изданию сообщили, что на данный момент производимая резидентами продукция составляет около 10,5% от всего промышленного производства республики. За последние три года в Татарстане новые промышленные парки появились в Высокогорском, Зеленодольском. Нижнекамском и Пестречинском муниципальных районах Татарстана. Для повышения заполняемости промпарков в республике разработали меры поддержки, предоставляющие налоговые льготы. Пользоваться ими могут только резиденты и управляющие компании, которые работают на территориях аккредитованных промышленных парков с низким уровнем заполняемости и заключившие соглашение с министерством экономики Татарстана.
Татарстан успел «снять сливки» с программы развития промпарков
Первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана, куратор комитета по промплощадкам Артур Николаев рассказал, что республика стала одним из первых регионов, где инфраструктуру промышленных парков начали развивать по региональной программе. Это позволило «снять сливки» в плане привлечения государственного финансирования.
— В промышленный парк «Тюлячи» приезжали представители министерства экономики России и смотрели, как развивается площадка, какие есть положительные кейсы. Управляющие компании проявили высокую заинтересованность в «раскрутке» промышленных площадок, — вспоминал собеседник.
Николаев считает, что промышленные парки интересны в первую очередь тем, что в них предприятия могут занять готовые помещения. Еще одним важным преимуществом промпарков эксперт считает наличие управляющей компании, которая берет на себя вопрос подключения к инженерным сетям, подготовку документов для участия в мерах поддержки и помощь в решении других организационных задач.

Заместитель председателя правления делового объединения кластеров России Данил Султанов заявил, что высокая заполняемость промышленных парков свидетельствует о высоком уровне готовности инженерных сетей, транспортной доступности и поддержки резидентов в виде налоговых льгот и субсидий. Эти условия обеспечивают быстрый старт и масштабирование производств в регионе.
Эффективность индустриальных парков подтверждается экономическими показателями: сотни тысяч новых рабочих мест, крупный вклад в валовый региональный продукт и промышленный оборот. Удельный вес во всей экономике Татарстана от обрабатывающего производства составляет 45,3%, что еще подтверждает отличные показатели наших промышленных парков и ОЭЗ. А индекс промышленного производства России за первые полгода 2025 года составил 108,5%. Из этого эксперт сделал вывод, что производства успешно развиваются, в том числе благодаря развитию промышленных парков.
Почему часть площадей пустует?
Однако промышленные парки в разных районах развиты неравномерно, обратил внимание Николаев. Заинтересованность компаний в промышленных точках остается высокой, однако не все компании обладают масштабами, соответствующим таким площадкам. По этой причине концепция создания промышленных площадок предполагала их развитие именно в районах, чтобы там образовывались индустриальные точки роста.
В качестве успешного примера собеседник выделил индустриальный парк «Весна», расположенный в Васильево: он способствовал появлению рабочих мест для местных жителей, избавив их от необходимости ездить в город. Инфраструктура там уже полностью сформирована, первая очередь занята, идет заполнение второй. Эксперт подчеркнул — снижение потоков маятниковой миграции и создание условий для стабильной занятости является важным аспектом. После подготовки площадки, закупки оборудования и обучения молодых специалистов местные жители закрепились в своем поселке и уже не нуждаются в переезде.

Основными причинами того, почему промышленные площадки в ряде муниципальных районов не востребованы, Данил Султанов считает отдаленность от крупных транспортных узлов, недостаточно развитую инфраструктуру, требования к инвестициям для резидентов и конкуренцию с особыми экономическими зонами и территориями опережающего развития. Кроме того, отсутствие профессионального управления и маркетинга таких площадок затрудняет привлечение новых компаний. Сдерживают развитие промпарков в отдаленных от крупных городов районах еще и инфраструктурные ограничения, юридические и административные барьеры, высокие входные пороги для получения инвестиций.
— Власти региона ведут активную работу по улучшению ситуации: развивают инженерные сети, строят и ремонтируют подъездные дороги, снижают пороги инвестиций и расширяют льготные программы. Но эти процессы требуют времени и совместных усилий как от республики, так и от муниципалитетов и инвесторов, — рассуждал Султанов.
Одной из самых главных проблем в Татарстане собеседник считает транспортную доступность. По его словам, большая часть парков с плохой загрузкой это парки со сложной транспортной доступностью или не решенным вопросом по сетям, которые планируют решать поэтапно, за счет мер поддержки от Минэкономразвития и Минпромторга России.
Эксперт убежден, что заполняемость парков нужно решать через повышение качества услуг управляющих компаний. Управляющие компании — это драйвер развития любого промышленного парка. Лучшими примерами на федеральном уровне являются проектные команды ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Иннополис» и технополиса «Химград», камского индустриального парка «Мастер», промышленного парка «Развитие». Проекты, которые ведет и сопровождает объединение кластеров России, очень часто опираются на их опыт. Эти промышленные зоны давно перешли в статус общероссийской известности, а в случае с ОЭЗ «Алабуга» — мировой.
— Ярким образцом успешного развития является индустриальный парк «Тура 2.0» в Зеленодольском районе. Здесь создано около 2 тысяч новых рабочих мест, активно развивается инфраструктура, реализуются инвестиционные проекты на миллиарды рублей. Особое внимание уделяется внедрению современных технологий и проектам импортозамещения, что позволяет парку выступать драйвером промышленного роста Татарстана, — заметил Султанов.

Депутат фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Николай Атласов обратил внимание, что промпарки в ряде сельских районов не демонстрируют больших успехов, в то время как промпарки, возникшие в крупных городах или в близлежащих к ним районах живут активной жизнью.
— Крупные промышленные центры притягивают к себе производственную активность в промпарках, так как многие из них завязаны на технологические процессы крупных предприятий. Поэтому, даже если промпарк находится за пределами крупных городов, но имеет с ними развитую и устойчивую транспортную связь, то он при прочих равных условиях будет развиваться лучше, чем промпарк с плохой логистикой, — рассуждал народный избранник.
Другой причиной низкой заполняемости промпарков Атласов считает высокие ставки по кредитам. Чтобы создать производство, надо закупить оборудование, а оно закупается в кредит, по которому выплаты начинаются сразу же, хотя оборудование еще не поступило. То есть производства еще нет, но проценты по кредиту уже нужно платить.
Есть еще одна проблема, характерная для многих промпарков в районах, это нехватка рабочих рук. Хорошо, если район связан транспортом и есть возможность людям приезжать из других мест. В противном случае это становится труднорешаемой проблемой, подчеркнул эксперт.
«Как заполнить парки? Дать резидентам дешевые льготные кредиты»
Генеральный директор группы компаний «Далини», депутат Государственного Совета Татарстана, председатель Совета регионального отделения партии «Новые люди» в Татарстане Руслан Нигматулин сообщил, что промышленный кластер Татарстана выступает за создание программы строительства промышленных площадок с готовыми помещениями, сетями и доступной арендой, и там, где они востребованы. Это позволит быстро запускать производства, наращивать ВРП республики и пополнять бюджет.
Районы Татарстана, в отличие от Казани и Челнов, имеют доступ к льготным программам финансирования инженерных сетей для промышленных площадок. Это было сделано для их развития и привлечения резидентов. Но даже при таких условиях некоторые пустуют, заметил предприниматель.
— Как заполнить такие парки? Дать резидентам дешевые льготные или беспроцентные кредиты на строительство и покупку оборудования. При такой возможности не составит особой сложности запустить производство в любом районе, если недостает кадров на местах, организовать проезд и проживание, — рассуждал Нигматулин.

В июле 2025 года Инвестиционный совет Татарстана одобрил проект промышленного парка «Турбина» на ТОР «Зеленодольск». Учредитель ГК «АМКОР», генеральный директор АО «Завод газотурбинного оборудования», руководитель комитета «Евразийская технологическая платформа. Технологии ТО и ремонта промышленного оборудования» Делового объединения кластеров России Никита Мартелов рассказал «Вечерней Казани», что создание промпарка и вхождение в него новых резидентов означает увеличение потребления тепловой и электрической энергии. В этой связи актуальность приобретает переход на распределенную энергетику.
— Эта концепция будет реализована в рамках развития новой энергосистемы России. На базе промпарка «Турбина» будет разработана пилотная модель создания собственной генерации, которую в перспективе можно масштабировать для нужд промпарков Татарстана и России в целом, — обратил внимание собеседник.
Особенностью промпарка «Турбина» Мартелов назвал то, что в нем размещен завод, который переходит к локализации турбины малой мощности. Это открывает возможность создать собственную электрическую станцию на базе газотурбинной установки мощностью 2,5 мегаватт, что приведет к существенному снижению стоимости ресурса для резидентов и снизит стоимость тепловой энергии, плюсом появится дополнительный источник электроснабжения.
Взрывного развития промпарков уже не будет
Константин Пучкин опасается, что частные промышленные парки могут остановиться в развитии. Создание производства требует больших вложений, а большинство компаний делают это на заемные средства. Из-за высокой процентной ставки брать кредиты слишком рискованно, к тому же это делает окупаемость проекта практически нулевой. Муниципальные парки также не ожидает какой-либо скачок в развитии, так как федеральных мер поддержки сейчас практически не существует.
— Ранее мы работали с Фондом развития моногородов, но этой организации больше нет. Выделенных средств по программе Минэкономразвития России тоже не хватит практически ни на что. На эти деньги не создать новый промпарк, — пожаловался директор УК промышленных парков «Развитие», «Менделеевск 2.0» и «Нижнекамск».
Единственным оставшимся механизмом поддержки Пучкин назвал постановление правительства № 1325, по которому компании могут частично компенсировать затраты на создание и модернизацию инфраструктуры, закупку оборудования, присоединение к инженерным сетям и погашение кредитов.
— Мое личное мнение — бума в развитии промпарков не будет. Да, они будут создаваться, но не теми темпами, как это было пять лет назад, — поделился эксперт.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что индустриальные парки создавать целесообразно в тех местах, где это будет способствовать развитию экономики, есть нужные ресурсы для этого. Для успеха промышленных парков важна поддержка государства, развитие их инфраструктуры, оказание резидентам разных услуг. Все это будет способствовать скорейшему запуску производств в парках, увеличению числа резидентов в них, созданию новых рабочих мест, убежден эксперт.
Генеральный директор индустриального парка «М-7» Валерий Бригаднов сообщил о высокой востребованности площадок у бизнеса. Полностью заполнены две очереди парка в Зеленодольском районе и первая очередь промпарка «М-7 Услон» в Верхнеуслонском районе, готовится проект второй очереди промпарка. В индустриальном парке «М-7 Шали» в Пестречинском районе резидентами занято около трети территории.
По словам Бригаднова, государственные промпарки имеют свою специфику. Сейчас их довольно много и приоритет отдается привлечению крупного бизнеса, запуск производства таких предприятий обычно занимает не один год. Малый и средний бизнес намного мобильнее, решения принимаются быстрее, поэтому работать на частных площадках зачастую им удобнее.
Частные парки, подчеркнул руководитель, выигрывают за счет готовой инфраструктуры, профессионального менеджмента и возможности быстрого запуска проектов.
— У нас асфальтированные подъездные пути, освещение, охрана, уборка, вывоз снега. Предприниматель может строить сам или доверить это управляющей компании, включая подключение к сетям, — рассказал он.
Развитие производства в Татарстане, по мнению Бригаднова, становится особенно актуальным: если еще три года назад было выгоднее импортировать подавляющее большинство промтоваров, то сегодня создаются условия для собственного производства. Дополнительный импульс развитию логистической инфраструктуры дают маркетплейсы и рост электронной коммерции.
А местные власти, по мнению портфельного управляющего и финансового советника Даниила Тюня, должны сосредоточиться на улучшении информационной доступности промпарков и активно продвигать их преимущества, организовывать семинары и тренинги для повышения квалификации менеджеров промпарков, создавать условия для снижения административных издержек и улучшать инвестиционный климат.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
По коррупционному делу бывшего начотдела прокуратуры Татарстана Алия Купова стартовал допрос подсудимых — всю вину по делу взяла на себя владелица массажного салона Евгения Покровская.
В прениях сторон но делу бывшей супруги замруководителя исполкома Казани сторона обвинения запросила 8 лет колонии для подсудимой Инессы Куляжевой.
В Пестречинском районе начали возводить птицефабрику. Обитатели ближайших поселений считают, что объект нужно строить на другом месте - опасаются вредных выбросов и неприятных «ароматов».
Главный «безопасник» ООО «Волга-Автодор» Андрей Черкасин не смог обжаловать свой арест в Верховном суде Татарстана — не убедили апелляционную инстанцию ни болезнь, ни звание майора МВД, ни новые подробности дела, представленные защитой.
Двое арендаторов базы Иосифа Лифшица, собаки с базы которого, предположительно, загрызли женщину, изменили показания. А операторы службы 112 заявили, что система «Глонасс» показала место звонка погибшей в километре от найденного тела.








