Рубль фундаментально дешев, и ждать поддержки ему неоткуда
Обвал отечественной валюты не позволит инфляции снизиться, констатируют эксперты. Для сохранения рублевой наличности от обесценивания, как и ранее, вне конкуренции банковские депозиты. А вот покупать доллары, евро и юани крайне рискованно.

«Временным дефицитом валюты поспешили воспользоваться спекулянты»
Рубль в ноябре рухнул на минимумы весны 2022 года, отмечает эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. Это произошло на фоне возникших проблем с расчетами за экспорт после недавних санкций против банков и биржевой инфраструктуры.
— Возник временный дефицит валюты на рынке. Этим поспешили воспользоваться спекулянты, — говорит он.

Иными словами, по оценке собеседника издания, на фоне локальной потери ликвидности на рынке наблюдался «эмоциональный обвал рубля». Для купирования паники ЦБ на самом пике ажиотажа 27 ноября объявил о временном прекращении покупки инвалют по бюджетному правилу. Эффект не заставил себя ждать: уже 3 декабря доллар был ниже 107,7 а юань откатил к 14,6, напомнил эксперт о результатах принятых мер.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Елена Кожухова считает, что девальвация рубля связана с усилением геополитической напряженности в украинском конфликте.
— Западные страны до прихода к власти в США Дональда Трампа, очевидно, решили пойти на максимальную эскалацию, последствия которой могут быть непредсказуемыми, — говорит она. — В частности, Соединенные Штаты, судя по всему, пытаются за счет санкций против Газпромбанка увеличить свою долю СПГ на европейском рынке.
По мнению аналитика, значимой поддержки рублю при нейтральной позиции властей России к девальвационной тенденции ждать пока неоткуда. Министр финансов России Антон Силуанов во вторник заявил о благоприятном курсе рубля для экспортеров.
Доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох подчеркивает, что слабый рубль — это в первую очередь повышение цен на импортные товары, сырье, комплектующие, оборудование. Это сказывается и на населении, и на значительной части бизнеса.

Однако для экономики, ориентированной на внешнего потребителя, это благо, дополняет доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ имени Георгия Плеханова Михаил Гордиенко.
— Наши товары и услуги дешевеют в валюте, по ним возрастает спрос. За счет последнего экономика получает дополнительный импульс, — конкретизировал он.
Елена Кожухова предполагает, что, скорее всего, мер по стабилизации, например ужесточения норм продажи валютной выручки, в ближайшее время ждать не стоит.
— Тем не менее даже при ограниченном объеме импорта товаров в России девальвация еще больше разгоняет инфляцию, с которой активно пытается бороться ЦБ, — резюмирует аналитик ИК «Велес Капитал».
В декабре краткосрочную поддержку российской валюте могут оказать крупные налоговые выплаты со стороны экспортеров. Картина может стать более негативной при падении котировок Brent ниже 70 долларов и особенно ниже сентябрьского минимума 68,71 доллара за баррель, прогнозирует эксперт.
«Заморозка вкладов в банках — крайняя мера»
Резкое ослабление курса рубля даже заставило заговорить о возможной заморозке банковских вкладов.
Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин напоминает, что эта тема возникла не на пустом месте: «В кризисы 1991 и 1998 годов подобное уже происходило». В частности, введенные в 1991 году ограничения на снятие средств привели к значительным потерям для вкладчиков.
— В этом году на фоне высокой инфляции и рекордно высоких ставок у властей тоже может быть соблазн прибегнуть к этому шагу, чтобы в последующем избежать усиления роста инфляции, — допускает он.
Но собеседнику издания известно, что большинство экспертов и представителей власти считают такую вероятность заморозки крайне низкой.
Игорь Кох подчеркивает, что заморозка вкладов в банках — это самая крайняя мера: «Ее негативные последствия будут ощущаться экономикой в течение десятилетий и перевесят любые сиюминутные выгоды». То есть ситуация не настолько критическая, чтобы использовать такие неоднозначные инструменты.
— Вклады замораживать никто не станет, — убежден он.
Михаил Гордиенко также полагает, что проще решить проблему избыточной денежной массы на счетах при помощи девальвации. Долгосрочный тренд на плавное ослабление рубля эту проблему вполне решает.
В 2025 году наверняка увидим доллар в районе 120 рублей
Михаил Зельцер признает: «Рубль сейчас фундаментально дешев». Но торговый баланс страны положительный, а по мере настройки механизмов платежей спекулятивная надбавка в курсах валют должна быстро исчезнуть. По его оценке, без очередных форс-мажоров доллар к концу года может вернуться к курсу 100 рублей, а юань — около 14 рублей.

Александр Потавин также считает, что в ближайшей перспективе курс рубля может локально укрепиться: «С уровня 107—110 он, вероятно, снизится примерно до 100—105 рублей».
Его прогноз на конец этого года разделяет и Михаил Гордиенко. Сейчас, отмечает он, наблюдается хотя и медленное, но возвращение в диапазон 95—100. Елена Кожухова допускает, что при усугублении геополитической ситуации в конце года доллар может достигнуть 110 рублей и даже выше.
Кандидат экономических наук отмечает, что динамика курса зависит и будет зависеть прежде всего от объема валютной выручки, т.е. от наличия валюты в стране, от спроса на импортные товары. Он, в свою очередь, может вырасти за счет роста денежной массы. Также на отечественную валюту оказывают влияние реальные механизмы обмена платежными средствами: «Пресловутый SWIFT или ему подобные разрабатываемые заменители».
Собеседник издания считает, что до конца 2025 года при текущих макроэкономических условиях курс доллара будет находиться в диапазоне 105—110 рублей. В свою очередь Александр Потавин полагает, что в следующем году мы наверняка увидим курс доллара в районе 120 рублей.

В последние пару месяцев предложение валюты от экспортеров снизилось из-за послаблений со стороны правительства. 27 ноября Банк России сообщил о том, что приостанавливает ее покупку на внутреннем рынке до конца года.
Формально это добавит на рынок юаней на 4,2 миллиарда рублей, говорит аналитик ФГ «Финам». Но, обращает внимание он, этого явно не хватит, чтобы остановить ослабление рубля. Для более значительного выправления ситуации нужно либо еще больше увеличивать объемы продаж юаней, либо вновь повышать порог обязательной продажи валютной выручки для экспортеров, как это было в октябре 2023 года.
«У банка России практически не остается вариантов...»
Михаил Зельцер прогнозирует, что падение рубля, скорее всего, не позволит инфляции снизиться. Это приведёт к очередному подъему ключевой ставки на заседании ЦБ 20 декабря: «Может, и вновь на 200 базисных пунктов».
За последние три месяца курс доллара вырос примерно на 20 рублей. Это могло дать дополнительную прибавку к уровню инфляции около 2%, анализирует Александр Потавин.

Сильная девальвация рубля будет транслироваться в рост инфляции. Поэтому у банка России практически не остается вариантов, кроме как пойти на новое повышение ключевой ставки до 22-23%, делает вывод он.
— Иначе вся избыточная денежная масса уйдет на потребление и валютный рынок, и тогда инфляция в стране может значительно ускориться. Однако повышение ставки по кредитам убивает экономическую активность в стране, — обозначил собеседник издания неоднозначность ситуации.
Елена Кожухова также полагает, что ЦБ на заседании 20 декабря, скорее всего, примет решение по повышению ключевой ставки как минимум с 21% до 22%, продолжая борьбу с инфляцией в стране. По наиболее жесткому сценарию ставка может быть повышена до 23%, в том числе для борьбы с девальвацией рубля. Хотя, замечает эксперт, в сегодняшних экономических условиях уровень ставки оказывает более ограниченное влияние на валютный курс.
Средняя ставка по депозитам может быть выше 23 процентов
Рублевая наличность обесценивается при любых темпах инфляции, поэтому все свободные средства обязательно должны быть инвестированы, убежден Игорь Кох.
Михаил Гордиенко одним из наиболее доступных инструментов для сохранения накоплений считает депозиты крупнейших банков. Если на декабрьском заседании совета директоров Банка России будет принято решение о повышении ключевой ставки, банки, весьма вероятно, повысят ставки по краткосрочным вкладам на аналогичную величину, говорит профессор КФУ. При этом, по его предположениям, ставки по долгосрочным вкладам могут не измениться или изменятся минимально.

— Сейчас средняя ставка в топ-10 банков уже 21,6 процента, а в начале года может быть и выше 23 процентов, — не исключает Михаил Зельцер.
Александр Потавин говорит, что на ожиданиях повышения ключевой ставки в декабре до 22-23% рыночные ставки по депозитам уже поднялись к этой планке. Если ЦБ возьмет паузу в повышении «ключа», то ставки депозитов в банках могут не показать новой волны роста, оставшись на текущих уровнях.
«Если депозиты уже есть и остаются свободные средства...»
Если депозиты уже есть и остаются свободные средства, которые не понадобятся как минимум несколько лет, можно рассмотреть инвестиции в акции с учетом их просадки, советует руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых.
Сейчас, отмечает эксперт, они почти на годовых минимумах и при текущих котировках дают неплохую дивидендную доходность.
— Особенно в нефтегазовом секторе. У префов Сургутнефтегаза она составляет 19,1 процента, «Газпром нефти» — 16,7 процента, «Лукойла» — 15,7 процента, Транснефти — 14,7 процента, — перечислила она.

— Акции — слишком рискованное вложение, хотя и допускающее высокую доходность «в моменте», — подчеркивает Михаил Гордиенко.
Он предпочел бы им золотые монеты. С хранением и учетом слитков дело обстоит сложнее.
Александр Потавин также относит облигации федерального займа и сильно упавшие акции к более высокодоходным инструментам, но по ним, соответственно, выше и риск.
«Покупать валюту после состоявшегося скачка крайне рискованно»
Покупка иностранной валюты — долларов, евро, юаней — традиционно один из самых простых способов защиты рублевых накоплений от обесценивания, напоминает аналитик ФГ «Финам».
— Покупка долларов за рубли на июньских ценовых минимумах к настоящему времени принесла уже около 30 процентов профита, — привел он пример.
Одна из наиболее интересных валют дружественных стран — юань, напоминает Михаил Гордиенко. Но, замечает эксперт, заработать на ней получится едва ли: «Слишком большими могут быть разницы в курсах покупки и продажи».
Приобретать валюту после состоявшегося скачка, дополняет Михаил Зельцер, может быть крайне рискованно.

— Риск коррекции высокий, и можно просто зависнуть в дорогих инвалютах на неопределенное время, — предостерегает он.
Александр Потавин советует для защиты от девальвации рубля рассмотреть несколько видов активов. Облигации, номинированные в юанях, подойдут для консервативных долгосрочных инвесторов. Замещающие облигации с высоким кредитным рейтингом зачастую дают даже более высокую доходность в валюте, чем первые.
Контракты «Золото за рубли» (GLDRUB) или «Серебро за рубли» (SLVRUB) отражают не только мировые цены на золото, но и динамику курса доллара к рублю.
— С начала этого года контракты GLDRUB выросли в цене на 121% против падения индекса Мосбиржи за это же время на 20 процентов, а курс доллара к рублю вырос на 19 процентов, — проиллюстрировал он.
Михаил Гордиенко советует не сбрасывать со счетов недвижимость. Пока, по его оценке, этот рынок «замер»: крупнейшие компании адаптируются к отсутствию ипотечных программ. Эксперт допускает, что в следующем году стоимость квадратного метра на первичном рынке может снизиться за счет скидок.

А аналитик ФГ «Финам» обращает внимание на вложения в зарубежную рентную недвижимость. Она требует значительных стартовых вложений. В то же время, по его мнению, для состоятельных людей это хороший способ диверсификации накоплений. Средняя доходность в валюте по таким инвестициям может быть в районе 3—7%, подсчитал Александр Потавин.
У экономиста РЭУ есть и другие рекомендации. В частности, он придерживается мнения, что лучше всего вкладывать в реальное производство, в личностное развитие или собственное дело. Одним словом, в то, что позволит создать свой уникальный продукт.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Приговоренный к высшей мере убийца трех человек добивается смягчения наказания, ссылаясь на проигнорированную силовиками экспертизу, – адвокат осужденного подал заявление в СК о противоправных действиях в отношении своего доверителя.
Казанские силовики накрыли коррупционеров, пытавшихся «купить» судью.
В суде по делу о резонансном покушении огласили показания обвиняемых, из которых следует, что жертву нападения, еще до трагедии, стремились скомпрометировать, пытаясь подослать к ней мужчин.
На скамье подсудимых оказались четверо руководителей казанской ячейки, от директора до менеджеров по привлечению. Все они проходят по статьям об участии в ОПС и мошенничестве.
Бывший замдиректора Центра стандартизации и метрологии по республике Сергей Иванов попал на скамью подсудимых по делу о хищении свыше 5 миллионов рублей, направленных на обслуживание оборудования нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске.








