Снова второй: Татарстан удержал «серебро» по объему выпуска водки в стране
Принадлежащий правительству республики алкогольный холдинг «Татспиртпром» по итогам 2023 года стал производителем № 2 по объемам сорокаградусной в России, но конкуренты дышат в затылок.

Уступил лидерство
АО «Татспиртпром» (ТСП, бренды Tundra, «Русская валюта», «Ханская»), которое на протяжении первых 8 месяцев прошлого года занимало первое место по выпуску водки в стране, на финише уступило лидерство. Вперед по итогам 2023 года вырвался производитель водки Novabev Group (бренды Beluga, «Беленькая», «Мягков»). С его конвейера сошло 9,9 миллиона дал этого горячительного напитка, тогда как татарстанское предприятие показало итоговый результат в 9,5 миллиона дал.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
При этом Novabev Group ухудшил свой прошлогодний результат (тогда он произвел 10 миллионов дал водки), а Татспиртпром, напротив, улучшил, показав рост объема на 2% (9,3 миллиона дал). Третьим крупнейшим производителем водки в России стала Алкогольная сибирская группа (марки «Белая березка», «Хаски») – 7,86 миллиона дал, четвертым – ГК «Руст» с 5,8 млн дал («Русский стандарт», «Зеленая марка»). На пятой строчке расположился «Башспирт» («Белая крепость», «Золото Башкирии»), за год увеличивший производство на 14% – до 4,49 миллиона дал.
По данным Госалкогольинспекции Татарстана, в 2023 году предприятиями Татспиртпрома в целом было произведено 10,9 миллиона дал алкогольной продукции. В среднем за месяц в республике выпускалось 911,4 тысячи дал алкоголя, в том числе 791,8 тысячи дал водки. Отметим, что ТСП держится на второй строчке по объему производства водки как минимум второй год подряд.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
– Второе место удерживать очень тяжело, – отметил «Вечерней Казани» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Быть лидером вообще очень сложно. Конкуренты отслеживают все, что ты делаешь, следят за каждым твоим шагом буквально с лупой. Поэтому первым трем компаниям всегда очень сложно. Остальным – тоже непросто. Но этим особенно, потому что все стремятся занять их место.
Гендиректор Татспиртпрома Руслан Максудов рассказывал в интервью СМИ, что предприятие было лидером по объемам производства почти три года подряд – c 2015 по 2017 год. Этому поспособствовал контрактный розлив, который занимал больше половины от всего объема выпуска продукции.
Но затем компания решила сконцентрироваться на собственных марках. Это произошло после того как российский Минфин в 2017 году изменил схему распределения доходов от акцизов: часть стала возвращаться в регион исходя не из объемов произведенного в нем алкоголя, а пропорционально продажам. По итогам 2020 года Татспиртпром был третьим по производству водки (9,2% рынка). Его опережали Beluga Group (13,1%) и ГК «Руст» (10,9%).
Потеряли десятки экспортных рынков
Значительная часть произведённой в России водки ранее поставлялась на экспорт: преимущественно в Европу и США. Но, как известно, шестой пакет западных санкций, принятый в июле 2022 года, включил в себя запрет на поставку отечественного алкоголя в ЕС. В общей сложности больше 40 стран наложили вето на ввоз на свою территорию крепких напитков из нашей страны. США установили препоны для российской водки еще в марте 2022 года.

Автор фото: Евгений Биятов/РИА Новости
Президент компании Ladoga Вениамин Грабар признавал, что это сильно ударило по российским производителям. Только его компания потеряла 45 зарубежных рынков сбыта. В целом экспорт водки из нашей страны снизился почти втрое.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА отметил «Вечерней Казани», что Татспиртпром «ориентирован мудро и грамотно», у него «не было гигантских объемов экспорта в Европу и Америку». В отличие, к примеру, от компании нашего земляка, выходца из Мензелинского района Татарстана Рустама Тарико (помимо банка «Русский стандарт» он основал еще и группу по производству и дистрибуции алкоголя). По свидетельству собеседника издания, его ГК «Руст» поставляла большие партии алкоголя именно в европейские страны.
– Лет десять назад это была вообще экспортно ориентированная компания: 65% водки «Русский стандарт» предназначалось зарубежным потребителям, – говорит он.
Дробиз полагает, что наиболее грамотные участники алкогольного рынка начиная с 2014 года понимали, что экспорт российской водки находится под угрозой: «Его могли «тормознуть» в любой момент». Уже тогда, напоминает директор ЦИФРРА, в наш адрес стали вводиться экономические санкции. Тем не менее отечественные алкогольные предприятия стремились развивать зарубежные продажи своей продукции.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Что же касается Татспиртпрома, он, по словам Дробиза, «в это время активно захватывал российский рынок – 2014–2016 годы стали для предприятия годами реформ. Фактически на базе старой компании создавалась новая. Пришла другая команда и т. д.». Это подтверждают данные самого предприятия. Оно сообщало СМИ, что, в частности, доля экспорта в его продажах в 2016 году составила менее одного процента.
– Если брать падение экспорта в европейские страны, Татспиртпром, наверное, практически ничего не потерял. Его огромный объем производства ориентирован в основном на потребителей внутри страны, – констатирует собеседник издания.
Продажи крепкого алкоголя достигли максимума
В России вырос рынок водки.
– В 2021 году наша страна отправила на экспорт 60 миллионов литров водки, а в 2023 году – только 20 миллионов литров. Но ее производство не упало, потому что внутреннее потребление выросло и компенсировало падение поставок за рубеж, – констатирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА.
Собеседник издания объясняет это тем, что «в тяжелые времена пьют больше крепких напитков». По данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, розничные продажи крепкого алкоголя в России в 2023 году выросли на 3,6%, до 7,2 литра на душу населения. Это максимум за последние семь лет (с 2017 года). В структуре продаж свыше двух третей занимает водка.

Автор фото: Варвара Гертье/РИА Новости
К крепкому алкоголю относятся водка, бренди (включая коньяк), джин, виски и спиртосодержащие настойки из фруктов и трав. Водка обычно содержит 40-50% алкоголя, примерно таков же его процент в виски, в коньяке алкоголя 38–40%, в джине – 38–45% и от 18 до 35% – в алкогольных настойках.
Вадим Дробиз говорит, что рынок водки в России стабилен на протяжении последних 7-8 лет. Вместе с тем эксперт спрогнозировал усиление конкуренции между производителями сорокаградусной, заметив, что «они вводят новые бренды, стараются занять рынок. А параллельно все еще пытаются производить виски, ромы, джины и ликероводочные изделия». При этом эксперт подчеркнул, что импорт крепкого алкоголя в Россию «остался в своих объемах и на своих местах».
– Просто рынок виски увеличился почти в 2 раза за счет того, что появился российский виски. Но на импортном виски это никак не отразилось. То же самое и джин: сколько его привозили и пили, столько привозного импортного и пьют, – говорит он.
По словам собеседника «Вечерней Казани», раньше виски, ром, джин, текила в нашей стране были исключительно дорогими продуктами, «а теперь появились их варианты для «нищих» российского производства». Больший прирост среди водок также показывают бюджетные бренды: «народ более стеснен в средствах и чаще покупает дешевую продукцию».
Участники алкогольного рынка констатировали, что после ухода иностранных компаний, занимавших лидирующие позиции, на российском рынке освободились новые ниши. К импортозамещающим позициям они относили джин, виски, ликеры, аперитивы, дижестивы, биттеры и т. д. Как следствие, в 2022–2023 годах рост их производства составил 100%. Не остался в стороне и Татспиртпром. В 2022 году, по собственной информации предприятия, его продажи менее крепких напитков (настоек, ликеров и так далее) выросли на 37,4%.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
В 2023 году ТСП продолжил расширять ассортимент выпускаемой продукции. В этом перечне настойки горькие, самогон, водка, джины, ликеры десертные.
Но отечественный алкоголь (включая виски, ром и джин), уверен директор ЦИФРРА, вышел в прошлом году на пиковые показатели. Как результат, соперничество между производителями возрастет и на этих рынках.
По данным компании NielsenIQ, в течение 2023 года в алкогольной отрасли появилось 1610 новых марок. Руководитель группы по работе с клиентами NielsenQ Илья Смирнов также подтверждает, что сейчас на алкогольном рынке усиливается активность игроков, идет борьба за новые позиции.
6 февраля президент Ассоциации производителей «Русской водки» (АПРВ) Владислав Спирин, выступая на «АлкоКонгрессе-2024», обратил внимание на тот факт, что отечественные производители еще в 2022 году начали активно осваивать производство джина и виски. Однако если тогда импорт этих крепких напитков существенно сократился, то в прошлом году поставки из-за рубежа восстановились: «Это привело к профициту крепкого алкоголя на рынке».
По данным компании «Градус», сегмент продаж водки является наиболее высококонкурентным. На этом рынке продаётся более 700 водочных брендов, произведённых в разных регионах России. Из них долю не менее чем в 1% продаж занимает всего около 30 торговых марок.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Лидером продаж по итогам 2023 года стал бренд «Финский лёд» (11% рынка), произведённый ООО «Эльбрус Спиритс» в Кабардино-Балкарии. Из крупных производителей водки на этом рынке хорошо представлен Татспиртпром с марками «Русская валюта» и Tundra, а также компания «Руст» с брендами «Талка» и «Зелёная марка».
Что роднит Татарстан с Алтаем?
В начале февраля Татспиртпром провел в Москве презентацию обновленного водочного бренда «Алтай». Этой марке, а она появилась на российском рынке в середине 90-х годов, в 2024 году исполняется 30 лет. Благодаря татарстанскому предприятию бренд возвращается на рынок с глубокой проработанной идеей, в новом дизайне.
ТСП разливал водку «Алтай» (позиционируется как премиальный бренд) с 2018 года на Усадском ликеро-водочном заводе в рамках соглашения по контрактному производству. А в июне прошлого года «Интерфакс» сообщил о том, что предприятие приобрело у российской структуры французского концерна Pernod Ricard (PR) неисключительную лицензию на использование водочного бренда «Алтай» в течение пяти лет.
Сумма лицензионного договора составила 125 миллионов рублей из расчета 24 рубля за каждый произведенный литр напитка. Таким образом, новая лицензия позволит татарстанскому предприятию разлить 520,8 тысячи декалитров водки под этим брендом.
Промышленная группа PR, специализирующаяся на выпуске алкогольных напитков и имеющая заводы в 20 странах мира, еще в середине 90-х годов вознамерилась включить Россию в географию своего производства, рассказывала газета «Коммерсантъ».
Первым ее проектом стал выпуск под Барнаулом по старинным русским рецептам водки «Алтай». В 1992 году на мощностях Змеиногорского ликеро-водочного завода было создано совместное предприятие по выпуску водки «Перно Ришар — Алтай». Руководитель департамента международного развития Pernod Richard Андре Силера полагал, что этот бренд ничем не уступает всемирно известным Smirnoff и Absolut.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Предполагалось, что 70% выпускаемой СП водки будет продаваться за пределами России. Остальные 30% продукции (в 1994 году — около 100 тысяч бутылок емкостью 0,7 литра) поступят на внутренний рынок. Но в итоге водку «Алтай» начали разливать на Иткульском спиртзаводе. Змеиногорский ЛВЗ обанкротился в середине 2000-х. К такому же финалу в 2019 году пришел и Иткульский спиртзавод. Но в итоге предприятие за 15 миллионов евро (около 1,03 миллиарда рублей) выкупило российское представительство голландского холдинга Marussia Beverages.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз называет водочную марку «Алтай», которую взялся осваивать Татспиртпром, популярной.
– Алтайский край вроде бы предъявляет какие-то претензии на то, что этот бренд должен им принадлежать. Но предприятие его легально купило и будет развивать. Это очень хороший бренд. Он даже может стать лидером Татспиртпрома, – отметил собеседник издания.
И действительно, не далее как 16 февраля этот вопрос поднимался на выездном расширенном заседании комитета Алтайского краевого законодательного собрания (АКЗС) по промышленности, предпринимательству и туризму – оно прошло на уже упомянутом Иткульском спиртзаводе.
В частности, председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов отметил, что «часто бренды «Алтай» и «Произведено на Алтае» используются предприятиями, которые никакого отношения к Алтайскому краю не имеют».

Автор фото: akzs.ru
Как яркий пример он как раз привел случай с водкой. Семенов напомнил, что в свое время собственник торговой марки «Алтай» продал ее в Татарстан и теперь эта продукция производится в другом регионе. Председатель комитета считает, что «отрыв бренда от его географического расположения вводит в заблуждение потребителей».
К тому же, как сообщила исполнительный директор ОАО «Иткульский спиртзавод» Ольга Клюкина, предприятие после смены собственника начинает восстанавливать докризисные мощности. Алтайские депутаты задумались о возвращении местных брендов «на родину».
Смена партнера в Азербайджане
— В 2023 году Татспиртпром достиг максимального показателя по отгрузке готовой продукции за последние десять лет. Сейчас он поставляет ее в 11 стран мира, экспорт вырос на восемь процентов по сравнению с 2022 годом, — рассказал на итоговой коллегии руководитель Госалкогольинспекции Татарстана Жаудат Ахметханов.
Кроме того, предприятие продолжает производство собственных торговых марок на сторонних мощностях в России и за ее пределами. Отечественные площадки под брендом ТСП в прошлом году произвели 659 тысяч декалитров алкогольной продукции, что на 2,7 процента превышает уровень позапрошлого года.
Еще в октябре 2019 года Минпромторг Татарстана сообщил о том, что Татспиртпром открыл первое производство за рубежом. Завод RusAzeriSpirits в городе Гусар в 180 километрах от Баку был обозначен как проект, реализуемый совместно с крупнейшим азербайджанским дистрибутором алкоголя, напитков и продуктов питания «Carcıoglu Group».
Первоначальные инвестиции партнеров в новое производство оценивались в 2 миллиона долларов. В первые два года работы они планировали вложить в него дополнительно еще 3 миллиона долларов. Помимо водок Tundra и Graf Ledoff, которые уже в 2018 году начали разливать и продавать в этой республике, здесь планировалось производить и другие бренды ТСП и российских и иностранных производителей алкоголя.

Автор фото: tatarstan.ru
Татарстанское предприятие рассчитывало довести мощности в Азербайджане до 1 миллиона декалитров год, что позволило бы RusAzeriSpirits за два-три года занять 20% местного рынка водки объемом 5,5 миллиона дал в год. Основным препятствием для осуществления этих планов гендиректор Татспиртпрома Ирек Миннахметов считал большую долю контрафактной продукции в Азербайджане. По оценке директора ЦИФРРА, нелегальная водка там занимала около 60–65% продаж.
На данный момент известно о завершении этого сотрудничества. Причины не называются. В настоящее время Татспиртпром ведет переговоры с новым партнёром: речь идет о возможном размещении контрактного производства водок Tundra и «Ханская» на мощностях завода Azgranata.
Кроме того, в третьем квартале 2023 года на мощностях ТОО «Гeom» в Казахстане было запущено производство водки «Хлебная». Ее общее количество составило 12,8 тысячи дал. Водку Tundra Autthentic стали выпускать в Монголии на мощностях компании JSC Apu Compan» (в прошлом году —1,3 тысячи дал). Внес свою лепту и Узбекистан — здесь на сторонней площадке АО ИИ Toshkentvino Kombinati было изготовлено 24,2 тысячи дал водки под марками ТСП. Еще 3 тысячи дал сорокаградусной под брендами Tundra Autthentic, Tundra Nordic и Tundra Морошка добавил Гродненский ликеро-водочный завод в Беларуси.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Наша справка
АО «Татспиртпром» — крупнейшая алкогольная компания России, входящая в топ-3 общенационального рейтинга производителей водочной продукции. Создана в 1997 году решением правительства Татарстана.
Сейчас в структуру компании входят два спиртовых завода, два ликероводочных завода, винзавод Vigrosso, торговое предприятие «Алкоторг» и логистический центр. Общая численность работников составляет 3,5 тысячи человек.
Производственные площадки филиалов Татспиртпром выпускают водки, ликероводочные изделия, коньяки, виски, аперитивы, бальзамы, а также спирт класса «Альфа». Ассортиментная линейка состоит более чем из 30 торговых марок. Ведущие бренды водки: TUNDRA, «Русская валюта», Graf Ledoff, «Ханская», «Купава», «Алтай», Akdov, «Хлебная», «Старая Казань», «Татарстан», бальзам «Бугульма» и ликер TUNDRA Bitter.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Ключевые свидетели обвинения по делу Гумера Нафиева раскрыли детали получения им взятки.
Вспоминаем громкие дела, главными свидетелями обвинения по которым оказались пожизненно осужденные члены группировок республики.
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
Замруководителя исполкома Казани пытается убедить суд в том, что подписал брачный договор с бывшей супругой под давлением, а предоставленные женщиной сведения о его миллиардных активах считает оговором.
Покупка машино-места на этапе строительства — удачная инвестиция.










