От 2 рублей не обеднеем?.. Спасать транспортников в Казани снова будут за счет пассажиров

Евгений АКСЕНОВ
От 2 рублей не обеднеем?.. Спасать транспортников в Казани снова будут за счет пассажиров

Платить за проезд на 2 рубля больше, скорее всего, придется с нового года пассажирам общественного транспорта Казани. Сейчас Госкомитет РТ по тарифам рассматривает соответствующую заявку перевозчиков, которые жалуются на дикое подорожание запчастей и  топлива. При этом перевозчики надеются, что платить им будут не только пассажиры, но и власти - полностью компенсируют затраты на перевозку льготников, погасят, как обещали, убытки, вызванные введением QR-кодов, а также оплатят выполнение спецзаказов по доставке мобилизованных.

Напомним, последнее повышение платы за проезд на любом виде общественного транспорта в Казани произошло 1 мая этого года. Тогда  цена билета при оплате наличными выросла с 35 до 36 рублей, при оплате банковской картой - с 30 до 31 рубля, при оплате транспортной картой - с 27 до 31 рубля.

Однако такое повышение ненамного облегчило жизнь транспортников, которые увязли в долгах из-за ковидных локдаунов и QR-кодов. Тем более что в этом году на них обрушились новые неприятности - санкционный дефицит и подорожание запчастей (на 100 - 200 процентов), рост цен на топливо и отсутствие финансовой поддержки властей всех уровней. Как говорится, денег нет, но вы держитесь. Впрочем, власти в Казани все-таки учли сложное материальное положение транспортных предприятий и сделали им поблажку, разрешив заменить 250 автобусов старше 10 лет не в этом году, а в следующем. Автобусы, однако, не дождались нового года и взялись гореть уже сейчас.   

Поправить бедственное положение транспортников решили, как всегда, за счет пассажиров. На этот раз предполагается поднять цену поездки при оплате транспортной или банковской картой с 31 до 33 рублей, а при оплате наличными - с 36 до 38 рублей.  

- Сами перевозчики не могут напрямую обратиться в Госкомитет РТ по тарифам, поэтому наше предложение передал туда комитет по транспорту Казани, - пояснил «Вечерней Казани» председатель Ассоциации АПТ РТ Сергей Темляков. - Отмечу, что повышение платы за проезд для нас не самоцель. С 2019 года перевозчики добиваются стопроцентной компенсации из бюджета за перевозку льготных категорий граждан, то есть платить за поездку в автобусе льготника должны столько же, сколько платит за нее обычный пассажир. Сейчас сумма компенсации составляет 23 рубля. От выплаты компенсаций зависит, появятся ли у АТП средства на ремонт автобусов, будут ли у нас новые автобусы или количество единиц общественного транспорта сократится, удастся ли сохранить кадры на автотранспортных предприятиях. Сейчас у перевозчиков - долги и убытки. Запчасти и топливо дорожают. Недавно мы попросили правительство Татарстана заморозить цены на солярку, ждем решения.

По словам Темлякова, Ассоциация АТП РТ предлагала республиканскому минтрансу перейти не только в Казани, но и в целом по республике на брутто-контракты для автоперевозчиков, когда им платят не за количество перевезенных пассажиров, а за пройденные километры - как в Москве, Твери или Перми, а не за перевезенных пассажиров. При таком подходе доход перевозчика стабилен и зависит не от того, сколько народа проедет в автобусе, а от того, насколько четко соблюдается расписание. При этом выручка, полученная от пассажиров, достается муниципалитету. Но в Татарстане с переходом на брутто-контракты не торопятся, и водители «краснобусов» по-прежнему устраивают гонки в борьбе за пассажиров.

- Если исходить из сегодняшней экономической ситуации, повышение платы за проезд на 2 рубля станет подспорьем для перевозчиков, обслуживающих в Казани пассажирские маршруты, - считает замдиректора АТП «Байлык № 3», депутат Казгордумы Руслан Юсупов. - Но если завтра снова повысятся цены на запчасти и топливо, то мы опять будем работать себе в убыток. Себестоимость одной поездки в автобусе в теплое время года составляет порядка 27 рублей, сейчас, с переходом на зимнее дизтопливо, она  увеличивается. При этом доля льготников, которые ездят за 23 рубля в казанских автобусах, колеблется в зависимости от маршрута в пределах 60 - 65 процентов. Не потому, что льготников в два раза больше, чем обычных пассажиров, просто они ездят гораздо чаще, пользуясь своими льготами. В конце прошлого года нам обещали компенсировать убытки в связи с введением QR-кодов на транспорте, но за январь, февраль 2022 года так и не заплатили. Надеемся, что оплатят хотя бы перевозки мобилизованных, в которых задействовали все казанские АТП.

«Вечерняя Казань» поинтересовалась в пресс-службе мэрии, какими будут правила игры при проведении очередного конкурса на обслуживание городских пассажирских автобусных маршрутов, ведь ранее заключенные пятилетние контракты с перевозчиками истекают в апреле 2023 года. Планируется ли переход с нетто-контрактов на брутто-контракты, будет ли смягчено требование к возрасту автобусов, которым разрешено выходить на линию, и не опасаются ли власти, что желающих заключить контракты вообще не найдется?    

Ответ мы получили следующий: «Новые условия заключения контрактов и форма построения отношений с перевозчиками будут разработаны к 2023 году, к окончанию сроков действия существующих контрактов. Новые контракты будут так же заключаться сроком на 5 лет. Исполкомом изучается вопрос по комплексной оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта Казани. ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (Москва) ведет работы по разработке проекта, который планируется завершить к концу текущего года. В настоящее время обновление подвижного состава откладывается из-за финансового положения предприятий. Смягчение требований, предъявляемых к сроку эксплуатации подвижного состава, в настоящее время не планируется, так как это связано с обеспечением безопасных и качественных перевозок. Однако дальнейшее обновление подвижного состава без федеральных мер поддержки выполнить будет сложно».