«Самые проверенные системы»: почему МСЗ — подходящий способ избавиться от свалок
В опубликованной на сайте «Вечерней Казани» авторской колонке Илья Рыбальченко заявил, что мусоросжигательный завод — опасный шаг. Эксперт ООН и директор по экологии АГК-1 решили вступить в дискуссию и поспорить с его доводами.

Авторская колонка «Вечерней Казани», в которой научный эксперт РЭД, эксперт по стратегическому управлению ISC Consulting Илья Рыбальченко высказал свое мнение о заморозке проекта МСЗ в Казани, вызвала бурные обсуждения. Компания «РТ-Инвест» обратилась к нам с желанием ответить на слова эколога. Публикуем главные тезисы компании-«строителя» мусоросжигательного завода в новой авторской колонке.
Своим мнением решил поделиться профессор кафедры органической химии химического факультета МГУ им. Ломоносова, эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян. Далее - от первого лица.
Я столкнулся с полной некомпетентностью автора публикации в вопросе. Достаточно посмотреть, что написано о золе и шлаке, которые образуются только при сжигании либо неразделённых вообще, либо очень плохо разделённых органических и неорганических отходов. Уже в 2019 году в наших докладах в Госдуме и на международных конгрессах в Сингапуре и Вене мы подчёркивали, что термическая переработка отходов в энергию должна производиться только для отходов, которые прошли предварительную сортировку населением, а главное – профессиональную, промышленную сортировку. Кстати, только такие отходы поступают на первый современный российский завод, который запущен в Подмосковье в декабре 2024 года.

Автор фото: предоставлено «РТ-Инвест»
Автор говорит о токсичных веществах, якобы вылетающих в больших количествах из трубы завода. Для того, чтобы утверждать это, необходимо проводить высокопрофессиональные аналитические измерения «на конце трубы». Этим занимаются либо фирмы, производящие такие заводы, либо государственные организации, контролирующие деятельность всех предприятий такого сорта. Для заводов, один из которых уже запущен, в технических документах имеются гарантии по выбросам продуктов сгорания отходов. Такие же, как и тех нескольких тысяч аналогичных заводов, используемых в самых развитых странах мира: США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Китае, Швейцарии, Канаде, Нидерландах, Бельгии, Италии, Дании, Австрии, Норвегии, Швеции, Финляндии и некоторых других.
Важнейшее техническое достижение этих заводов - использование колосниковых решёток, позволяющих проводить последовательно, в трёх разных температурных зонах, сжигание самих отходов (400-450 градусов) и небольшого количества побочных продуктов сгорания. Это полиядерные ароматические углеводороды (800-850 градусов) и полигалогенированные бифенилы, диоксины и фураны (1200-1260 градусов). Другое очень важное достижение - использование нескольких рукавных фильтров, позволяющих кроме минимального количества вышеупомянутых токсикантов поглощать тяжёлые металлы и галогеноводороды.
Что касается альтернативных технологий сжигания отходов (пиролиз и другие), их следует использовать только в удалённых от крупных городов районов - учитывая как их небольшие размеры, так и невозможность обеспечить необходимую химическую безопасность жителей.
Вместе с Валерием Петросяном свою позицию решила высказать и Елена Жарова, директор по экологии АГК-1 (входит в «РТ-Инвест»).
«Ни о каком запрете заводов по энергетической утилизации отходов в Европе не идет и речи»
Автор публикации о вреде МСЗ говорит о том, что «мусоросжигание по технологии колосниковых решёток - это вчерашний день экологии, давно заброшенный и запрещенный почти во всей Европе. Там уже официально отказались от этой технологии, осознав, что такие заводы приносят не только дым и запах, но и долгосрочные угрозы здоровью людей».
Но если внимательно вчитаться в текст коммюнике Еврокомиссии марта 2019 года (о котором, судя по всему, идет речь), то становится очевидно, что ни о каком запрете заводов по энергетической утилизации отходов речи не идет. Скорее это - призыв пересмотреть отношение к отходам в целом, сделав упор на вторичную переработку, снижение потребления и уменьшение количества мусора, чему строительство заводов по энергоутилизации не противоречит.
В конце марта 2019 года Европарламент принял ряд законов, которые должны были ускорить переход стран ЕС к так называемой «циклической экономике». Были расставлены приоритеты и в сфере обращения с отходами в целом. Они основаны на коммюнике Еврокомиссии от второго декабря 2015 года. Главная идея - создать такую экономическую систему, при которой формируется своеобразный круговорот продуктов и ресурсов, а вторичное использование той или иной вещи закладывается ещё на этапе её производства. В первую очередь это предотвращение появления мусора. Далее следуют вторичное использование и переработка - в новые товары или энергию. А вот свалки в этом списке отсутствуют.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
В документе говорится, что государственное финансирование мусоросжигательных заводов возможно, когда это обоснованно и соблюдаются все цели иерархии. Главная претензия Еврокомиссии в том, что некоторые страны предпочитают сжигать отходы, превращая их в тепло и энергию, а не перерабатывать.
Согласно исследованию Европейского агентства по защите окружающей среды, мусоросжигательные заводы в ЕС распределены неравномерно. Южная и восточная части Европы практически лишены мусоросжигательных заводов. Отходы там по старинке сваливают на полигонах. Еврокомиссия рекомендует этим странам развивать систему РСО и вторичную переработку.
Работа заводов по энергоутилизации в мире
По данным CEWEP (Confederation of European Waste-to-Energy Plants), только в Европе, по последним опубликованным подсчетам, действует порядка 500 заводов по энергетической утилизации отходов. Всего в мире функционируют 2500 аналогичных предприятий. В Швейцарии, Швеции, Австрии, Нидерландах, а также Японии на нее приходится около 91%.

«Независимые международные экспертизы подтвердили безопасность проекта МСЗ»
Илья Рыбальченко утверждает, что «из трубы мусоросжигательного завода вылетает не только пар, но и диоксины, фураны, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), тяжёлые металлы и ещё десятки веществ, названия которых звучат как заклинания, но последствия вполне материальны».
Проекты заводов по энергоутилизации отходов «РТ-Инвест» успешно прошли 11 российских и 2 независимых международных экспертиз. Все заключения подтвердили экологическую безопасность объектов. По проекту заводы оснащаются многоступенчатой системой очистки дымовых газов.

Автор фото: Ростех
На действующем заводе в подмосковном Воскресенске выбросы в постоянном режиме контролируются системой автоматического контроля выбросов по основным загрязняющим веществам, а также давление и температура отходящих газов, содержание кислорода и влажность отходящих газов. Данные будут автоматически передаваться в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, контроль за выбросами загрязняющих веществ в дымовой трубе и на территории, прилегающей к заводу, на регулярной основе производится с привлечением аккредитованных лабораторий.
«Трехступенчатой системы очистки достаточно»
По словам Рыбальченко, «многие защитники мусоросжигаек любят ссылаться на Вену или Цюрих, мол, там же всё чисто и безопасно! Вот только наши российские проекты не имеют ничего общего с европейскими. Представьте себе: у швейцарского завода пять ступеней очистки, а у российского проекта, который я видел еще год назад - только три. Разница? Как между зубной щёткой и веником. Но при этом российский завод проектировался на гораздо больший объём выбросов. Получается, вместо передовых технологий мы получаем огромную фабрику по производству токсичных веществ».
Но это совсем не так. Для возможности максимальной очистки дымовых газов от вредных примесей предусмотрены самые современные и проверенные системы, соответствующие мировому опыту.
Действительно, основной «головной болью» при сжигании отходов, о которой знают все, даже не специалисты, является образование суперэкотоксикантов - диоксинов и фуранов, которого и стремятся избежать технологи. Как известно, около 30% диоксинов сорбируется на частицах летучей золы и могут улавливаться механическими (рукавными) фильтрами, но 70% - присутствуют в газовой фазе. Поэтому в основе современной трехступенчатой очистки на заводах используется технология санитарных «полицейских» фильтров - адсорбция газообразных органических и неорганических веществ с одновременной нейтрализацией кислых выбросов сорбалитом, сухой смесью активированного угля и гидроксида кальция.

Автор фото: Ростех
Современная технология трехступенчатой очистки, при безусловном контроле и соблюдении технологического режима очистки, является достаточной. Предусмотренная система газоочистки позволяет достичь уровня выбросов ниже международных экологических стандартов.
«Шлак и золу можно перерабатывать в полезные продукты»
«Там шлака и золы - 37% от массы мусора. Вдумайтесь: сгорает чуть больше половины, а оставшаяся становится очень опасной, и ее придется захоранивать! Там выбросы диоксинов - на уровне всей Германии или всех 77 МСЗ США. Один завод в Казани способен оставить химический след на 80 квадратных километрах почвы, который не выведется ничем, кроме бульдозера и геотекстиля», - утверждает автор.
Хотелось бы опровергнуть и эти тезисы. Опыт эксплуатации завода энергетической утилизации в Московской области показал образование до двух процентов отходов летучей золы и до 30% отходов шлака (IV класс опасности). Благодаря современным технологиям из золы и шлака возможно извлечение полезных компонентов, таких как стекло, металл. А из остатков - производство таких продуктов, как вторичный щебень различных фракций.

Автор фото: Ростех
Кроме того, абсолютно непонятна методика, по которой получено значение «80 квадратных километрах почвы». Аттестованная и утвержденная в установленном порядке математическая модель аккумуляции загрязняющих веществ в почвенном покрове фактически отсутствует. Более того, международные исследования доказали отсутствие влияния современных объектов по энергетической утилизации отходов на качество сельхозпродукции с близлежащих угодий.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Сергей Салихов, давший показания против владельца «дорожной империи» Айрата Миннуллина, раскрыл все карты. Бизнесмен подробно описал схему хищения миллиардов при строительстве трассы М-12.
В многоэтажке Авиастроительного района города произошел «хлопок» газа — виновник происшествия погиб. Чрезвычайные службы эвакуировали часть жителей дома.
В Казани допросили экс-начотдела министерства земельных и имущественных отношений Татарстана: Ильшат Аминов отверг причастность к махинациям и отказался от заявленного ранее признания вины.
После годовой кочевки русский ТЮЗ наконец-то получил пристанище и определенную стабильность. В освободившемся здании театра им. Тинчурина тюзовцы осядут вплоть до конца реконструкции своего исторического здания на улице Островского
В республике ускорился рост цен: санкционные и логистические ограничения заставляют производителей перекладывать расходы на потребителя. Процесс усилится с изменением ставки НДС в 2026 году, прогнозируют эксперты, но эффект будет временным.








